Про Вах, чекистов и тринадцатое колено

В 1913 году известный краевед и этнограф Григорий Матвеевич Дмитриев-Садовников совершил поездку на реку Вах, правый приток Оби, в самые ея верховья. Основные научные результаты поездки описаны во многих трудах и широко известны. Однако, как вы поймёте из нижеследующего, далеко не всё из обнаруженного было опубликовано при жизни исследователя.

***
Несколько лет назад в Ницце увидели свет воспоминания участника Западно-Сибирского восстания 1921 года подпоручика Пшибышевскаго, умершего в возрасте 104 лет. Ему посчастливилось бежать из охваченного боями Тобольска и эмигрировать, сначала в Шанхай, а затем во Францию. Надобно заметить, что подпоручик хорошо знал Григория Матвеевича как активного участника восстания.

Пшибышевский пишет, в частности, что Дмитриев-Садовников обнаружил в глухой тайге Обь-Енисейского водораздела неизвестную науке народность. Неведомые эти люди говорили не только по-остяцки и по-самоедски, но и на наречии, напоминавшем арамейский язык или какой другой близкий ему по звучанию. Они носили маленькие шапочки, едва прикрывавшие темя, и длинные косицы на висках. Себя они считали пропавшим тринадцатым коленом Израилевым.

Дмитриев-Садовников не счёл возможным эпатировать читателя столь сенсационным известием. Он планировал произвести экспедицию в означенные места с привлечением специалистов по библейской истории и иудейским древностям. Однако последовавшие события – отречение Государя Императора и смута – помешали осуществлению планов. Дмитриев-Садовников принял участие в Тобольском восстании, был арестован и расстрелян. Архивы же его попали в руки чекистов.

Поначалу бесценные документы свалили в подвалах, где они медленно погибали от сырости и крыс. Но затем чекисты обнаружили в них удивительные вещи.

Далее Пшибышевский пишет, что он познакомился в 1938 году в Марселе с неким русским, скрывавшим своё настоящее имя. Ранее неизвестный служил в НКВД и в 1937 году бежал на запад, выбрав свободу. Этот русский сообщил ему за стаканчиком перно, что чекисты прочитали дневники Дмитриева-Садовникова от корки до корки, открыли по делу новое производство и даже вызывали из Нижнего Новгорода профессоров для консультаций.

В 1928 году, в обстановке строгой секретности была организована экспедиция к неизвестным науке людям. Обратно никто из участников экспедиции не вернулся.

Пшибышевский сообщает, что много думал о произошедшем и сформулировал несколько гипотез. С некоторыми из них мы знакомим читателя.

1. Экспедиция нашла тринадцатое колено, но погибла в неравном бою.
2. Экспедиция столкнулась с необъяснимыми явлениями природы и погибла.
3. Экспедиция столкнулась с объяснимыми явлениями природы (стужа, болезни, хищные звери) и погибла.
4. Экспедиция нашла тринадцатое колено, но была обращена ими в истинную веру и осталась со своим новым народом.
5. Экспедиция вернулась с результатами, которые шокировали руководство, поскольку не вписывались в марксистско-ленинскую картину мира. Материалы экспедиции были засекречены, а участники расстреляны.
6. Экспедиция вернулась, но за то время, что она отсутствовала, линия партии и советского правительства несколько изменилась. Политические взгляды участников экспедиции перестали ей соответствовать и их, то есть участников, пришлось расстрелять, как утративших классовое чутьё. Материалы экспедиции были засекречены либо уничтожены.

Всего бывший подпоручик изложил в книге 44 гипотезы, но уверяет читателя, что их на самом деле значительно больше.

***
Некоторое время назад воспоминания Пшибышевского попали в Нижневартовск. Сегодня местные исследователи полны энтузиазма и планируют организовать специальные краеведческие чтения для всестороннего изучения этого запутанного вопроса.


Рецензии