Иль-фаиль

      Эта история случилась на египетском курорте Хургада незадолго до того, как террористическая организация «Исламское государство» (ИГИЛ) сбила 31 октября 2015 года над Синайским полуостровом самолет A321 российской авиакомпании «Когалымавиа» рейса № 9268 Шарм-эль-Шейх – Санкт-Петербург. Самолет атаковали через полчаса после взлёта. За 20 минут полёта он достиг заданной высоты, а потом рухнул на Землю вблизи поселения Эль-Хасна. Экипаж даже не успел подать диспетчерам сигнал тревоги. Погибло 224 человека. После этого Россия прекратила полеты в туристические центры Египта.

      А до этого египетские курорты были излюбленным местом отдыха россиян. Путевка вместе с перелетом туда и обратно на 6-10 дней стоила около 15-25 тысяч рублей, что вполне устраивало простого российского труженика с ежемесячной зарплатой, соответствующей стоимости недельного отдыха. А впечатления от пребывания на берегу Красного моря с прозрачной водой и теплым климатом в то время, когда в России холода, дожди, слякоть, заморозки, просто не поддаются описанию!

      В один из таких пасмурных, ненастных дней Илья Фёдорович - слесарь одного из заводов Нижнего Новгорода, стройный, подтянутый мужчина, лет 45, с арабской внешностью, темной кожей лица, видать, у него в роду были какие-то арабские корни, - отправился на отдых в Хургаду. Прилетел он туда утром, прибыл в отель и, как и положено, зарегистрировался. На руку ему надели пластмассовый браслет и объяснили, что во время отдыха с этим браслетом, кроме главного ресторана, места постоянного пункта питания, также можно посещать в округе пять или шесть закусочных и пивнушек, где тоже бесплатно накормят и напоят.

      Илья Фёдорович вначале даже не поверил. Как это бесплатно? И решил сразу же убедиться в этом. До десяти часов вечера, до объявления отбоя на ночной отдых, наш турист дважды, а кое-куда и трижды, успел заглянуть в некоторые закусочные и выпить по 2-3 рюмочки рома, виски и водки. Это ему очень понравилось! Правда, больше положенной нормы (2-3 рюмки) на каждой точке не наливают. Но герой, пока обходил их все, как говорят в России, набрался уже предостаточно.

      Утром просыпается Илья Фёдорович, а голова как чугунная, болит невыносимо с похмелья. Настроения нет никакого, а опохмелиться негде. На курорте наливать начинают лишь после одиннадцати. А его об этом не предупредили. Сидит Илья Фёдорович возле отеля сам не свой и слышит:
      - Сабах иль-фаиль!
      Поднимает голову и видит: мимо него араб идет, и эти слова он произнес. Видать, принял его за своего сородича. К русским туристам местные обычно обращаются по-русски, а язык они знают ничуть не хуже, чем сами русские. Ну а Илья Фёдорович по-арабски ни бельмеса не смыслит, но это понял дословно: «Собака ты, Илья Фёдорович».
      - И сам вижу, приятель, что сижу как собака: башка трещит, на душе прескверно, - бубнит себе под нос Илья Фёдорович.

      Дождался бедолага одиннадцати часов, опохмелился, прошелся опять, как вчера, по всем питейным пунктам. Сделав несколько заходов, возвращается турист на обед в ресторан уже довольный и счастливый. А навстречу ему идет другой араб. И угораздило же в этот момент Илью Фёдоровича, так как урны поблизости не оказалось, плюнуть на газон, а точнее отхаркнуться.
      - Нахар иль-фаиль! – тут же произнес ему араб и пошел дальше.
      Илья Фёдорович опять это понял дословно: дескать, не харкай тут иль-фаиль.
      - Да я ни харкаю здесь у вас, - оправдывался тихо, больше перед собой, Илья Фёдорович. – Ну, бросил я окурок в цветы, плюнул на газон, и уже мне замечание делают: «Не харкай! Не харкай!» Какие придирчивые!
Вечером гуляет Илья Фёдорович по территории отеля, подходит к нему знакомый араб и говорит:
      - Масаа аль-хейр!
      - Нет, брат, не нужен мне массаж на эту часть тела, да и вообще мне массаж не нужен. Выпить – пожалуйста! А «этим» я не увлекаюсь, - отмахивается в ответ Илья Фёдорович и отходит от него подальше.

