Любовный... многоугольник. Продолжение

   Мог ли юноша предположить, что любимая Адель окажется столь несхожего с ним темперамента! Она считала, что страсть - это нечто излишнее, что она недолговечна: - "Смилуйся надо мной, люби меня мирно, спокойно".

   Вскоре после свадьбы Адель забеременела и ровно через девять месяцев после свадьбы родила сына. Виктор был счастлив своим ранним отцовством. Он чувствовал небывалый прилив сил и работал, работал. Он многому научился, много создал. Успех его был очевиден: один за другим выходили его сочинения.

   Адель, всегда беременная или кормящая ребенка, усталая, не разделяла пламя чувственности мужа. Может быть, невольно он думал о других женщинах, тем более, что он часто бывал в обществе художников и их натурщиц. Виктор был на пороге тридцатилетия, и все, кто знал его , говоря о нем, употребляли слова - счастье, полнота жизни, веселость.  Гюго был в глазах молодежи мастером, ничье господство с большим восторгом не признавалось.

   Но беда подкралась неожиданно и оттуда, откуда ее не мог ждать Виктор. У него был друг - Сент - Бев, который через него вошел в поэзию. Гюго тоже от него многому  научился. Каждый из них обладал тем, чего не было у другого. Трудно найти людей настолько разных!  Сент - Бев - неуклюжий, робкий, закомплексованный, убежденный в том, что никогда никто его не полюбит, довольствовался продажными женщинами.

   Дружба с Гюго, открыла ему двери в его дом, где бедный мужчина получил все, чего у него не было: семейный очаг, друзей, детишек, которых он не имел. Он чувствовал себя счастливым и спасенным от одиночества, находясь в доме Виктора.

   Наступил 1829 год. Гюго работал над "Собором парижской богоматери" и собирался написать пьесу для театра. Весь год он работал с утра до вечера, а, бывало, с вечера до утра: то писал, то бежал в театр или к издателям, то бродил по старому  Парижу, вокруг Собора,или прохаживался по Люксембургскому саду, сочиняя стихи. А Сент - Бев тем временем дважды в день приходил в дом, где заставал  лишь Адель. Вначале Он выказывал женщине только почтение, но заметил, что она - в отсутствие своего знаменитого супруга - переходит к задушевным беседам. Часто Адель, рассказывая о своей семье, обычаях и интимных привычках, плакала.

   Сент - Бев утешал ее, жалел. Адели это было приятно, т.к., родив уже четырех детей,  она тяготилась своим браком, потому что ее гениальный супруг был могучим и ненасытным любовником, и она боялась родить еще одного ребенка.

   Виктор смотрел на Сент - Бева как на друга, и никак не предполагал, что тот может стать соблазнителем. Но, вероятно, в отношения Адели и "друга семьи" вмещался дьявол. Однажды женщина постаралась, чтобы Сент - Бев застал ее причесывающей волосы. Он был взволнован: пришла мысль, что ее волосы, небрежно лежащие на голове, сегодня - завтра разовьются при малейшем вздохе и волной упадут ему на лицо. Ему Адель казалась  цветущим деревцем от которого исходило благоухание.

   Гюго был полностью поглощен театральными репетициями и совсем не бывал дома. Будучи образцовым мужем и отцом, Гюго больше не принадлежал семье. А Сент - Бев уже бесцеремонно говорил об Адели со своими приятелями. В Париже распространились слухи о связи жены Гюго с Сент - Бевом.

   Адель разлюбила  своего знаменитого мужа. Гюго это понимал. Понимал он и причину этого: у него, как и у его отца,  требования чувственности были  сильнее обычных. А Адель хотела покоя,  отдыха,  страшилась пылких страстей и отвергала домогательства мужа. Кроме того, он всецело отдавал себя творчеству и часто бывал не очень любезен с женой.

   Отношения между Гюго и Сент - Бевом испортились, но под давлением Адели они помирились. Однако, не было прежнего доверия:  когда все трое были вместе, Виктор следил за женой и другом. Оставшись наедине с женой он устраивал ей сцены. Она оправдывалась тем, что, "когда он ее мучает, она меньше его любит". Сегодня сказали бы, что эти двое были совершенно несовместимой парой, и были бы правы.

   Коварный Сент - Бев добился от Адели согласия на свидание - сначала в какой - нибудь удобной церкви, где можно спокойно поговорить, а затем - в его комнатушке. Удивительно, как смог он  эту богобоязненную, добродетельную и щепетильную женщину склонить к такому шагу?! А сумел он хитростью: коварный соблазнитель сказал женщине, что найдет другую. Тогда Адель, боясь потерять его, согласилась встретиться с ним, всего лишь встретиться. Однако у него появилась уверенность, что  он покорил женщину, впервые в жизни, да еще женщину, которую в обществе считали  недоступной.

   А что же Виктор Гюго? До него, конечно, доходили слухи. Он чувствовал себя несчастным: он поставил всю жизнь на карту, три года он боролся, чтобы завоевать эту женщину, восемь лет жил в иллюзии, что Адель благоговеет перед ним. Он мечтал, что они будут идеальными супругами, связанными романтической любовью, чувственной и чистой. А оказалось, что рядом с ним  - разочарованное сердце. Она его не слышит, не понимает, словно скала среди океана.

   Сент - Бев перестал бывать у Гюго, но тайком встречался с Аделью, правда только в церкви. А вот бывала ли Адель у него на квартире в тот год, а, может, через год -  никто не ответит на этот вопрос.

   Супруги Гюго все еще жили вместе. Они  поменяли местожительство, сняли большую квартиру на третьем этаже старинного особняка на Королевской площади. Сент - Бев тоже снял недалеко комнату в гостинице, чтобы Адель могла ходить к нему пешком...

   Гюго продолжал работать. Однажды он читал в фойе театра Порт - Сен - Мартен свою пьесу. Во время читки присутствовала молодая и красивая актриса Жюльетта Друэ, очень хотевшая получить роль. Гюго не был с ней знаком, только однажды мельком видел ее на балу. Жюльетта - "белоснежная", черноокая, высокая, пленительная, сверкающая драгоценностями - была одной из самых блестящих красавиц Парижа.

   Читая пьесу, Гюго несколько раз встретился с ней взглядом и угадал в нем симпатию и влечение. Тогда на сердце у него было одиноко и грустно. Виктор и Жюльетта сразу были очарованы друг другом.
   Гюго много говорил о Жюльетте, расспрашивал о ней. И вот, что он узнал.

   А что ему сообщили о прекрасной Жюльетте, расскажу в следующий раз.

   P.S. На снимке - Жюльетта Друе, преданно любившая Гюго 50 лет.

   


Рецензии
Ната спасибо большое, ты коварная соблазнительница,Эдик

Машкевич Эдуард   27.02.2016 17:10     Заявить о нарушении
Эдик, уж ты - то знаешь, как не подходит мне это слово! До сегодняшнего дня я слышу упрек, что была всегда девушкой "слишком строгих правил".

Магда Кешишева   27.02.2016 17:18   Заявить о нарушении