Волшебный смычок

               
                СКАЗКА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА


                Светлой папиной памяти -

                Сибиренко Владимира Павловича




     Играла скрипка. Музыка взлетела ввысь, над морем, и, достигнув самой

высокой ноты, падала на землю, стонала. Словно скрипач водил смычком не по струнам, а по сердцу.

     Волны пели в тон струнам. Печально катило их море к каменистому берегу,

на котором одиноко стоял скрипач со своей скрипкой. Он доиграл и опустил смычок.

    Скрипач был гордостью этого небольшого города, раскинувшегося на
берегу южного моря. Его знали все - от нищих, облепивших крыльцо церкви, до
Управляющего городом, от босоногих карапузов до седовласых старцев, возраста которых не знал ни один житель города, да и они сами его точно не помнили.

    Музыку скрипача знали все. Когда он играл, переставали плакать дети,
умолкали самые завзятые спорщики, оставляли свои пересуды сплетницы, сапожник
откладывал в сторону молоток, останавливались извозчики, стихал птичий щебет и цокот женских каблучков по булыжной мостовой, казалось, что даже море бережнее несет волны к берегу и ветер осторожнее шевелит листвой. Все слушали скрипача.

    В его музыке было все - смех детей, биение влюбленных сердец, шум дождя
и вкус морских брызг, слезы матерей и лепет нищих, просящих подаяния, праздничный колокольный звон и звуки набата, взмах крыльев ласточки и скрип корабельных снастей - каждый, слушая его музыку, находил в ней свое.

     Скрипач делил с людьми их радость и горе. Он играл на свадьбах и
крестинах, оплакивал усопших и погибших, играл во время праздников и народных
гуляний. Скрипач никогда ничего не требовал за свою музыку. Иногда ему давали немного денег, а чаще хлеб, фрукты или другую еду. Но даже если Скрипач знал, что людям нечем с ним расплатиться, он все равно не отказывался играть. В богатом квартале Скрипач не играл. Там был свой оркестр и свои музыканты,но если случалось                проезжать                богатому               
экипажу мимо играющего Скрипача, знатный люд не упускал возможности остановиться и с удовольствием слушал музыку.

     Скрипач ходил в истрепанной одежде, жил в лачуге, приютившейся на самом
краю морского обрыва, и единственной его ценностью была скрипка, с которой он никогда не расставался. Скрипач не всегда успевал вернуться до темноты в свою лачугу, и двери всех домов бедных кварталов были раскрыты для него в любое время дня и ночи.

     Люди любили Скрипача. Говорили, что от его музыки нежнеют улыбки
девушек, становятся жарче поцелуи и трепетнее объятия влюбленных, веселеют лица ребятишек, а больным становится легче и недуг отступает от них.

     Кто хоть раз слышал Скрипача, не мог забыть его музыку. Из других
городов приходили и приезжали люди, только для того, чтобы послушать его. Однажды пришел Старец с белой как лунь бородой. Никто раньше не видел его в этих краях и не знал, откуда он. Старец долго слушал, а когда растаял последний звук, сказал:
-Тебе дан редкий дар, Скрипач. Если ты не растеряешь и не растратишь его,
ты станешь великим человеком. Ты будешь повелевать многими странами и народами. Ты не стар еще и тебе дано многое. Все в твоих руках, а я тебе помогу.
     С этими словами Старец вынул из складок своей одежды смычок и подал его
Скрипачу. Не успел тот и слова сказать, как Старец отступил назад и скрылся в толпе.
     Когда Скрипач взял в руки новый смычок и провел им по струнам, все
замерли, потрясенные. Казалось, все, что играл до этого Скрипач, было блеклым
портретом по сравнению с живым изображением. Стояла тишина такая, что было слышно,как падает, кружась, лист, потревоженный колебанием струн.
     И вдруг в этой тишине прозвучали шаги. Скрипач, недовольный, опустил
смычок. Оборвалась прекрасная музыка. И оборвалось сердце у Скрипача. Мимо толпы,мимо людей, сгрудившихся вокруг него, легкой походкой шла незнакомая Девушка. Не взглянув на Скрипача, она скрылась из виду.
     В ту ночь Скрипач не сомкнул глаз. Из окна своей лачуги он глядел на
бушующее море и в пене волн видел прекрасное лицо незнакомки, а в дрожащем пламени свечи – ее смеющиеся уста. Скрипач хотел найти утешение в музыке, но смычок падал из его неверной руки.
     Весь следующий день он бродил по городу в надежде встретить прекрасную
Девушку, но встретил ее только под вечер, когда, отчаявшись, пришел на безлюдный берег моря. Девушка сидела на берегу и смотрела вдаль. И глаза ее были синее моря, когда оно спокойно, а кудри черны, как морская пучина при шторме.

