Истории российского кино. Жди меня

     «Жди меня» – советский художественный фильм-мелодрама, снятая в 1943 году во время Великой Отечественной войны на Центральной Объединённой киностудии художественных фильмов (г. Алма-Ата) по мотивам произведений К.М. Симонова.

     Сценарий: Константин Михайлович Симонов (1915 – 1979) и Александр Борисович Столпер (1907 – 1979).

     Постановка: А.Б. Столпер и Борис Григорьевич Иванов (1908 – 1964).

     Режиссёр: Иосиф Соломонович Шапиро (1907 – 1989).

     Авторы текстов песен: К.М. Симонов и Андрей Николаевич Апсолон (1908 – 1994), играющий в фильме стрелка-радиста.

     Композиторы: Николай Николаевич Крюков (1908 – 1961) и Юрий Сергеевич Бирюков (1908 – 1976).

     В главных ролях:
     – журналист Миша Ванштейн – Лев Наумович Свердлин (1901 – 1969);
     – пилот Николай Ермолов – Борис Владимирович Блинов (1909 – 1943);
     – пилот Андрей Панов – Михаил Михайлович Названов (1914 – 1964);
     – жена Ермолова Лиза – Валентина Васильевна Серова (1917 – 1975).
               
                ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КИНОФИЛЬМА «ЖДИ МЕНЯ»

     Фильм рассказывает о фронтовой дружбе и любви.
    
     Три друга – журналист Миша Вайнштейн и два пилота – Николай Ермолов и Андрей Панов обещали друг другу встретиться после войны.

     Во время одного из разведвылетов самолёт был сбит фашистами, друзья спаслись и укрылись в заброшенной избушке, где решили обороняться до последнего. Но командир Ермолов приказывает военному корреспонденту Вайнштейну доставить в часть плёнку с заснятыми аэродромами врага и записку для жены. Отойдя от лесной землянки, где остался Ермолов, Вайнштейн слышит короткую перестрелку. Позже он уверенно скажет Лизе о смерти Николая, но та не поверит.

     Панов погиб, но Ермолов уцелел, пробрался к партизанам и стал командиром одного из отрядов. В это время все считали Николая погибшим. Не хотела в это верить только его жена – Лиза.

     Вайнштейн был направлен в тыл врага, чтобы взять интервью у удачливого партизанского командира, в котором он неожиданно для себя узнаёт своего друга Николая Ермолова. Пользуясь случаем, партизан посылает весточку жене. Но самолёт, в котором летел Михаил Вайнштейн, был сбит – корреспондент погибает. Письмо так и не доходит до своего адресата.

     Каждый день Лиза продолжала ждать мужа, уверенная в том, что скоро они увидятся. И когда Ермолов возвращается домой, то встречает свою жену, которая, несмотря ни на что верила в его спасение и дождалась мужа.

                *     *     *

     Наверное, нет человека в нашей стране, никогда не слышавшего стихотворения Константина Симонова «Жди меня». Оно помогало выжить и вернуться домой тысячам, миллионам людей, ушедшим на фронт в Великую Отечественную войну, поэтому значение его трудно переоценить. И даже сейчас, спустя десятилетия, «Жди меня» по-прежнему не теряет своей прелести, чистоты и возвышенности. Сам поэт тоже был на фронте – и именно между поездками туда создал это стихотворение в 1942 году, посвятив его своей любимой женщине – актрисе Валентине Серовой. Чуть позже эти стихи стали популярной песней на музыку Матвея Исааковича Блантера (1903 – 1990) в исполнении Георгия Павловича Виноградова (1908 – 1980).

                ЖДИ МЕНЯ

                Жди меня, и я вернусь.
                Только очень жди,
                Жди, когда наводят грусть
                Жёлтые дожди,
                Жди, когда снега метут,
                Жди, когда жара,
                Жди, когда других не ждут,
                Позабыв вчера.
                Жди, когда из дальних мест
                Писем не придёт,
                Жди, когда уж надоест
                Всем, кто вместе ждёт.
                Жди меня, и я вернусь,
                Не желай добра
                Всем, кто знает наизусть,
                Что забыть пора.
                Пусть поверят сын и мать
                В то, что нет меня,
                Пусть друзья устанут ждать,
                Сядут у огня,
                Выпьют горькое вино
                На помин души...
                Жди. И с ними заодно
                Выпить не спеши.
                Жди меня, и я вернусь,
                Всем смертям назло.
                Кто не ждал меня, тот пусть
                Скажет: – Повезло.
                Не понять, не ждавшим им,
                Как среди огня
                Ожиданием своим
                Ты спасла меня.
                Как я выжил, будем знать
                Только мы с тобой, –
                Просто ты умела ждать,
                Как никто другой.

