Легенда. P. S. разное

P.S. №1.1

      Здесь придется рассказать о еще одном моем внезапном прозрении. Оно очень необычно, но невероятно любопытно, т.к. напрямую связано с предыдущим рассказом. Мои очередные «фантазии» основаны на небольшом фрагменте документа, найденном ЦГАДА (затем РГАДА) в Москве и опубликованном еще в 1970 году в журнале «Русская литература». К сожалению, я задумался на ним только сейчас, хотя и читал ранее. Это говорит об отсутствии профессионализма, в чем я и признаюсь.

      Привожу документ по В.С.Румянцевой.

      «В центральном государственном архиве древних актов сохранился небольшой отрывок столбца с ответом из Москвы на челобитную воеводы Ф.И.Веригина. Из него видно, что по указу государей Петра и Алексея князь В.В.Голицин приказал холмогорскому воеводе выяснить, если «будет выдана протопопова дочь», то «нет ли от нее на Колмогорах церковного расколу». Если «не объявитца и ей велеть  жить на Колмого…», а если «объявитца», то держать ее «за караулом», расспросить и «роспросные речи» послать в Москву».

      О дальнейшей судьбе Агриппины сведений нет. Давайте оттолкнемся и поразмышляем над этими обрывками очень интересной и архиважной информации. Может быть, с ее помощью нам удастся «приоткрыть» еще одну тайну семьи.

      Начнем опять традиционно – с постановки вопросов.

      Откуда, когда и от кого В.В.Голицыну стало известно о желании Анастасии Марковны выдать свою дочь Агриппину именно в Холмогорах, а не на Мезени? За кого могла бы выйти замуж сорокалетняя девица-староверка, любимица опального протопопа?  Каким образом она смогла так быстро найти себе возможного мужа в Холмогорах и заручиться благословением матери? «Объявились» ли «раскольные деяния» от нее в Холмогорах? Ответив на эти вопросы, мы можем прийти к неожиданному результату.

      Отвечать буду с конца. Скорее всего, никаких «раскольных церковных деяний» обнаружено не было, да их и не могло быть в Холмогорах – центре епархии. Цель приезда дочери АввАкума была другой, семейной. «Политическая» борьба за веру были не женским делом в семье Протопопа. Иначе могла бы сохраниться дальнейшая  переписка  с Москвой по этому вопросу. Значит, Агриппина вполне могла бы выйти замуж в Холмогорах. За кого? Ранее, там она побывала всего один раз и на короткое время еще в 1664 году, проездом в первую ссылку семьи АввАкума на Мезень. Тот эпизод можно забыть. Теперь, совсем уж незначительный период в 1684 году. Отсюда вывод – потенциальные жених и невеста должны были знать друг друга раньше, дольше и не в Холмогорах, а где-то в другом месте – это раз. Мать Анастасия Марковна тоже должна была знать этого человека – это два. Значит, знакомство должно было произойти  только на Мезени, но затем этот человек должен был перебраться по каким-то причинам в Холмогоры. Итак, кто же он? Какой-то посторонний Мезенский мужик уже в годах, имевший свободу передвижения? Трудно представить такой вариант. Кроме того, в Холмогорах жил в это время их бывший домочадец Григорий с пятнадцатилетним мальчиком. Вот он-то точно подпадает под все перечисленные условия. Тогда,  не мог ли именно Григорий быть этим человеком? Только эта фигура может объединить, объяснить и связать воедино все события. Неожиданное предположение, не правда ли? Но оно может продвинуть нас еще дальше в догадках.

      Для проверки такого смелого вывода восстановим всю цепочку известных нам фактов, связанных, так или иначе, с этими двумя людьми. И не будем ханжами, чувства зачастую играют огромную роль в жизни семьи, что в семнадцатом веке, что в двадцать первом. Правда есть и одно огромное отличие – чувства не  главенствовали над ответственностью перед семьей, над уважением и подчинением главе семьи. Обычно о таких вещах в исторических документах ничего не сообщается. Для этого надо «окунуться» в то время, постараться понять взаимоотношения близких людей.

      В 1664 году Григорий в силу каких-то причин попадает в семью опального протопопа АввАкума в качестве домочадца и учителя младших детей. Он добровольно сопровождает их в северную ссылку. Могло ли быть одной из таких причин возникшее чувство между Григорием и Агриппиной при их знакомстве? Если да, то почему они не поженились в то время? Не знаю, и гадать не берусь. Здесь может быть много и других причин. Но, факт остается фактом.

      В 1666г. АввАкума с сыновьями возвращают с Мезени в Москву. Он  берет Григория и домочадку Фетинию с собой. Это не освобождение из ссылки, а только очередная попытка «перевербовки» протопопа, т.к. остальные члены семьи остаются на Мезени.

      В 1667г. АввАкума снова отправляют в ссылку, уже дальше, в Пустозерск на Печоре, а приехавшие с ним остаются в Москве на поруках.

      В начале 1668г. АввАкум пишет челобитную царю с просьбой отпустить сыновей из Москвы к матери на Мезень. После получения такого разрешения все «бредут» на север.

      В начале 1669г. где-то в дороге рождается внебрачный внук АввАкума, при этом умирает его мать Фетиния и ребенка оставляют на какое-то время кормилице в деревне Ичковской под Холмогорами. Григорий становится его восприемником.

