Поэзия вертикального взлёта

Как-то так сложилось, что поэтов стали делить на тех, кто принимает стихи Цветаевой, и тех, кто боготворит Ахматову. Но ничего случайного в мире не случается – да простят мне читатели сию тавтологию.
 
Если отойти от конкретных имён, то в поэтическом поле рисуются  три направления. Одно – душевная поэзия (Цветаева), другое – духовная поэзия (Ахматова – речь  идёт не о религии, но о понятиях «душа» и «дух»). Третье направление –  то, что  может быть условно определено как тексты акына (что вижу, то пою). Постмодернизм в поэзии, практически весь, является  текстами акына. Это ни хорошо и ни плохо - просто таковы свойства этого направления в поэзии. 

Обратимся к понятиям «душа» и «дух». Душа – это горизонтальная составляющая человека. Душа – всё то, что соединяет тело с окружающим миром с помощью органов чувств, посредством ощущений, желаний, мыслей, рождённых ощущениями и т.д. Душевная поэзия, таким образом, рождена  играми тела. Я определяю её как истерическую поэзию. Есть более  техничное название – суггестивная поэзия.
Многие поэты употребляют словосочетание – тёплые стихи. Душевная поэзия, действительно, тёплая, т..к. она рождена  играми тела.

Дух – это то, что соединяет человека с Творцом,  Абсолютом, Высшими силами. Назовите хоть как, но  Дух – это то, что делает человека человеком, выделяет его из мира животных. Дух – вертикальная составляющая человека. Поэты вертикального взлёта пишут духовные стихи, которые кажутся тем, кто  живёт в горизонтали (т.е. душой)  – холодными. Идущим по горизонтали кажется, что в духовных стихах нет жизни. Но это не так. Поэты вертикального взлёта пишут стихи, в которых не только есть жизнь, но в них именно – настоящая жизнь, жизнь духа. Однако творцам душевной поэзии  дух недоступен (пока недоступен или  по их природе – вообще недоступен). Они просто не понимают духовной поэзии (у них нет инструмента для этого) и не принимают её. Истерическая поэзия строится, по большей части, на безграничной любви к себе.Духовная поэзия проистекает из безграничной любви к миру, как творению высших сил.
 
Поэты вертикального взлёта  понимают душевную поэзию, но относятся к ней как к играм детей. Душевная поэзия – это детство поэзии.  Творец душевной поэзии может повзрослеть и  тогда только он начнёт «видеть» духовные стихи. Он может и сам перейти в состояние вертикального взлёта.

Но творцы духовной поэзии никогда не вернутся в детство, не станут писать душевные стихи. Для них это  – деградация. Хотя умение  писать  т.н. тёплые стихи есть у каждого поэта вертикального взлёта. Но душевные  стихи для них – слишком простая задача.  Иногда они могут это легко продемонстрировать, но лишь в качестве показательного примера.

Что касается третьего вида поэзии – текстов акына, то  такие тексты сможет написать любой грамотный человек, даже не имеющий литературного дара. Вот поэтому  сейчас поэзия массово превратилась в сплошные тексты акына. Миллионы пишущих тексты – миллионы акынов.

 За более чем семь десятилетий советской власти люди забыли о том, что такое душа и дух. Придумали для душевной поэзии метафору – тёплая поэзия. И пролеткульт канонизировал эту т.н. тёплую поэзию. Вот и получилось, что  товарищ Пупкин пишет тёплые стихи, так как они бередят народную душу, будоражат страсти, а Борис Пастернак, Анна Ахматова, Александр Блок – холодные, т.е. чуждые народу стихи.

Мы прекрасно знаем, чем закончилась эпопея написания романа М.А.Булгакова, в котором дышит дух. Ему этого не простили!


Рецензии
Спасибо! Всё очень и очень интересно...

Владимир Нургалиев   20.05.2019 14:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.