Масана

В большой средней школе поселка Вера Николаевна была  самым молодым педагогом. Её стаж уже насчитывал срок в три с половиной месяца. Она учила третьеклассников.

-Мне уже девятнадцать лет! - говорила она громко, а потом чуть тише добавляла, - скоро будет!

В педагогическом колледже она была отличницей, и получила Красный диплом. Она была просто напичкана теоретическими знаниями, считала, что она вполне владеет мастерством обучения и воспитания, а в учительской иногда громко перечисляла приемы педагогического воздействия. Знала она их ровно двенадцать. Именно столько их было описано в учебнике по педагогике.

-Дети не роботы! Каждый ребенок - индивидуальность. С одной меркой ко всем не подойдешь!

Так говорила Вере Николаевне учительница с тридцатилетним стажем Полина Ивановна.

Молодая учительница ничего не возражала, но с опытным педагогом была не согласна. И как она только работает, если уже не помнит ни один из приемов педагогического воздействия! Ужас!
 
На календаре была середина декабря. Вторая четверть уже подходила к концу. Закончились занятия первой смены. Вера Николаевна занималась со своим классом во вторую смену, она шла в свой класс с большой сумкой, в которой были проверенные тетради, самодельные пособия к урокам, книги для дополнительного чтения. Школьный коридор был пустым.

Вдруг, дверь в одном из классов широко распахнулась, и в коридор на огромной скорости выбежал первоклассник. Очевидно, он оставлен был на дополнительные занятия и только минуту назад был отпущен на свободу!
 
-Стой! Куда ты мчишься с такой скоростью. Ты разве не знаешь, что в школе бегать нельзя!

Вера Николаевна вспомнила лекцию по педагогике. Воспитывать - значит предъявлять разумные требования. Пустые запреты не производят на личность воспитуемого должного воздействия. Нужно обязательно обосновывать любой запрет.

-Знаешь, почему бегать нельзя?

-Нет, - сказал первоклассник тихо.

-Я тебе сейчас объясню! Ты можешь столкнуться с кем-нибудь и ударить его очень сильно. Потому что ты разгоняешься, приобретаешь ускорение.Сила удара равна произведению массы на ускорение. И ты можешь головой ударить так, как кувалдой, понял?

-Понял.

-Что ты понял?

-Ну, это... Когда бежишь наступает масана... Ну, и голова - как кувалда, вот..

-Какая масана? Масса на ускорение!

Вера Николаевна вначале хихикнула тихо, потом хихикнула громче, а потом залилась на весь коридор своим неподражаемым звонким смехом! Эффект педагогического воздействиям этим безудержным смехом был сведен к нулю.

-Давай с тобой договоримся о том, что ты по школе бегать не будешь, потому что я тебя об этом очень сильно прошу! Это опасно и для тебя и для окружающих.

Мальчик посмотрел на учительницу доверчиво и серьезно кивнул. И он пошел в школьную раздевалку шагом. Он себя сдерживал изо вех сил. А учительница смотрела ему вслед.

-Эх, масана! Нужно прислушиваться к тому, что говорит Полина Ивановна, - сказала вечером Вера своим подругам в общежитии, - теория теорией, а практика имеет свои оттенки!


Рецензии