Поэзия вертикального взлёта
Если отойти от конкретных имён, то в поэтическом поле рисуются три направления. Одно – душевная поэзия (Цветаева), другое – духовная поэзия (Ахматова – речь идёт не о религии, но о понятиях «душа» и «дух»). Третье направление – то, что может быть условно определено как тексты акына (что вижу, то пою). Постмодернизм в поэзии, практически весь, является текстами акына. Это ни хорошо и ни плохо - просто таковы свойства этого направления в поэзии.
Обратимся к понятиям «душа» и «дух». Душа – это горизонтальная составляющая человека. Душа – всё то, что соединяет тело с окружающим миром с помощью органов чувств, посредством ощущений, желаний, мыслей, рождённых ощущениями и т.д. Душевная поэзия, таким образом, рождена играми тела. Я определяю её как истерическую поэзию. Есть более техничное название – суггестивная поэзия.
Многие поэты употребляют словосочетание – тёплые стихи. Душевная поэзия, действительно, тёплая, т..к. она рождена играми тела.
Дух – это то, что соединяет человека с Творцом, Абсолютом, Высшими силами. Назовите хоть как, но Дух – это то, что делает человека человеком, выделяет его из мира животных. Дух – вертикальная составляющая человека. Поэты вертикального взлёта пишут духовные стихи, которые кажутся тем, кто живёт в горизонтали (т.е. душой) – холодными. Идущим по горизонтали кажется, что в духовных стихах нет жизни. Но это не так. Поэты вертикального взлёта пишут стихи, в которых не только есть жизнь, но в них именно – настоящая жизнь, жизнь духа. Однако творцам душевной поэзии дух недоступен (пока недоступен или по их природе – вообще недоступен). Они просто не понимают духовной поэзии (у них нет инструмента для этого) и не принимают её. Истерическая поэзия строится, по большей части, на безграничной любви к себе.Духовная поэзия проистекает из безграничной любви к миру, как творению высших сил.
Поэты вертикального взлёта понимают душевную поэзию, но относятся к ней как к играм детей. Душевная поэзия – это детство поэзии. Творец душевной поэзии может повзрослеть и тогда только он начнёт «видеть» духовные стихи. Он может и сам перейти в состояние вертикального взлёта.
Но творцы духовной поэзии никогда не вернутся в детство, не станут писать душевные стихи. Для них это – деградация. Хотя умение писать т.н. тёплые стихи есть у каждого поэта вертикального взлёта. Но душевные стихи для них – слишком простая задача. Иногда они могут это легко продемонстрировать, но лишь в качестве показательного примера.
Что касается третьего вида поэзии – текстов акына, то такие тексты сможет написать любой грамотный человек, даже не имеющий литературного дара. Вот поэтому сейчас поэзия массово превратилась в сплошные тексты акына. Миллионы пишущих тексты – миллионы акынов.
За более чем семь десятилетий советской власти люди забыли о том, что такое душа и дух. Придумали для душевной поэзии метафору – тёплая поэзия. И пролеткульт канонизировал эту т.н. тёплую поэзию. Вот и получилось, что товарищ Пупкин пишет тёплые стихи, так как они бередят народную душу, будоражат страсти, а Борис Пастернак, Анна Ахматова, Александр Блок – холодные, т.е. чуждые народу стихи.
Мы прекрасно знаем, чем закончилась эпопея написания романа М.А.Булгакова, в котором дышит дух. Ему этого не простили!
Свидетельство о публикации №216021802231