                *     *     *
    
     Отечественный фильм «Жди меня» был снят в военное время. Однако это в первую очередь не военный фильм, а драма, так как повествует он не о героизме во время военных действий, а о глубинных чувствах человеческой души. Здесь ярко выражены такие чувства, как вера, надежда и любовь, в самых ярких их воплощениях.

     Фильм «Жди меня» рассказывает нам о тех чувствах, которые испытывают люди на войне. Довольно нечасто приходится смотреть фильмы такого глубокого смысла. И удивителен тот факт, что фильм прошёл жестокую сталинскую цензуру. Однако он во времена Великой Отечественной войны помогал бойцам выжить, и многие писали своим любимым: «Жди меня, и я вернусь!» Именно эти слова стали лозунгом, который позволял бойцам не терять надежду и верить, что их дождутся. Их жёны и любимые, тоже верили, что любимый человек вернется к ним, и в доме снова станет светло и весело.

                *     *     *

     Фильм «Жди меня» – музыкальный. В ситуациях, когда люди отдыхают от войны, звучат романсы и песни. В них – мечты о скорой победе, о возвращении в родные дома к своим близким.

     Лиза (Валентина Серова с гитарой) и Николай (Борис Блинов) исполняют романс «Сколько б ни было в жизни разлук…» («Песню Лизы»).

                ПЕСНЯ ЛИЗЫ

                Сколько б ни было в жизни разлук,
                В этот дом я привык приходить.
                Я теперь слишком старый твой друг,
                Чтоб привычке своей изменить.
                Если я из далеких краёв
                Слишком долго известий не шлю,
                Всё равно, значит, жив и здоров,
                Просто писем писать не люблю.
                Ты, крылатая песня, слетай
                С ветром буйным в родные края,
                Ждёт ли парня, как прежде, узнай,
                Дорогая подруга моя.
                Коль ей грустно, ты сразу поймешь –
                Приласкай, за меня обними,
                Понапрасну её не тревожь,
                Только в сердце мельком загляни.
                Я и сам бы с тобою слетал,
                Да с рассветом мне в бой уходить.
                Я и сам бы любимой сказал,
                Что в разлуке невесело жить.
                И поведать о том не боюсь,
                Что для нас небольшая беда.
                Я ведь скоро с победой вернусь –
                Не на час, а навек, навсегда!

     В том же исполнении в фильме звучит песня «Мы сегодня выпили как дома...» («Застольная»).

                ЗАСТОЛЬНАЯ

                Мы сегодня выпили, как дома,
                Коньяку московский мой запас.
                Хоть ребята с вами незнакомы.
                Но с охотой выпили за Вас.
                Пили мы за свадьбы золотые,
                Ещё будут, будут чудеса.
                Пили мы за Ваши голубые,
                Дай мне, Бог, увидеть их, глаза.
                Может быть, они у Вас другие,
                Но ведь у солдат во все века,
                Что глаза у женщин голубые,
                Принято считать издалека.
                Мы не все вернёмся, так и знайте.
                Но ребята просят в трудный час:
                Заодно со мной их вспоминайте,
                Даром что ли пьют они за Вас!
                Мы вас просим, я и остальные,
                Лучше, чем напрасная слеза,
                Пейте, пейте с нами за стальные,
                Наши, смерть видавшие, глаза.
                Может быть, они у нас другие,
                Но ведь у невест во все века,
                Что глаза у всех солдат стальные,
                Принято считать издалека.

                *     *     *

     Интересные факты из жизни фильма, его героев и создателей.

     Миша Вайнштейн также фигурирует в первой части трилогии Константина Симонова «Живые и мёртвые» и погибает в июле 1941 года под Чаусами (Могилёвская область), не сумев выбраться из немецкого окружения. Будучи смертельно раненым, он успевает уничтожить отснятые фотоматериалы и письма, которые вёз в Москву.

     Борис Блинов играл в этом фильме, будучи смертельно больным, и умер 13 сентября 1943 года до премьеры кинокартины, состоявшейся 1 ноября.

     В 2000 году отреставрированный фильм участвовал в ретроспективе кинофестиваля в Локарно (Швейцария).

                *     *     *

     Вот с такими фильмами, с такими музыкально-поэтическими произведениями воевали наши предки, победив в 1945 году ненавистного врага, так много горя принесшего людям.
      
     По материалам сайтов Интернета, по теме, предложенной Татьяной Львовной Полуэктовой.

     2016

     Возвращение к содержанию сборника "Истории российского кино" – http://www.proza.ru/2016/03/12/1615.


Рецензии
У Вас есть полный тезка,художник в Башкирии.
Рассказ о кино понравился.
жму

Нина Тур   05.12.2022 11:18     Заявить о нарушении
Нина, доброго здоровья! Тема историй фильмов обширная. О многих есть отличные странички в сети, например, о фильме "Офицеры". С уважением,

Владимир Калабухов   05.12.2022 19:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.