- Сжалься надо мной, прекрасная Девушка, - сказал Скрипач. – Полюби меня.

     Девушка расхохоталась в ответ.

- Посмотри на себя, Скрипач. Ты некрасив! И не так уж молод, а я молода и красива.Зачем мне любить тебя?

- Что мне сделать, чтобы завоевать твою любовь, прекрасная Девушка? –

спросил Скрипач. – Чего ты хочешь? Приказывай…

      Девушке лестно было видеть известного на весь город Скрипача у своих ног. «Ну что бы придумать?…». -  И придумала.

- Ты беден, Скрипач. Ты живешь в лачуге, одет в лохмотья… Что с того, что все
бедняки знают тебя? В богатых кварталах свои музыканты, которые занимают почетные должности, а тебя в твоей нищенской одежде и на порог богатого дома не пустят. А я хочу, чтобы меня принимали с почетом в самых знатных домах. И я хочу жить в таком же доме,хочу носить, как жены и дочери богачей, красивые платья, дорогие украшения, ездить в роскошных экипажах. Посмотри, я красивее и стройнее любой из тех женщин, которые живут в богатых кварталах, а как я одета, на что похожи мои туфельки!

     С этими словами Девушка сбросила с хорошенькой ножки стоптанную
туфельку. Туфелька упала к ногам Скрипача.

«Ты красивее всех женщин города. Ты так прекрасна, что твою красоту не
затмит никакая одежда, Девушка, она же ее и не украсит», - хотел было сказать Скрипач. Но раздумал.
«Я так люблю ее, что не вижу ни изношенных туфель, ни старого платья, но
она не видит себя такой, какой ее вижу я. Пусть увидит себя, какой хочет».

     Со следующего дня Скрипач перестал играть без денег. Сперва он дотошно
разузнавал, сколько ему заплатят, и шел туда, где платили больше. Ему отсчитывали условленную сумму медяками, которые собирали не один год на совсем другие нужды ,вынимая деньги из замусоленных, завязанных двойным узлом платочков. Сначала эти медяки жгли Скрипачу руки, но он думал, ради чего это делает, и прятал деньги. Совсем бедным была не по карману его музыка – с каждым днем Скрипач требовал все большее вознаграждение. А отказаться от его музыки люди не имели сил, потому что больше некому было для них играть и никто не мог утешить их в часы горя и разделить с ними
нечастые минуты радости. О музыке Скрипача рождались легенды. Говорили, что с тех пор, как он стал играть подаренным смычком, его музыка укрепляет силы здоровых и облегчает страдания больных.

     Однажды к Скрипачу пришла молодая женщина. Ее маленький сын целыми
днями заходился криком, и она верила, что Скрипач сможет исцелить ее ребенка.

- Сколько ты мне дашь денег, женщина? – спросил Скрипач.

- Смилуйся, я недавно похоронила мужа и одна кормлю двоих детей. Возьми, что

хочешь из моего дома, но денег у меня нет.

     Скрипач не пошел к ней в дом, как не ходил и ко многим другим. Ему тяжело было отказывать, но он вспоминал лицо прекрасной Девушки и ему становилось легче.

     А Девушка тайком приходила слушать музыку Скрипача, и его музыка
очаровывала ее все больше и больше, и сильнее, чем медяки, которые сыпались из платочков в подставленные ладони Скрипача. И сердце ее тянулось к Скрипачу. Но гордость не позволяла ей подойти к нему. А сам Скрипач не подходил, словно позабыл о ней.

     Он решил выполнить все условия Девушки. И вот, когда Скрипач накопил много медяков, он пошел в самую богатую лавку и купил самую дорогую одежду, обувь, футляр для скрипки и чехол для смычка. А затем, непривычно одетый, подошел к дому Управляющего городом и стал ждать. Когда из ворот выкатилась роскошная карета Управляющего, Скрипач бросился к ней, рискуя быть раздавленным лошадьми.

