Забытая история и память молчащая
Аверс.
На аверсе жетона изображены два боевых самолёта: один со звездой-эмблемой армии США и буквами на фюзеляже WR A; другой со звездой Красной Армии и бортовым номером 27.
Люди, интересующиеся военной техникой, по силуэтам и некоторым деталям конструкции опознали бы истребитель “Мустанг” и, после некоторых колебаний при сравнении с Ла-5ФН, истребитель Ла-7.
По окружности аверса расположена надпись УЧАСТНИКАМ НЕИЗВЕСТНЫХ ВОЗДУШНЫХ БОЁВ ПОСВЯЩАЕТСЯ.
Имеются ещё две надписи: 2 ВОЙНЫ И.К. и 1945.
Внизу, на фоне облаков, изображена пятиконечная звезда.
Особая деталь – американский истребитель явно горит, испуская клубы дыма.
Реверс.
На реверсе жетона изображены два боевых самолёта без опознавательных знаков.
По силуэтам и деталям, а также по некоторым сопроводительным надписям на реверсе – это истребители МиГ-15 и МиГ-15бис.
По окружности реверса идут две надписи, разделённые двумя пятиконечными звёздами: “Ваня – бей, а я прикрою!” и “Таинственный ас Ли Си Цын”.
Имеются ещё надписи: США, КНДР, СССР; 1950 и 1953.
Кроме этого на реверсе располагаются клейма производителя жетона - ММД.
Гурт у жетона рубчатый.
Не очень понятно, почему Авторы жетона ограничились двумя буквами И.К. в надписи 2 ВОЙНЫ И.К.
Если бы они не зашифровали своё послание, то сразу бы всё стало понятным.
Первое, о чём вспоминаешь - в Корее воевал (1950-1953 г.г.) 64-й истребительный авиационный корпус (64 иак).
Авторы жетона пропустили букву А?
Должно быть: 2 ВОЙНЫ ИАК?
Не может быть, чтобы всё было так просто…
Значит нужна расшифровка.
Расшифровка изображений и надписей АВЕРСА.
Горящий истребитель “North American P-51 Mustang”.
Вероятно, изображён Р-51D (судя по остеклению кабины пилота).
О буквах на фюзеляже WR…
Из публикации http://wunderwafe.ru/Magazine/AirWar/40/05.htm
можно узнать, что это обозначение 354-й эскадрильи из состава 355-й
истребительной группы, 65-го истребительного крыла, 2-й авиационной дивизии, с
базированием на аэродром Стипл-Морден (Великобритания).
Цитата:
“Группа получила Р-51 в апреле 1944 года. Машины несли камуфляж и все положенные элементы быстрой идентификации. Группа состояла из следующих эскадрилий: 354-й (WR), 357-й (OS) и 358-й (YF).”
Истребитель Ла-7 с бортовым номером 27.
На нём воевал советский лётчик-ас Иван Никитович Кожедуб.
Об этом можно узнать из публикации УГОЛОК НЕБА
Цитата:
“В Июле 1944 года Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го ГвИАП.
Этот полк, первым в Советских ВВС, в Августе 1944 года перевооружили на новейшие истребители Ла-7.
С сентября 1944 года, уже в Польше, на левом крыле 1-го Белорусского фронта Иван Кожедуб ведет бои способом "свободной охоты". Сначала он получил трехпушечный вариант истребителя, а затем пересел на обычный двухпушечный.
Именно этот самолет с бортовым номером "27", на котором Иван Кожедуб одержал 17 последних побед, сейчас является украшением коллекции Монинского музея авиации.
К 62 немецким самолетам официально сбитым И.Н.Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить и 2 американских истребителя, сбитых им в самом конце войны.
В Апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции.
С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнюю машину.
Тот задымил и со снижением пошел в сторону наших войск ( пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился ).
Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, Кожедуб атаковал и ведущего - тот взорвался в воздухе.
Несколько позже ему удалось рассмотреть белые звезды на незнакомых машинах - это были "Мустанги".
После войны остался на службе в ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную Академию.
Принимал участие в Корейской войне 1950 - 1953 гг. ( командовал 324-й ИАД )."
Всё стало на свои места.
2 ВОЙНЫ И.К. – это две войны, в которых принимал участие Иван Кожедуб.
Первая война – это Великая Отечественная Война с гитлеровской Германией и её саттелитами.
Два сбитых Кожедубом американских “Мустанга”, вероятно, следует отнести к потерям от так называемого “дружественного огня” (англ. friendly fire).
Это не единичный случай “дружественного” огня.
7 ноября 1944 года в районе города Ниш в Югославии, будущий Главнокомандующий
Войсками Противовоздушной обороны страны, Маршал авиации Колдунов Александр
Иванович принял участие в воздушном бою с американскими тяжёлыми истребителями
Р-38 “Лайтнинг” (англ. Lockheed P-38 Lightning).
Но это другая история…
Расшифровка изображений и надписей РЕВЕРСА.
Второй войной для Ивана Никитовича Кожедуба стала война в Корее.
Цитата:
“Во время войны в Корее командовал 324-й истребительной авиационной дивизией (324-й иад) в составе 64-го истребительного авиационного корпуса.
С апреля 1951 по январь 1952 года лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед, потеряв всего 27 машин (9 пилотов погибло).”
Надписи на жетоне: “Ваня – бей…” и “Таинственный ас Ли Си Цын” объясняет сам Иван Никитович Кожедуб.
Цитата:
"По этому поводу воевавший в Корее трижды Герой Советского Союза лётчик Иван Никитович Кожедуб (псевдоним во время боевых действий в составе Группы советских военных специалистов в Корее — Крылов) рассказывал:
— Да, у меня была другая фамилия. Ли-Си-Цын. Впрочем, вся эта «маскировка» была шита белыми нитками. Когда бой начинался, общались, разумеется, по-русски: «Паша, прикрой, атакую…»"
Кроме упомянутых на реверсе США, КНДР, СССР, в той войне участвовали КНР, Южная Корея, Великобритания и ряд других стран в составе миротворческих сил ООН.
И если на аверсе авторами был изображён боевой эпизод с участием конкретных
истребителей США и СССР, то на реверсе изобразили только наши МиГи.
Правда, в Реальности бортовые номера на МиГах рисовали на носовой части фюзеляжа, а не там, где на жетоне.
На реверсе, вероятно, логичнее было бы изобразить МиГ-15 и Норт Американ F-86 «Сейбр» (англ. North American F-86 Sabre), но...
Но Авторам - виднее.
Тем более, что с обоих сторон 38-й параллели участвовало большое количество
самолётов разных марок и типов, в том числе палубная авиация США и Великобритании.
------------------
Маршал авиации И.Н. Кожедуб был нашим современником.
Он скончался 8 августа 1991 года.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Свидетельство о публикации №216021802491
Автор справедлив в замечаниях...
Сухинин 02.11.2019 20:33 Заявить о нарушении