2. Исторические знания в 15-16 веках
политической публицистики , среди произведений которой значительное место
занимали сочинения исторического содержания. В среде духовенства возникают
теории, объясняющие могущество Руси ее религиозным превосходством над другими
землями, сосредоточением после падения Византии именно на Руси истинной веры.
В окружении новгородского архиепископа Геннадия в конце 15 века возникает
"Повесть о белом клобуке "возрождающая легенду о присылке из Византии в
Новгород головного убора главы церкви. В "Повести" утверждалось превосходство
власти церковной над властью государя, превосходство "священнства над"царством"
Сочинения, возвеличивавшие религиозное значение Руси, способствовали
возникновению теории "Москва-третий Рим", впервые сформулированной в 16 веке,
псковским монахом Филофеем . Согласно этой теории ,исторической преемницей
Римской и Византийской империй ,является Московская Русь-"третий Рим".
Большую роль в обосновании официальной идеологии московского "самодержавства"
сыграло "Сказание о князьях Владимирских ".В нем рассказывается о происхождении
русских князей от императора Августа и о получении из Византии регалий
русских государей -в первую очередь "венца" (шапки) Мономаха-символа
великокняжеской власти.Идеи "Сказания" приобрели в 16 веке характер
официальной политической концепции. Наиболее значительным памятником
исторической мысли конца 15 века были общерусские летописные своды,
составленные в 1472 и в 1479-1480 годах в канун освобождения от татаро-
монгольского ига. Идея объединения русских земель под властью московского
государя основная политическая мысль этих летописных сводов. Из Московских
летописных сводов середины 16 века наиболее известными являются летописи:
Воскресенская и Никоновская . В 60-70 -е годы 16 века создается огромный
лицевой летописный свод (около 10 тысяч листов), излагающий события от
"сотворения Мира" до середины 16 века. Создаваемые в Москве официальные
летописи призваны были служить делу укрепления централизованного государства
и власти московского государя, ставшего "государем всея Руси ".Составление
летописей рассматривалось как большая государственная задача. В Новгороде и
Пскове в 16 веке сохраняется местное летописание проникнутое антимосковскими
тенденциями.В это время обнаруживается большой интерес к биографиям
государственных деятелей. Историческая личность становится в центр
повествования .Примером нового типа исторического сочинения , сохраняющего ,
однако,традиционную летописную форму, является "Летописец начала царства
царя и великого князя Ивана Васильевича ". Как полагал историк А А Зимин ,
"Летописец "был составлен руководителем правительства "Избранной Рады"
А Ф. Адашевым. Особенно сказался интерес к биографиям деятелей русской истории
в "Степенной книге "("Книга степенная царского родословия"), которая
представляет собой, по выражению Д.С.Лихачева ,грандиозную портретную галерею
деятелей русской истории. Ивану Грозному посвящена "История о великом князе
Московском", написанная князем А М Курбским ."История" Курбского была
рассчитана на зарубежного читателя и должна была препятствовать избранию
Ивана Грозного на польский престол. Курбский настойчиво проводит, что царь
должен управлять всегда во всем советуясь с боярством . Политический террор
и разорение страны в годы опричнины объясняются приближением к царю плохих
советников ,происками дьявола и попранием царем христианских заповедей.
Сочинение Курбского-наиболее значительное произведение боярской публицистики.
"История" Курбского приближается к мемуарах, распространявшимся со времен
Возрождения в Западной Европе. Особенно заметны элементы мемуарной литературы
в первом послании Ивана Грозного Курбскому 1564 года.В этом произведении
царь развивает теорию "самодержавства ", обосновался ее ссылками на Священное
Писание и историческими примерами. К началу 17 века хронографы постепенно
вытесняют летописание.Одновременно усиливается интерес к иностранной
исторической литературе. Публицисты 16 века приводят в подтверждение своих
взглядов ссылки на примеры из истории России, Византии и стран Древнего мира.
Все это свидетельствует о постепенном распространении и углублении исторических
знаний.
Свидетельство о публикации №216021800996