Истории югокамских церквей Из цикла Посёлок

        Особого внимания заслуживают истории югокамских церквей. В “Ведомости о Церкви” за 1915-й год говорится: “Свято-Троицкий Храм состоит в Пермском уезде Пермской Епархии в Юго-Камском заводе. Церковь построена в 1834-м году стараниями княгини Варвары Петровны Бутера ди Ридали, урождённой Шаховской, по первому браку Шуваловой, Владела она Юго- Камским заводом до 1863-го года. 
    
      Церковь освящена была тринадцатого  ноября  1834-го года Преосвященным Аркадием, Епископом Пермским и Верхотуринским. Здание каменное, на каменном фундаменте, с таковою же колокольнею в одной связи, крепка, покрыта железом. Престолов в ней три. Главный Престол во имя Святой Животворящей Троицы. Южный – во имя Святителя Николая Мирликийского был освящён девятого  декабря 1907-го года. Северный – во имя Казанской Иконы Божией Матери был освящён пятнадцатого  июля 1907-го года. По штату при ней положены три священника, диакон и три псаломщика. Жалованье ни от казны, ни от владельца, ни от прихожан не положено”.
    
      По тем временам Храм Святой  Троицы был величественнейшим сооружением. Был он одним из красивейших не только в волости, но и в губернии. Звон его колоколов разносился на десятки километров. Храм простоял сто лет и один месяц, вплоть до варварского своего разрушения в 1935-м году. Установлено, что здание Храма было построено по уникальному проекту знаменитого уральского архитектора Ивана Ивановича Свиязева,  теоретика и практика архитектуры, преподавателя, общественного деятеля, историка, мемуариста, поэта. Спроектированные им здания и поныне украшают Пермь и другие города России.
      
     По воспоминаниям современников о церкви, “она стояла, как невеста, с высокой колокольней, с пятью большими куполами над главным сводом, с расписными царскими вратами и ажурной оградой в окружении кудрявых берёз. Эта церковь красовалась, возвышалась над заводом и посёлком.  С одной стороны плескались волны Верхнего пруда, с другой – проходил Казанский тракт, шумела базарная площадь”.
    
    К церкви было приписано семь часовен: в деревнях Полуденной, Верх-Юга, в Чуваковке, Гари, Осиновке, Ельники. Ключики. В церковной библиотеке находились  четыреста тридцать томов книг, предназначенных для чтения. В приходе имелись одна церковная и пять земских школ. Церковная размещалась в собственном доме.  В 1915-м году в ней обучалось шестьдесят семь мальчиков и двадцать шесть девочек. Церковным старостой с 1915-го года был Михаил Павлович Арефин, пятидесяти пяти  лет, проживающий в Юго-Камском.
    
     Храм был пятикупольный: купола символизировали силу Бога-Отца и четырёх евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Имелись три входа: центральный – для прихожан – находился со стороны Казанского тракта,  с западной стороны был вход для служителей Храма, а с северной – запасной вход. Колокольня возвышалась над входом с западной стороны. 
     При  Храме – с северной стороны – располагалось небольшое  кладбище, на котором захоронены были почётные жители посёлка, а за алтарём обычно погребали священнослужителей. Позднее, при раскопках, были найдены кости и плиты с фамилиями людей. В советские времена на месте кладбища устроили танцплощадку, долгое время под разухабистую музыку длились пляски на костях. Грешным делом, иногда в молодые годы ходила на эти танцы и я, не ведая, что творю. Пусть и сильно надломилась Русская Православная Церковь после трагедии Раскола, но какого достойного будущего могли мы ожидать при подобном кощунстве?
    
      Продолжу разговор о церкви. Как положено, был в Храме притвор, где соприкасался божественный мира с земным, была обширная  средняя часть, был амвон, был алтарь с большим иконостасом. В разные стороны шли из Храма подземные каменные коридоры, по которым можно было ходить в полный рост. Один из таких ходов шёл вниз под садом в дом управляющего заводом. Другой проложен был под Казанским трактом в дом волостного правителя, третий вёл в дом священника. Зимой Храм не отапливался: температура в нём поддерживалась за счёт тепла, идущего из подземных лабиринтов. От завода в Храм был прокопан туннель, на который позже наткнулись рабочие при рытье котлована. Позже он был замурован – залит бетоном.
    
      В начале ХХ века при церкви возникли певческие объединения. Особенно плодотворной была их деятельность в  канун таких больших праздников, как Пасха или Рождество Христово. Храм украшался гирляндами, горящими плошками, бенгальскими огнями. В пасхальные дни завод закрывался на неделю, в церкви непрерывно звонили колокола,  а батюшки обходили крестным ходом многие дома в посёлке.  На Троицу, на горе Гульбище устраивались большие гуляния.
      
     В 1915-м году  тщанием прихожан на Юго-Камском православном кладбище была построена вторая церковь, получившая название  Всех Святых. 21 июня того же года была она освящена Его преосвященством Андроником, епископом Пермским и Соликамским.  Сохранилось её историческое описание: здание деревянное на каменном фундаменте и деревянной колокольнею в одной связи, крыша крепка, покрыта железом. Для священнослужителей на средства церкви построены были два дома и флигель. Печальной оказалась история обеих церквей .


Рецензии