Киномир 70-х

Семидесятые годы можно смело назвать годами военного кино. Именно в этом жанре было много поставлено фильмов, как в Советском Союзе, так и за его пределами.
  А начались они с мировой премьеры 1970 года Великого фильма Великого режиссера Михаила Калатозова, снятого в 1969 году "Красная палатка" (СССР - Италия).
Писать об этой премьере не буду, об этом уже много написано и сказано. А критические заметки о таких вещах, я считаю, могут делать только те, кто имеет хоть толику такого таланта, как Великий Калатозов. Добавлю, только, что по постановке это грандиозная вещь, никем не превзойденная.
  В мировом кино было много интересных событий в самом начале 70-х. Но вот, о тех вещах, что немного подзабыли и хочется напомнить.
  В 1971 году состоялась премьера Американского художественного фильма режиссера Холла Бартлетта "Генералы песчаных карьеров", по роману Ж.Амаду "Капитаны песка". Этот фильм не просто прокатился по странам мира, но и прогремел на Московском Международном фестивале своей великолепной музыкой композитора Луиса Оливейры.
  Тысячи покинутых беспризорных детей скитаются по просторам Южной Америки. В Бразилии они роются в отбросах, попрошайничают и воруют. Их дом - улица, они озлоблены и одиноки. Чтобы не пропасть по одиночке, они сбиваются в шайки и терроризируют благополучных горожан. Одна такая шайка нашла пристанище среди песчаных дюн, на берегу океана. В народе их называют "Генералы песчаных карьеров".
  Эти парни готовы сражаться за кусок хлеба, за место под небом, и не позавидовать тому, кто окажется у них на пути - эти мальчики опасны и жестоки. Однако и у них есть сердца, есть желание любить и быть любимыми.
  Можно себе представить, как встретила официальная американская критика этот фильм. Кстати, тогда на рубеже 60-х - 70-х годов поводом для тревожных размышлений в американском кино стала проблема насилия и социальной несправедливости. Так что, не один режиссер обращался к подобной теме. Но изображение насилия часто отличалось натуралистической откровенностью. В ряде фильмов проводилась мысль о врожденной агрессивности человека и неспособности общества бороться с беззаконием - "Механический апельсин" (1971) Стэнли Кубрика, "Соломенные псы"(1971) Сэма Пекинпа, "Избавление"(1972) Джона Бурмена.
  Широкое развитие в американском кино тех лет получила тема преступности и бандитизма. В начале 70-х годов сенсацией стал фильм режиссера Фрэнсиса Форда Копполы "Крестный отец" (по роману Марио Пьюзо, 1972, пр."Оскар"). История клана нью-йоркской мафии итальянского происхождения, представленная в виде семейной саги.
  Популярен стал мюзикл. Обновление этого жанра связано с появлением в 1972 году фильма "Кабаре" режиссера Боба Фосса, где драматизм истории о погубленной любви подчеркнут мрачной атмосферой Германии накануне прихода нацистов к власти. Картина отличается высокой изобразительной культурой и первоклассным актерским ансамблем - Лайза Миннелли, Майкл Йорк, Хельмут Грим. В 1979 году этот же режиссер снял трагикомический музыкальный фильм "Весь этот джаз" (гл.пр. МКФ в Канне, и пр. "Оскар", 1980) о закулисной стороне жизни бродвейского театра.
  В этот период не был забыт и жанр научной фантастики. Зрелищными, насыщенными аттракционами стали научно-фантастическая картина "Близкие контакты третьего вида"(1977) Стивена Спилберга - о спустившейся на Землю летающей тарелке, и две фантастические ленты - "Супермен"(1978) режиссера Ричарда Доннера - о чудесном защитнике, посланном с планеты Криптон на Землю, для уничтожения зла.
  С середины 70-х годов в США создается с огромной тратой средств так называемая галактическая серия. Наиболее характерные картины этой серии - сказки о космических приключениях. Среди них самой кассовой стала трилогия "Звездные войны"(1977) режиссера Джорджа Лукаса.
  Распространение оккультизма и мистицизма в США отразилось на росте популярности такого вида фантастики, как "фильмы ужасов". С этой задачей, как нельзя лучше справился режиссер Стивен Спилберг, поставивший в 1975 году фильм "Челюсти" - о фантастической акуле-людоеде, наводящей страх на Калифорнийское побережье. Картина была сделана в духе коммерческого кино - как большой киноспектакль, со сложными трюковыми съемками и макетами. В частности, для "главной героини" пришлось создать и построить радиоуправляемую модель ценой свыше двухсот тысяч долларов. Но все затраты окупились с лихвой - фильм имел огромный кассовый успех, что побудило режиссера в последующие годы создать ещё три серии.

