Забытая история и память молчащая

Московский Монетный Двор тиражом 5 000 экземпляров выпустил жетон “2 войны И.К.”


Аверс.

На аверсе жетона изображены два боевых самолёта: один со звездой-эмблемой армии США и буквами на фюзеляже WR A; другой со звездой Красной Армии и бортовым номером 27.

Люди, интересующиеся военной техникой, по силуэтам и некоторым деталям конструкции опознали бы истребитель “Мустанг” и, после некоторых колебаний при сравнении с Ла-5ФН, истребитель Ла-7.

По окружности аверса расположена надпись УЧАСТНИКАМ НЕИЗВЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ БОЁВ ПОСВЯЩАЕТСЯ.

Имеются ещё две надписи: 2 ВОЙНЫ И.К. и 1945.

Внизу, на фоне облаков, изображена пятиконечная звезда.

Особая деталь – американский истребитель явно горит, испуская клубы дыма.


Реверс.

На реверсе жетона изображены два боевых самолёта без опознавательных знаков.

По силуэтам и деталям, а также по некоторым сопроводительным надписям на реверсе – это истребители МиГ-15 и МиГ-15бис.

По окружности реверса идут две надписи, разделённые двумя пятиконечными звёздами: “Ваня – бей, а я прикрою!” и “Таинственный ас Ли Си Цын”.

Имеются ещё надписи: США, КНДР, СССР; 1950 и 1953.

Кроме этого на реверсе располагаются клейма производителя жетона - ММД.

Гурт у жетона рубчатый.


Не очень понятно, почему Авторы жетона ограничились двумя буквами И.К. в надписи 2 ВОЙНЫ И.К.

Если бы они не зашифровали своё послание, то сразу бы всё стало понятным.

Первое, о чём вспоминаешь - в Корее воевал (1950-1953 г.г.) 64-й истребительный авиационный корпус (64 иак).

Авторы жетона пропустили букву А?

Должно быть: 2 ВОЙНЫ ИАК?

Не может быть, чтобы всё было так просто…

Значит нужна расшифровка.

Расшифровка изображений и надписей АВЕРСА.

Горящий истребитель “North American P-51 Mustang”.
 
Вероятно, изображён Р-51D (судя по остеклению кабины пилота).

О буквах на фюзеляже WR…

Из публикации http://wunderwafe.ru/Magazine/AirWar/40/05.htm

можно узнать, что это обозначение 354-й эскадрильи из состава 355-й
истребительной группы, 65-го истребительного крыла, 2-й авиационной дивизии, с
базированием на аэродром Стипл-Морден (Великобритания).

Цитата:

“Группа получила Р-51 в апреле 1944 года. Машины несли камуфляж и все положенные элементы быстрой идентификации. Группа состояла из следующих эскадрилий: 354-й (WR), 357-й (OS) и 358-й (YF).”

Истребитель Ла-7 с бортовым номером 27.

На нём воевал советский лётчик-ас Иван Никитович Кожедуб.

Об этом можно узнать из публикации УГОЛОК НЕБА


Цитата:

“В Июле 1944 года Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го ГвИАП.
Этот полк, первым в Советских ВВС, в Августе 1944 года перевооружили на новейшие истребители Ла-7.

С сентября 1944 года, уже в Польше, на левом крыле 1-го Белорусского фронта Иван Кожедуб ведет бои способом "свободной охоты". Сначала он получил трехпушечный вариант истребителя, а затем пересел на обычный двухпушечный.

Именно этот самолет с бортовым номером "27", на котором Иван Кожедуб одержал 17 последних побед, сейчас является украшением коллекции Монинского музея авиации.

К 62 немецким самолетам официально сбитым И.Н.Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить и 2 американских истребителя, сбитых им в самом конце войны.

В Апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции.

С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнюю машину.

Тот задымил и со снижением пошел в сторону наших войск ( пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился ).

Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, Кожедуб атаковал и ведущего - тот взорвался в воздухе.

Несколько позже ему удалось рассмотреть белые звезды на незнакомых машинах - это были "Мустанги".
 
После войны остался на службе в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную Академию.

Принимал участие в Корейской войне 1950 - 1953 гг. ( командовал 324-й ИАД )."


Всё стало на свои места.

2 ВОЙНЫ И.К. – это две войны, в которых принимал участие Иван Кожедуб.

Первая война – это Великая Отечественная Война с гитлеровской Германией и её саттелитами.

Два сбитых Кожедубом американских “Мустанга”, вероятно, следует отнести к потерям от так называемого “дружественного огня” (англ. friendly fire).

Это не единичный случай “дружественного” огня.

7 ноября 1944 года в районе города Ниш в Югославии, будущий Главнокомандующий
Войсками Противовоздушной обороны страны, Маршал авиации Колдунов Александр
Иванович принял участие в воздушном бою с американскими тяжёлыми истребителями
Р-38 “Лайтнинг” (англ. Lockheed P-38 Lightning).

Но это другая история…


Расшифровка изображений и надписей РЕВЕРСА.


Второй войной для Ивана Никитовича Кожедуба стала война в Корее.

Цитата:

“Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса.

С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).”

Надписи на жетоне: “Ваня – бей…” и “Таинственный ас Ли Си Цын” объясняет сам Иван Никитович Кожедуб.

Цитата:

"По этому поводу воевавший в Корее трижды Герой Советского Союза лётчик Иван Никитович Кожедуб (псевдоним во время боевых действий в составе Группы советских военных специалистов в Корее — Крылов) рассказывал:

— Да, у меня была другая фамилия. Ли-Си-Цын. Впрочем, вся эта «маскировка» была шита белыми нитками. Когда бой начинался, общались, разумеется, по-русски: «Паша, прикрой, атакую…»"

Кроме упомянутых на реверсе США, КНДР, СССР, в той войне участвовали КНР, Южная Корея, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.

И если на аверсе авторами был изображён боевой эпизод с участием конкретных
истребителей США и СССР, то на реверсе изобразили только наши МиГи.

Правда, в Реальности бортовые номера на МиГах рисовали на носовой части фюзеляжа, а не там, где на жетоне.

На реверсе, вероятно, логичнее было бы изобразить МиГ-15 и Норт Американ F-86 «Сейбр» (англ. North American F-86 Sabre), но...

Но Авторам - виднее.

Тем более, что с обоих сторон 38-й параллели участвовало большое количество
самолётов разных марок и типов, в том числе палубная авиация США и Великобритании.
------------------

Маршал авиации И.Н. Кожедуб был нашим современником.

Он скончался 8 августа 1991 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


Рецензии
Инициаторам выпуска сего жетона и исполнителям оного надо было быть внимательнее к деталям... это важно. Мало-мальски знакомый с историей будет огорчен небрежностями...

Автор справедлив в замечаниях...

Сухинин   02.11.2019 20:33     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание!

С уважением,

Краузе Фердинанд Терентьевич   03.11.2019 10:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.