- Чего тебе нужно? – недовольно спросил Управляющий, приоткрыв дверцу кареты.
- Ты слишком хорошо одет, чтобы просить милостыню.

     Из окошка кареты с любопытством смотрела жена Управляющего - увядшая,
блеклая женщина в парике и корсете.

- Мне не нужно милостей от тебя, - сказал Скрипач.- Окажи мне милость –
разреши сыграть в твоем доме на скрипке тебе и твоей очаровательной супруге - самой красивой женщине нашего города..

- Я знаю о тебе, Скрипач, - сказал Управляющий. – Слышал и твою музыку. Но
мне она не нужна. У меня есть придворные музыканты, и они играют музыку, которую я им заказываю. У меня есть официальный оркестр. Иди, играй на своей скрипке черни.

     И он уже подал было кучеру знак ехать дальше, но тут жена Управляющего что-то зашептала мужу, прикрывая его ухо и свой рот надушенной лайковой перчаткой.

     Управляющий подумал, хмыкнул и приоткрыл дверцу.

- Ну что ж, если хочешь, то приходи ко мне сегодня вечером. Но смотри - на званом вечере будут заморские гости, это тебе не нашим голодранцам играть. Что не так - пеняй на себя.

     Вечером Скрипач играл Управляющему, его жене и гостям. Всю силу своей любви вложил Скрипач в музыку. Он не знал, что Девушка, прячась в темноте наступающей ночи, жадно ловит под раскрытыми окнами каждый звук скрипки. И ей чудилось, что не мелодия, то жгучая и страстная, то нежная и печальная, а объятия Скрипача обволакивают ее сердце, душу и тело. И она не видела уже, что он некрасив, беден и немолод. Она была во власти его музыки и его.

     «Я люблю тебя, Скрипач. Мне не нужны твои деньги. Мне нужен ты», - шептала Девушка.Но никто не слышал ее, и только кузнечики в густой траве насмешливо стрекотали в ответ.

     Управляющий, его жена, местные и заморские гости остались довольны игрой
Скрипача.
- Только музыка твоя слишком бурная. Нам не нужны раскаты грома и рев шторма, - сказал Управляющий. – Нам не нужны натуралистические звуки.
«Гром и шторм - это жизнь, и я не могу их не сыграть. Умолчать о них - все
равно, что изъять половину жизни», - подумал Скрипач, но не стал перечить
Управляющему.
- Не нужно столько эмоций. Не создавай музыкальной душегубки. Играй приятней,

