Джутарка сражается. глава 7

7. ДЖУТОВАЯ ФАБРИКА

Джутовая фабрика, или Джутарка, как её иногда ласково называли её работники, была одним из предприятий Одессы, которое было предметом особого внимания и гордости миллионного города. История создания джутовой фабрики своими корнями  уходит в восьмидесятые годы  восемнадцатого столетия.

Идея создания бумаго-джутовой  фабрики в России принадлежала английским капиталистам. Они в июле 1887 выкупили  обанкротившееся предприятие «Южно-русское товарищество бумагопрядильного производства», находившееся на хуторе купца Родоканаки, ныне угол улиц Моисеенко и Радужная и на его месте создали «Товарищество  бумаго-джутовой фабрики в Российской империи». Продукция этой фабрики с первых дней своего существования стала востребована в России и за рубежом. Уже через год на ней работало около 1000 человек. Она успешно функционировала до самой Октябрьской революции.

Гражданская война, австро-венгерская оккупация Украины, англо-французская интервенция окончательно разорили Джутовую фабрику,  и к концу 1918 года она закрылась окончательно. Кадровые рабочие разбрелись кто куда.
Закончилась гражданская война. Правительство молодой республики советов  начало восстанавливать разрушенное производство. Уже в марте 1920 года возрожденная из пепла Джутовая фабрика дала первую продукцию. Первым директором  возрожденной Джутовой фабрики стал П.В.Востров. Под его руководством Джутовая фабрика по объёму производства всего за три года  в три раза превзошла уровень 1913 года. Уже в 1923 году на фабрике были открыты первые в городе Одессе детские ясли на 50 человек, фабричная столовая, библиотека. Годом позже открылся ночной санаторий с грязелечебницей и детский сад на 100 человек.

Руководство Джутовой фабрики уделяло огромное внимание  и духовному развитию своих работников. На фабрике регулярно выпускалась заводская газета «Джутарка», в которой наглядно отражалась жизнь фабричного коллектива и каждого из его членов. В свою очередь, в каждом цехе выпускалась стенная газета, в которой каждый работник Джутовой фабрики мог выразить своё отношение к работе, своим товарищам и к другим сторонам жизни фабрики. Особой любовью стенная печать пользовалась у любителей писать стихи и прозу.

В 1929 году директором фабрики стал М.Я. Скороход. Под его руководством на фабрике вступили в строй новые прядильный, сновальный и ремонтно-механические цехи, открылось производство новой продукции -  линолеумного холста.
В 1931 году при Джутовой фабрике открылась школа ФЗО (фабрично-заводского обучения). Все эти мероприятия способствовали дальнейшему развитию Джутовой фабрики, укреплению духа трудового коллектива и повышению производительности труда. Так в 1940 году выпуск мешков на одесской Джутовой фабрике  составил 30% ко всему производству такой продукции в стране, а выпуск мешков для сахара достиг 70% общесоюзного производства.
 
Особое значение  в конце тридцатых годов на фабрике стало уделяться  вопросам подготовки молодёжи к защите Родины. Победа фашизма в Германии, Италии  и Испании, быстрая милитаризация Японии создавали реальную угрозу Отечеству. На фабрике открылись кружки планеристов, радистов, «Ворошиловских стрелков», санитарок, медсестёр  и связистов. Началась борьба за массовую сдачу норм на значок ГТО ( готов к труду и обороне).

Джутовая фабрика  до войны была в основном женским предприятием. Незадолго до начала войны директором завода был назначен Зиман Григорий Соломонович. Под его руководством при Джутовой фабрике было построено общежитие для учащихся ФЗО, профилакторий, клуб. Летом на берегу пруда открывались летний санаторий и пионерлагерь.

В дни майских праздников и на демонстрации в честь очередной годовщины Октябрьской революции колонна трудящихся Джутовой фабрики напоминала цветник. Женщины и их дети все в красных косынках с флагами и транспарантами в руках всегда вызывали восхищение у многочисленных зрителей и занимали первые места при подведении итогов. На фабрике был свой женский духовой оркестр  и кружки художественной самодеятельности. У Лидии Ивановны до сих пор хранятся любительские  стихи непризнанного поэта  Макаревича. 

Не буду утомлять читателя довоенными стихами, сразу  продемонстрирую его  оккупационные  вирши, которые в случае обнаружения их румынами, могли  провалить всю подпольно-диверсионную группу. Вот они:

Макаревич долго жил,
 В вашу группу не входил,
Всё, что видел, всё, что знал,
Он в куплетах излагал.
Жил народ наш очень мирно
Вдруг началася война
Наша фабрика «Джутарка»
Почернела от огня.
Всё так круто изменилось
У роскошного пруда ,
Оккупанты топчут землю –
Ни травинки, ни цветка.

И до войны подавляющее большинство работников Джутовой фабрики составляли женщины, а с началом войны  и, особенно, с началом обороны Одессы все мужчины, способные носить оружие, были мобилизованы в ряды РККА либо ушли в ополчение. Даже тем, кто был полностью освобожден от военной обязанности, нашлось дело. Так отец Лиды, Иван Григорьевич, по состоянию здоровья не подлежал призыву в армию, но когда началась оборона Одессы, его призвали в Рабочий батальон. Тем не менее, Джутовая фабрика успешно работала, выполняя заказы фронта и народного хозяйства, пока не пришёл приказ Наркомата текстильной промышленности об эвакуации Одесской Джутовой фабрики. Жизнь очень многих жителей Дальних Мельниц была связана с Джутовой фабрикой. Так и у Лиды и папа, и мама были кадровыми рабочими фабрики. Папа, Иван Григорьевич, окончил «Рабочий университет»  и работал в механическом цехе. Мама, Мария Пантелеевна работала машинисткой.


Рецензии