В 70-е годы в мировом кинематографе возникла и существует поныне новая вариация постановочных фильмов - "Фильмы катастроф". В них изображаются всевозможные внезапные бедствия: морские и авиационные аварии - "Приключение "Посейдона"(1972), "Аэропорт - 75"(1974), землетрясения и пожары - "Землетрясение"(1974), "Ад в поднебесье"(1974) и т.д.
  Но, достаточно писать про НИХ, нужно рассказать и про НАС.
  В начале 70-х годов широко отмечалось 25-летие Победы над фашистской Германией. Не могли не откликнуться и наши кинематографисты.
  На экраны страны вышли киноэпопеи "Освобождение"(пять фильмов,1970 - 1972) и "Солдаты победы"(четыре фильма, 1977) режиссера Юрия Озерова.
  Это масштабные, грандиозные по размаху съемок эпические полотна, в которых показаны важнейшие события Второй мировой и Великой Отечественной войны: от гигантской битвы на Курской дуге до падения столицы третьего рейха - Берлина. Авторы фильма воссоздали целую галерею исторических лиц: государственных деятелей - Сталина, Черчилля, Рузвельта, Гитлера и его окружения, военачальников - Жукова, Рокоссовского, Василевского, Конева и других. Стремление к документальности создавало определенную атмосферу, формировало стилистику картин. Правда, на фоне гигантских битв, сложных постановочных эффектов, как-то терялись судьбы отдельных персонажей. Но историческая достоверность, зрелищность, несомненно. привлекали зрителей.
  Совсем в другой манере был снят фильм Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину" (экранизация романа Михаила Шолохова, 1975). В нем нет грандиозных боев, но ощущение большой, страшной войны, всенародного горя и надежды присутствует в каждом кадре.
  В фильме рассказывается история одного полка. После кровопролитных сражений в полку осталось совсем мало людей. Они отступают, идут по выжженной солнцем степи. Короткие минуты отдыха - и звучат шутки, смех. Каждый герой картины обладает своим, неповторимым характером, своей индивидуальностью. Но судьба у них одна - защищать Родину. В фильме прекрасный актерский ансамбль: Иван Лапиков, Юрий Никулин, Вячеслав Тихонов, Георгий Бурков, Василий Шукшин - это была его последняя работа в кино...
  Режиссер Станислав Ростоцкий создал поэтическую трагедию "А зори здесь тихие..."(1972) по повести Б.Васильева. Её героини - молодые женщины, надевшие шинели. Они служат на небольшой зенитной батарее, в Карельских лесах, среди озер и болот. Поначалу их служба идет тихо и спокойно. Героини вспоминают свой дом, любимых, счастливую жизнь до войны. Они молоды, красивы, и верится, что все у них ещё впереди. Но у войны свои, суровые законы. Этим хрупким женщинам пришлось сражаться с тренированными головорезами из немецкого десанта. Они погибли, но выполнили свой долг перед Родиной до конца.
  В эти годы к неисчерпаемой теме Великой Отечественной войны стали обращаться и молодые, не воевавшие, а то и родившиеся после победы кинематографисты, и каждый со своим творческим почерком. Иногда военные произведения не воевавших раздражали своей неправдой, но часто поражали остротой и чистотой общего настроения, тональности вещи. Недюжинные таланты этих молодых режиссеров заставили многих взглянуть на войну новым, более мудрым и проникновенным взглядом.
  Леонид Быков снял ленты "В бой идут одни старики"(1974) и "Аты-баты, шли солдаты"(1977). Но это уже тема отдельного разговора. У этих двух фильмов очень интересная съемочная судьба, об этом стоит рассказать в отдельных статьях.
Лариса Шепитько сняла фильм "Восхождение"(1977) по повести Василя Быкова, Алексей Герман "Двадцать дней без войны"(1977) по повести К.Симонова. Детству, опаленному войной, посвятил свой фильм "Подранки" (1977) режиссер Николай Губенко. Памяти о войне, ответственности перед своей совестью, верности фронтовому товариществу посвящен фильм режиссера Андрея Смирнова "Белорусский вокзал" (1971). Мужество и самоотверженность требуются не только на фронте, но и в наше мирное время. И герои картины, бывшие однополчане, такие разные - остались верны себе, сохранили свою честь и честь фронтового братства.
  В 70-е годы на экранах страны появились ленты на так называемую производственную тему. Не все они были удачными. Зачастую сюжетный конфликт был явно надуман и решен прямолинейно. За производственными, технологическими проблемами исчезал сам человек, его характер и индивидуальность.Но были и интересные работы. К таковым можно отнести фильмы В.Трегубовича "Старые стены" и Н. Войтенко "Частное дело", оба 1974 года.
  Большой удачей нашего кино стал фильм режиссера Глеба Панфилова "Начало"(1970). Это история талантливой девушки Паши Строгановой, артистки самодеятельного театра (её блестяще сыграла Инна Чурикова), которую неожиданно приглашают сняться в историческом фильме в роли самой Жанны д" Арк. Этот счастливый случай изменил её жизнь: помог поверить в себя, способствовал становлению творческой личности.