      Поздно вечером, перед сном, заходит Илья Фёдорович в отель, а возле ресепшена стоит араб и кричит ему:
      - Лейля иль-фаиль!
      - Идём ко мне в номер, я налью тебе, - отвечает ему Илья Фёдорович. - Это я вчера не догадался припасти к утру бутылочку рома на похмелье, а сегодня затарился заблаговременно. Так что идём, друг мой, угощу. Я человек не злопамятный и не обижаюсь, что ты меня утром собакой обозвал. Вот только не пойму: что вы все ко мне заладили: «Иль-фаиль, иль-фаиль!» Я же всем вам сказал, что я Илья Фёдорович, а вы всё свое: «Иль-фаиль, иль-фаиль!»
      - Вы меня не поняли,- отвечает ему араб уже по-русски. - Я вам сказал: «Доброй ночи!»
      - Да понял я вас, не хочешь выпить со мной, значит, не уважаешь меня, - махнул рукой Илья Фёдорович и поплелся в свой номер на второй этаж.

      Поднимается и видит: в холле сидит его сосед по гостиничному номеру Виктор – инженер с автозавода. Они вместе летели самолетом из Нижнего Новгорода.
Виктор, его ровесник, худой очкарик, спокойный вежливый человек, Илье Фёдоровичу не понравился ещё в самолёте. Хотелось поговорить с попутчиком на разные темы, потравить анекдоты, поделиться разными историями, а Виктор как сел с ним рядом, так все пять часов лёту просидел, уткнувшись в свою брошюру «Русско-арабский разговорник». В Хургаде он тоже везде ходил с этой книжонкой. И вот сейчас опять сидит и читает этот скучный «разговорник». Илья Фёдорович ещё со школы не любил читать и никогда не интересовался никакой литературой.

      - Доброй ночи, Илья Фёдорович! Вам тоже, как и мне, не спится? Вижу, гуляете в столь поздний час,- заметил ему Виктор. – Ну, как отдыхается?
      - Да всё-то ничего, только вот некоторые неприятности за истекший день со мной произошли, - обрадовавшись собеседнику, поторопился поделиться Илья Фёдорович.
      - А что случилось? – полюбопытствовал Виктор.
      - Что случилось! Утром сижу, мучаюсь с похмелья, проходит араб и говорит, что я собака. В обед только плюнул на газон, другой араб мне кричит: «Ни харкай!». Вечером, правда, знакомый араб мне массажистку предлагал, видать, какую-то русскую путану хотел мне подсунуть. А зачем мне путаны? Их у нас и в Нижнем - на каждом углу. А я, как говорят: «Рожденный пить, «обслуживать» не может!»

      Виктор смотрел на собеседника и о чем-то думал.
      - И к тому же эти арабы меня здесь перекрестили,- продолжал Илья Фёдорович.
      - Как перекрестили? – не понял Виктор.
      - Все они меня называют: «Иль-фаиль!», хотя я несколько раз им всем говорил, что я Илья Фёдорович, а они всё твердят свое: «Иль-фаиль, Иль-фаиль!» Дома некоторые в шутку меня зовут Араб Фёдорович. За темный цвет моего лица. И я там не сержусь на них, а тут для арабов стал Иль-фаилем.

      Виктор понял, в чем дело, улыбнулся и протянул Илье Фёдоровичу «Русско-арабский разговорник».
      - Прочитайте, пожалуйста, Илья Фёдорович, вот здесь всего полстранички.
      - Да я же говорил вам, что не интересуюсь языками, - отнекивался Илья Фёдорович. - Всё равно не запомню ничего.
      - А вы свяжите эти слова с какими-нибудь предметами, действиями или событиями из вашей жизни, и они легко вам запомнятся. Это очень хороший способ запоминания иноязычных слов – связывать их с чем-нибудь по ассоциации. Да Вы посмотрите!

      Илья Фёдорович неохотно взял разговорник и прочитал:
Доброе утро!   –  Сабах иль-фаиль! или Сабах аль хейр!
Добрый день   -  Нахар иль-фаиль!
Добрый вечер –  Масаа иль-фаиль! или Масаа аль-хейр!
Доброй ночи    – Лейля иль-фаиль!

      Ухватился тут наш турист за голову и сокрушенно произнёс:
      - А я-то думал, это они меня называют Иль-фаилем. И сабах, оказывается, – это утро, а вовсе не собака, как думал я… Ох! Как я плохо подумал об арабах! О людях доброжелательных, воспитанных и внимательных! Позор, позор мне! Пожалуй, пойду выпью со стыда. И прямо с завтрашнего утра начну изучать арабский разговорник.


Рецензии
Точно, незнание языка не снимает ответственности.

Василий Вялый   19.02.2016 10:19     Заявить о нарушении