спокойней. Если получится, я зачислю тебя в придворные музыканты. А пока - держи, - и Управляющий кинул Скрипачу золотой.
     Скрипач поднял его. Еще никогда он не имел таких денег. Скрипачу показалось, что золотой блестит, как солнце в ясный день. Он спрятал его.
     На следующий вечер опять были гости, и Скрипач опять играл им. Но не так, как вчера. Он пересиливал себя и играл как бы вполсилы, и - мягче, спокойней, умиротворенней - как его просили. Когда ему становилось особенно трудно, он напоминал себе, ради кого он это делает. Скрипач не знал, что Девушку задержали стражники, когда она пыталась проникнуть в дом Управляющего, и выгнали за ворота, запретив подходить и близко.
     Музыка ушла из бедных кварталов. Скрипач там уже не играл, а больше играть было некому. Люди грустили без его музыки. Скрипач играл у богатых. Сначала он,выполняя желание Управляющего, с трудом превозмогал себя, но постепенно становилось все легче. Рука стала послушной, как смирилось и сердце. Управляющий щедро одаривал его золотыми.
«Я знаю, ради кого я это делаю, - говорил себе Скрипач. Но с каждым днем он все реже вспоминал ту, ради которой он это делал, и все чаще пересчитывал деньги. - Пожалуй, на украшения и наряды уже хватит. Но нужны еще дом, карета, прислуга. Мне еще много нужно денег».
     Когда Управляющий произвел его в придворные музыканты, Скрипач решил
строить дом. Но Управляющий остановил его.
- Переезжай в мой дом. Я собираюсь возвести для себя золотой дворец. Кстати, я хочу, чтобы ты сыграл что-нибудь на концерте, посвященном закладке фундамента дворца.Что-нибудь соответствующее этому торжественному моменту в жизни наших горожан.
     Скрипач думал всю ночь, чего прежде с ним не случалось - музыка сама лилась из-под его смычка. Наутро он написал «Торжественный Гимн, посвященный закладке дворца Управляющего», который сам и исполнил.
- Я доволен, - сказал ему Управляющий. – А вот ты что-то невесел. Неужели новое жилище тебя не радует?
- Я благодарен Вам за щедрость, - ответил Скрипач. – Ни о чем более прекрасном я и мечтать не смел.
- Тебе нужно развеять свое одиночество. Возьми себе любую из моих придворных
дам. Тем более, Главная Придворная дама давно на тебя засматривается.
     И Скрипач вспомнил высокую золотоволосую девушку, зеленые глаза которой все время искали его глаза.
«Но как же м о я Девушка? – рассеянно подумал Скрипач, перебирая перед сном,
как всегда, золотые. – Но мне нужен экипаж, кучер… Но зачем мне нужна именно м о я  Девушка… С такими деньгами у меня будет сколько угодно и девушек, и придворных дам… Золото… Вот о какой власти говорил старик. Я покорю много стран и народов с помощью денег».
     Прошло несколько лет. Люди в бедных кварталах еще помнили Скрипача.
Прекрасная Девушка похудела и подурнела от слез, и ее уже не называли прекрасной, хотя она все еще была очень хороша. Она ждала, как в один прекрасный день Скрипач придет за ней. А Скрипач почти забыл ее, но написал много од, песен и гимнов, посвященных строительству первого, второго, третьего и т.д. этажей Дворца, посвященных отделочным работам, разбивке палисадника вокруг Дворца, а также оду покраске конюшни, и каждая новая ода давалась Скрипачу все с большим трудом. А когда Дворец построили, у Скрипача был свой экипаж с кучером и лакеями в золоченых ливреях на запятках, а также
звание Главного Придворного музыканта.
     В тот вечер Главный Придворный музыкант сидел, перебирая золотые, для которых он приказал построить к основному зданию отдельный домик, когда в дверь домика впорхнула жена Управляющего.
- Я поздравляю Вас с присвоением очередного, но, думаю, не последнего, почетного звания, - прощебетала она, - разрешите Вас поздравить и пожелать всего самого лучшего, - и она поцеловала носителя почетного титула затяжным поцелуем в губы, так что он едва не задохнулся.
- Ты слишком медлителен, мой милый, - сказала жена Управляющего и стала
расшнуровывать корсет…
     Вскоре Главный Придворный музыкант был назначен Заместителем Управляющего.

     ...Прошло еще десять лет. В бедных кварталах мало кто помнил Скрипача, который когда-то играл для всех и не брал за это денег. А тот, кто помнил, не верил, что Заместитель Управляющего и есть тот самый Скрипач. У Девушки появились морщинки у глаз, первая седина в смоляных волосах, отяжелела походка, и ее уже редко называли Девушкой, хотя она так и не отвечала согласием на предложения руки и сердца. Она бродила под оградой дома Заместителя Управляющего в надежде, что он заметит ее и скажет ей то, что говорил много лет назад. И она скажет ему свое « Да».
     Но Заместитель Управляющего городом и думать о ней забыл. Его раздирали
многочисленные заботы по управлению городом, а также многочисленные поклонницы.Времени для музыки оставалось все меньше и меньше. Сейчас он был озабочен, как выполнить срочное задание Управляющего - построить мост через море. Управляющий приказал сделать мост золотым, а в центре его установить платиновые статуи,изображающие его и его жену в натуральную величину. Возглавить строительство моста было поручено Заместителю Управляющего.
     Нашлись мудрецы, которые восстали против такого замысла. Путем сложных
математических расчетов, после длительных научных дискуссий и жарких споров,
проведения экспериментов в научных лабораториях они пришли к выводу, что построить мост через море при современном развитии техники и состоянии научной мысли невозможно. Были и другие люди, не входящие в научный штат Управляющего, которые позволяли себе смеяться над планами и говорили, что испокон веков такого не бывало.
- Раньше не бывало, а теперь будет, - сказал Управляющий.
      Возводить мост согнали чернь, в первых рядах шли мудрецы и немудрецы, которые были против строительства. Люди работали много дней под палящими лучами солнца, стоя в соленой воде, которая разъедала кожу, но строительство не прекращали даже ночью. Многие умерли, не выдержав тяжкой работы и издевательств надсмотрщиков. Но первую опору возвели в назначенный срок.
     А утром следующего дня измученный сочинительством нового торжественного
гимна Заместитель Управляющего, Главный Надсмотрщик и Главный Придворный
музыкант исполнял свое новое произведение. Но когда звучали последние аккорды, вдруг поднялся шторм, крутые волны ударили в опору, и она рухнула, погребая под собой сотни людей…
               