  Острые вопросы современности в сферах экономики, экологии, культуры, социального развития, поиски молодым поколением своего призвания нашли отражение в картинах Сергея Герасимова "У озера"(1970), "Любить человека"(1973), "Дочки-матери"(1975). В них снимались Олег Жаков, Тамара Макарова, Иннокентий Смоктуновский, Василий Шукшин, Анатолий Солоницын, Наталья Белохвостикова, Любовь Виролайнен, Николай Ерёменко, Валентина Теличкина и другие известные и молодые актеры.
  На творчестве некоторых режиссеров, думаю, надо остановиться подробнее. Один из них - это Василий Макарович Шукшин (1929 - 1974). Про таких, как Шукшин говорят, что он вышел из народа. Но Шукшин никуда "из народа" и не выходил. Он жил со своим народом, все его герои - простые люди, работяги, часто с нелегкой судьбой, с оригинальным характером. Недаром Шукшин называл некоторых своих героев"чудиками".
  В своем первом режиссерском полнометражном фильме "Живет такой парень"(1964) Шукшин использовал написанные им рассказы.
  Живет на Алтае парень - Пашка Колокольников (актер Леонид Куравлев). Крутит баранку своей полуторки, не унывает, мечтает. Он и пошутить умеет, и за словом в карман не лезет, но, когда надо, не раздумывая бросается за руль горящего бензовоза, спасает село и людей от страшного взрыва. Потом он убеждает приехавшую из города журналистку, что совершил  всё "по глупости". И это не ложная скромность, а душевная чистота, которой этот чудаковатый на первый взгляд парень покоряет окружающих.
  Фильм "Живет такой парень" сразу же обратил на себя внимание критики и зрителей свежестью манеры, юмором, обаятельным образом главного героя.
  Но вершиной творчества Шукшина-режиссера явился фильм "Калина красная"(1973), поставленный опять же по собственной повести.
  В 70-е годы плодотворно работает один из самых интересных и спорных режиссеров 20 века Андрей Арсеньевич Тарковский (1932 - 1986). На экраны выходят его фильмы:"Андрей Рублев"(1971), "Солярис"(1972), "Зеркало"(1975), "Сталкер"(1980).
  Эти разные по жанру произведения - историческую картину, фантастику, психологическую драму - объединяет талант их создателя - режиссера.
  Кто-то сказал, что режиссер снимает всю жизнь один и тот же фильм. "Один фильм" - это верность себе, своим взглядам и убеждениям, отказ от любого вида фальши, как бы легко и удобно с ней ни было.
  Фильмы Тарковского - это авторское кино. Они сложны на восприятие. Это своеобразный, неповторимый взгляд художника на мир, его размышления, боль, Любовь, страдания. Надо попробовать настроиться на волну режиссера, как мы настраиваем свои радиоприемники, и из хаоса звуков возникает чистая мелодия.
  В 1972 году на Международном фестивале в Канне жюри присудило специальный приз фильму Тарковского "Солярис". На наши экраны этот фильм вышел только в 1973 году.
  На рубеже 70-80-х годов снимается много различных по тематике и жанрам фильмов. Военное прошлое и зарубежный материал, современность и литературная классика, отечественная история и школьные проблемы - этот широкий тематический разворот сопровождается движением кинематографических форм, манер и стилей. Сценаристы и режиссеры находятся в постоянном поиске, ищут новые возможности для раскрытия творческих замыслов. Границы между жанрами становятся как никогда подвижными, возникают сложные образования, включающие приметы исторических и приключенческих фильмов, комедии и притчи.
  Да, много хороших кинофильмов вышло на экраны нашей страны с 50-х по 80-е годы. А можно ли назвать "самый-самый" лучший фильм этого периода? Конечно же нет. У каждого из нас свои вкусы, свои пристрастия, свое мнение. Но есть фильмы - они словно маяки, ориентиры в безбрежном море кино. Их не надо копировать, слепо повторять, но можно равняться на уровень мастерства, профессионализма. Вообще, сравнение в искусстве - вещь опасная. Ведь каждое истинное произведение, как говорится, "товар штучный", уникальный...
(Использованы материалы книги "Мировое кино, взгляд из прошлого" и материал Алексея Клиентова).
 
Фото (кадр из фильма "Красная палатка", реж. М.Калатозова).
 

 


Рецензии
Весьма познавательный материал в плане подбора кинокартин. Хотя, заметил одну любопытную деталь. Из всех перечисленных зарубежных фильмов 70-х годов только один - "Генералы песчаных карьеров" был тогда в советском кинопрокате. Все остальные были показаны после 1987 года, а некоторые уже после 1991 г. При этом не назван самый главный фильм того периода, который всё-таки показали в 1979 году - "Три дня Кондора" (1975, реж. Сидни Полак). Значение этой картины только возрастало с годами, так что, без неё список неполный. В общем, поздновато к нам пришло зарубежное кино 70-х.

Вольфганг Браузер   25.02.2020 21:29     Заявить о нарушении
Оль, а где "Цельнометаллическая оболочка" Кубрика?
Где Фрэнсис Коппола "Апокаллипсис сегодня"?
А из теперешних самый сильный "Родина" сериал США.
И "Чёрный ястреб упал" Ридли Скотта.
Фильмы есть, чесслово.
И они лучше прежних.

Юнгер Анна   26.02.2020 09:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.