Апостолы. 1. 14. Случай из детства

   После жуткой резни в Иерусалиме на празднике Песах Ирод Архелай отправился в Рим, чтобы император Август утвердил его на должность царя Израиля. Он спешил так, как некогда его отец Ирод 1, союзник, почти что друг, - если это вообще возможно в политике, -  амбициозного Марка Антония,  в прошлом соратника Гай Юлия Цезаря, а впоследствии "мятежного генерала" Римской империи, взявшегося управлять Египтом , но погрязшего в интригах против Рима в союзе с  царицей Клеопатрой и все потерявшего, включая и свою жизнь. Молодой, но мудрый, завоевавший в гражданской войне абсолютную власть император Октавиан, законный наследник самого Юлия Цезаря , благосклонно отнесся тогда к Ироду, добровольно и покорно явившемуся на милость с непокрытой головой, без короны, и снова назначил его на царство над всем Израилем; но теперь Август поступил с его старшим сыном осторожнее, так как еще и младший Антипа по другому завещанию Ирода 1  претендовал на абсолютную власть.
   Архелай удостоился только титула этнарха - правителя этноса. Ему выделили в правление половину Израиля: Иудею, с общим и единственным для всех евреев Храмом в Иерусалиме, далее - Самарию и Идумею.
   Против назначения жестокого Архелая царем были многие евреи, как простые, так и знатные, так же проживавшие и в Риме. Император, не желавший народных мятежей в завоеванных странах,  предпочитал назначать там правителями местных лидеров, но послушных, прирученных.
   Удобной чиновничьей формой правления была тетрархия (от греческого - четыре). Колония делилась на четыре части, и над каждой стоял свой отдельный правитель, но мог быть и один тетрарх над раздробленной колонией.
   Итак,  Архелай получил свою "1/4" с титулом еще и этнарха - лидера народа.
   Его родной младший брат Антипа, так же претендовавший по второму завещанию на царство, овладел Галилеей и Переей.
   Филипп, третий брат по отцу, но от другой матери, получил меньшие области: Трахониду, Витанею и Гавланитиду.
   Четвертым тетрархом был назначен Лисаний, чиновник от Рима. Ему досталась Авилинея.
   Надо отметить, что тогда в Израиле не было согласия ни среди братьев правителей, ни среди всего еврейского народа, расколотого, как по чистоте крови, так и по религиозным амбициям. Востания, вызываемые разными причинами, вспыхивали одно за другим и жестоко подавлялись Римом с огромными для евреев человеческими жертвами.

   И все же был в Израиле оазис мира, где рос и воспитывался Младенец Иисус. Это был город Назарет в Галилее. И думается сие было не случайным, - Бог берег покой Своего Сына. В Евангелии нет описания  детства Иисуса.  Вероятно, за неимением достоверных сведений евангелисты свято не трогают этот счастливый отрезок времени Его земной жизни, где Он тихо рос,  объятый любовью Своей Матери , Девы Марии и Иосифа, нареченного Его отцом.  Есть некоторые предания об этом, но они официально не признаются Церковью.
   И только однажды Евангелист Лука повествует о случае, произошедшим с Иисусом, когда ему исполнилось двеннадцать лет...

   В каждой еврейской семье, не только в Израиле, но и по всему миру, чтилось и изучалось Священное Писание так, что даже маленькие дети знали его содержание не хуже взрослых. В великий праздник Песах паломники считали за обязанность посетить Иерусалим, чтобы принести в Храме свою жертву Богу, счастливым образом выведшему некогда евреев из египетского плена с их богатым имуществом и попросить себе и своим близким земного счастья.
   Как правило любое иудейское поселение формировало для этого караваны, - ведь в окружении земляков и родственников было куда спокойнее совершать дальние путешествия, нежели в одиночку.
   Каждый год на праздник Песах ходило в Иерусалим и Святое Семейство.


   Парят высоко в небе орлы. Равнодушные к земной суете горы величественны и прекрасны. Караван останавливается на ночлег. Разводятся костры, приготовляется ужин, но многолюдный лагерь сдержан в речах, немногословен, ибо паломники уже в пути настраивают себя на молитвенный лад.
   Вскоре огни костров угасают, и на огромном небе россыпями загораются бесчисленные звезды. Прекрасен, необъятен и невместим в человеческое сознание мир, созданный Творцом!
   О чем размышлял Иисус, глядя в звездное небо? Разве можно представить это, когда уже в пытливой зрелости или мудрой старости не обладаешь и толикой того божественного знания, что уже содержалось в детской плоти Сына Божьего...

   Как гигантский котел кипит Иерусалим, до краев наполненный снующими паломниками. Сняты на ночлег все возможные для этого жилища, люди ночуют прямо на улицах. Повсюду в толпе религиозно настроенных людей мелькают бойкие наглые мальчишки, аферисты всех мастей, скрытно и явно женщины легкого поведения и опытные воры. Жизнь человеческая, полная страстей, даже в великий религиозный праздник не всем дает отрешиться от суетной действительности. Знали бы, что среди них есть мальчик, Сын Самого Бога, тот, кто укажет скоро этому сумасшедшему, погрязшему во грехах миру путь к спасению!

   С исполнением двеннадцати лет еврейские отроки имели право голоса в синагогах, - они прилюдно читали Святое Писание, но толковать его могли только люди взрослые, опытные в этом.
   Обильной рекой лилась жертвенная кровь. Священники, как опытные бойцы, резали и виртуозно разделывали предназначенных для заклания животных.
    Евангелист Лука пишет: " Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и матерь Его сказала Ему: Чадо! что ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов, и Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и любви у Бога и человеков."


Рецензии