                ***

         
     Главный Придворный музыкант сидел у себя в саду за утренним кофе.
Невеселые думы омрачали его чело. Управляющий, хотя и пожаловал награду –«Лучший надсмотрщик», был недоволен сорванным строительством моста. Не радовала его и музыка Главного Придворного музыканта, которая, по словам Управляющего, только повторяла уже известные и надоевшие мелодии. В конце разговора Управляющий сказал:
- Через неделю - день моего рождения. Изволь написать что-нибудь стоящее. А не то… Словом, пеняй на себя, – и он недобро усмехнулся и так посмотрел на Главного Придворного музыканта, как давно на него никто не смотрел.
     Неделя прошла, оставалось меньше суток до дня рождения Управляющего, а
музыка все не складывалась. Главный Придворный музыкант пил кофе из фарфоровой с позолотой чашечки и барабанил пальцами по столу, пытаясь придумать ритм будущего произведения.
     Неожиданно из зарослей ежевики вышел Старец с белой как лунь бородой.
- Здравствуй, Скрипач. Я пришел посмотреть, чего ты достиг. Сыграй мне.
- Я - Заместитель Управляющего, Главный Надсмотрщик, который признан
«Лучшим надсмотрщиком», Главный Придворный музыкант. Как ты сюда попал, старик? Я могу приказать выгнать тебя вон, выпороть плетьми, натравить собак... Но так и быть, я сыграю тебе.
     Главный Придворный музыкант взял скрипку, валявшуюся неподалеку в
роскошном футляре, сдул пыль со смычка и тронул струны…
- Но где же твоя музыка?! – вскричал Старец, когда Главный Придворный музыкант окончил. – В твоей музыке нет жизни, в ней только звон монет и блеск наград. В ней нет ни страданий людей, погибших под обломками золотого моста, ни скорби жен и матерей по своим мужьям и сыновьям. В ней нет ни любви, ни ненависти, в ней нет Человека. Где твоя Песнь Человеку? Ты играешь только благодаря моему смычку, ты растерял все свое. Не ты играешь, а смычок…
- Кто ты такой, чтобы учить меня! – гневно закричал Главный Придворный
музыкант и уже протянул руку к хрустальному колокольчику, чтобы зазвонить
стражникам, но Старец опередил его. Он дотронулся рукой до смычка, и смычок
рассыпался в прах. Главный Придворный музыкант зазвонил в колокольчик, призывая стражников, но Старец уже исчез в зарослях ежевики. Стражники обыскали весь сад, но никого не нашли.
      Главный Придворный музыкант, раздосадованный утратой смычка, велел принести новый, чтобы начать наконец-то сочинять оду к завтрашнему дню. Он коснулся смычком скрипки и оторопел – из-под его руки вырвался какой-то жалкий звук, как будто застонала порванная струна… и все… Как он ни старался, ни один звук больше не удалось ему извлечь…
      Равнодушно плескались волны. Печально катило их море к каменистому берегу, на котором распростерлась одинокая фигурка.
     Это рыдала Девушка…


Рецензии
Очень понравилось! Если укоротить, получится поучительная притча! Прекрасная сказка у вас получилась — браво!
С уважением —

Светлана Ефименко   04.05.2017 07:59     Заявить о нарушении
Спасибо за тёплые слова, рада, что получили удовольствие.Всего Вам доброго и светлого. Елена.

Елена Сибиренко-Ставрояни   04.05.2017 10:55   Заявить о нарушении