Транспорт из Бразилии

         -В прошлый раз ты о чём-то хотел попросить меня. А так и не попросил.
         -Да, но я подумал тогда – а стоит ли тебя беспокоить.
         -Нет! так не пойдёт, давай выкладывай! Зачем эти недомолвки?

         -Ну, тогда слушай. – Дед помолчал немного, вздохнул и стал говорить. -В июне, когда отмечали скорбный день начала войны, я слушал по радио выступление одного нашего журналиста. Он, Оля, говорил о том, как относились люди разных стран к этой чудовищной войне. – Дед помолчал немного и заговорил снова.
          -Знаешь, в его выступлении промелькнули слова о том, как дети Бразилии, в основном школьники собирали подарки советским детям. Да, в Бразилии! У них не было войны, бомбы там не взрывались, города не горели. Война их почти совсем не касалась, но что-то было в душах бразильских детей, что заставило экономить на завтраках и покупать шоколад, чтобы потом отправить в Советский Союз. У них была мечта – снарядить целый пароход с шоколадом детям, у которых отцы воюют с фашистами.

        -Неужели целый пароход шоколада?

-Да, целый пароход! – Дед улыбнулся и посмотрел на Ольгу. - И вот, когда я услыхал об этом, мне захотелось узнать все подробности, всё-всё: и как звали капитана этого парохода, и название самого корабля, и когда он отправился в нелёгкий путь, и где его встречали. Но вот почти год, а я так ничего и не узнал. Я, Оля, человек старый и писать грамотные письма за границу… понимаешь? А из наших газет и журналов приходят стандартные ответы – не знаем, сведений не имеем, но обещаем сообщить, если… Время-то идёт, а я так ничего и не узнал.

-А этот корреспондент – он что, был там во время войны?

-Нет. он тогда, наверно, и в школу-то ещё не ходил.

Я сейчас сказал – целый пароход. Конечно же - нет. Школьники не могли собрать столько. Ящики с шоколадом, если они и были, то это был непредвиденный попутный груз. Вот и хочу я узнать обо всём этом. И как назывался тот корабль, как звали капитана…

        Иногда перед сном, когда уже закрыты глаза, мне видится, как загружают большой океанский корабль ящиками, в которых шоколад, собранный детьми. И как корабль издаёт прощальный гудок, а дети машут руками, провожая его в далёкую и неизвестную для них Россию, а корабль всё уменьшается и уменьшается в размерах, и, наконец, совсем исчезает за горизонтом.

И меня охватывает чувство тревоги за этот корабль, потому что в Атлантике между Европой и Америкой рыщут немецкие подводные лодки, готовые пустить на дно любое, даже мирное торговое судно. Но я немного успокаиваюсь от мысли, что корабль, скорее всего, обогнёт сначала южную часть Африки и будет плыть в Индийском океане, где немецких подводных лодок быть не должно. И приплывёт наш корабль к берегам Ирана, и встретят его вместе с другими людьми представители нашей страны.

-Ты куда-нибудь обращался?

-Да, я написал письмо в посольство Бразилии и просил ответить на несколько вопросов. Через месяц мне пришло сообщение, что об этом им ничего не известно. Меня поблагодарили за доброе отношение к их стране и… всё.      Писать президенту или премьеру Бразилии я как-то не решаюсь, да и будут ли там заниматься этим.
 
Позже я нашёл в старых журналах, что только в феврале 1942 года немецкие подлодки потопили в Атлантике шесть гражданских судов из Бразилии.
-Да, шла война. Тут уж…

Я почему-то думаю, что всё это было и дети действительно экономили на завтраках. И на эти деньги покупали шоколад для своих сверстников в воюющей России. Но вот доплыл ли этот транспорт к месту назначения – не известно.

-А просьба твоя, дедушка, в чём?

-Если у тебя, Оленька, будет в Москве свободная минутка – загляни, спроси. Вдруг, да что-нибудь… Я вот тут адреса записал…


Рецензии
Зато из Советского Союза успешно всю войну везли на поездах Гитлеру нефть, уголь, сталь и т.д.

Валентина Газова   19.11.2016 20:44     Заявить о нарушении
Валентина! Вы что-то путаете. От незнания истории государства нашего или специально? Для начала скажу, что в войну поезда к Гитлеру не ходили. А дальше... читайте. изучайте, умнейте, наконец...

Владимир Пеганов   19.11.2016 20:52   Заявить о нарушении
Наивность не всегда свята.

Валентина Газова   19.11.2016 20:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.