2. Исторические знания в 15-16 веках

Время образования Русского централизованного государства -это период расцвета

политической публицистики , среди произведений которой значительное место

занимали сочинения исторического содержания. В среде духовенства возникают

теории, объясняющие могущество Руси ее религиозным превосходством над другими

землями, сосредоточением после падения Византии именно на Руси истинной веры.

В окружении новгородского архиепископа Геннадия в конце 15 века возникает

"Повесть о белом клобуке "возрождающая легенду о присылке из Византии в

Новгород головного убора главы церкви. В "Повести" утверждалось превосходство

власти церковной над властью государя, превосходство "священнства над"царством"

Сочинения, возвеличивавшие религиозное значение Руси, способствовали

возникновению теории "Москва-третий Рим", впервые сформулированной в 16 веке,

псковским монахом Филофеем . Согласно этой теории ,исторической преемницей

Римской и Византийской империй ,является Московская Русь-"третий Рим".

Большую роль в обосновании официальной идеологии московского "самодержавства"

сыграло "Сказание о князьях Владимирских ".В нем рассказывается о происхождении

русских князей от императора Августа и о получении из Византии регалий

русских государей -в первую очередь "венца" (шапки) Мономаха-символа

великокняжеской власти.Идеи "Сказания" приобрели в 16 веке характер

официальной политической концепции. Наиболее значительным памятником

исторической мысли конца 15 века были общерусские летописные своды,

составленные в 1472 и в 1479-1480 годах в канун освобождения от татаро-

монгольского ига. Идея объединения русских земель под властью московского

государя основная политическая мысль этих летописных сводов. Из Московских

летописных сводов середины 16 века наиболее известными являются летописи:

Воскресенская и Никоновская . В 60-70 -е годы 16 века создается огромный

лицевой летописный свод (около 10 тысяч листов), излагающий события от

"сотворения Мира" до середины 16 века. Создаваемые в Москве официальные

летописи призваны были служить делу укрепления централизованного государства

и власти московского государя, ставшего "государем всея Руси ".Составление

летописей рассматривалось как большая государственная задача. В Новгороде и

Пскове в 16 веке сохраняется местное летописание проникнутое антимосковскими

тенденциями.В это время обнаруживается большой интерес к биографиям

государственных деятелей. Историческая личность становится в центр

повествования .Примером нового типа исторического сочинения , сохраняющего ,

однако,традиционную летописную форму, является "Летописец начала царства

царя и великого князя Ивана Васильевича ". Как полагал историк А А Зимин ,

"Летописец "был составлен руководителем правительства "Избранной Рады"

А Ф. Адашевым. Особенно сказался интерес к биографиям деятелей русской истории

в "Степенной книге "("Книга степенная царского родословия"), которая

представляет собой, по выражению Д.С.Лихачева ,грандиозную портретную галерею

деятелей русской истории. Ивану Грозному посвящена "История о великом князе

Московском", написанная князем А М Курбским ."История" Курбского была

рассчитана на зарубежного читателя и должна была препятствовать избранию

Ивана Грозного на польский престол. Курбский настойчиво проводит, что царь

должен управлять всегда   во всем советуясь с боярством . Политический террор

и разорение страны в годы опричнины объясняются приближением к царю плохих

советников ,происками дьявола и попранием царем христианских заповедей.

Сочинение Курбского-наиболее значительное произведение боярской публицистики.

"История" Курбского приближается к мемуарах, распространявшимся со времен

Возрождения в Западной Европе. Особенно заметны элементы мемуарной литературы

в первом послании Ивана Грозного Курбскому 1564 года.В этом произведении

царь развивает теорию "самодержавства ", обосновался ее ссылками на Священное

Писание и историческими примерами. К началу 17 века хронографы постепенно

вытесняют летописание.Одновременно усиливается интерес к иностранной

исторической литературе. Публицисты 16 века приводят в подтверждение своих

взглядов ссылки на примеры из истории России, Византии и стран Древнего мира.

Все это свидетельствует о постепенном распространении и углублении исторических

знаний.





 


Рецензии