      В 1669г., летом четверо мужиков наконец-то «прибрели» на Мезень.

      В 1670г., весной Анастасию Марковну и старших сыновей садят в тюрьму.

      В конце 1672г. их освобождают из тюрьмы.

      В начале 1673г. Григорий уходит с Мезени. Он забирает четырехлетнего малыша из приемной семьи, переезжает в   Холмогоры, где  живет и воспитывает его в течение следующих 10 лет. Василий – незаконно рожденный сын Фетинии от Прокопия, крестный сын Григория, внук АввАкума и племянник Агриппины.

      В начале 1682г. протопопа казнят в Пустозерске. Семья остается в ссылке на Мезени еще на 10 долгих лет.

      В середине-конце 1682г. образуется Холмогорская и Важеская епархия. После этого со временем, но довольно быстро, возникают какие-то житейские и духовные, неприемлемые для Григория и Василия, обстоятельства. Григорий сообщает об этом на Мезень.

      В начале 1683г. вдова АввАкума Анастасия Марковна обращается с челобитной к царю. Она делает попытку получить разрешение на освобождение семьи из ссылки. Ей отказывают в этом. Она настойчиво пишет вторую челобитную, где просит освободить их уже на Мезени, чтобы  выдать замуж трех дочерей и внучку. Обратим внимание на то, что просьбы о женитьбе сыновей там нет. Разрешение в итоге получено. Двух младших дочерей и внуку видимо выдают замуж на Мезени довольно быстро. Им по 20-25 лет, старшей Агриппине почти 40. Была  какая-то причина, из-за которой семья пока отказывается от  определения ее дальнейшей женской судьбы. Хотя проблемы, даже в таком возрасте, выйти замуж в те времена не было. Смертность среди женщин была высокой, а выживаемость детей зависела во многом от повторной женитьбы главы семьи.

      Возможно, Анастасия Марковна после получения положительного решения от воеводы на замужество дочерей в 1683 году на Мезени, выразила намерение выдать замуж Агриппину в Холмогорах и после этого оставить ее там жить. Семья могла преследовать свои скрытые намерения под предлогом отсутствия или нехватки женихов. Ф.Веригин не мог взять на себя ответственность и на свое усмотрение дать положительный ответ, поэтому должен был направить запрос в Москву.

      В конце 1684г. Агриппина «самовольно» отлучается в Холмогоры. Может быть, основная причина такого поступка заключалась в необходимости ее личного присутствия для объяснения с Григорием и может быть обговорить вопросы супружества. Вероятно, между ними уже были давние взаимные симпатии, но долг перед семьей заставлял их совершать ранее поступки наперекор чувствам. В  семье могли это знать  и заранее одобрить такое замужество. Но  только после возвращения Агриппины она (семья) могла вынести это решение на открытый суд людей. Церковью такая связь не возбранялась.

      Здесь для меня возникает один непонятный и труднообъяснимый период времени в жизни Агриппины. Допустим, в течение весны, лета, осени, зимы 1683 года младших девушек выдают замуж на Мезени.  Параллельно, в это же время решается вопрос по Холмогорам.  Весь следующий 1684 год Агриппина живет с братьями и двумя оставшимися домочадцами. Если разрешение было получено тогда, то почему она не уехала? В декабре она на какое-то время «отлучается» в Холмогоры и возвращается обратно, т.к. официально ее отъезд был связан с недостатком продуктов питания в семье. В дальнейшем ее имя больше нигде и никогда не упоминается. Могла ли она после этого снова вернуться в Холмогоры, уже в 1685 году, если в «отписке» воеводы Веригина на ее самовольный отъезд был поставлен вопрос о ее замужестве? В опубликованном документе ничего такого нет. Может быть, была какая-то другая челобитная или матери или воеводы в Москву, но в какое время? В том, что какая-то бумага должна была быть сомнений нет, т.к.иначе не было формальных оснований писать такой "приказ".

Дальнейшие события могли быть быстротечны, но они вполне вписываются в канву Легенды и могли быть следующими: Григорий с Агриппиной женятся к концу 1685 года в Холмогорах. Ему к тому времени было около 45-50(?) лет, ей – 40. Но совместных детей у них не могло быть из-за их возрастов, да и семейная жизнь оказалась видимо не долгой, и они могли уйти в мир иной до 1688 года. Косвенно об этом может говорить побег Афанасия с Мезени зимой 1688 года. Местом упокоения Григория и Агриппины могли быть как Холмогоры, так и Моржегоры. Я склоняюсь, как ни странно, к обоим вариантам. Агриппина могла умереть в Холмогорах, т.к. ей надлежало жить только там без выезда куда-либо. Ранняя смерть могла быть связана с тяжелейшими испытаниями, которые перенесла старшая дочь АввАкума. Чтобы понять это прочитайте  «Житие» протопопа. А Григорий мог умереть в Моржегорах, т.к. после смерти жены его уже ничего не держало в этом месте и они с Василием уезжают. Все эти события могли произойти в период между 1685 и 1687 годами. Прибытие же Афанасия в Холмогоры очень сложно было бы скрыть от местной власти, тем более открыто присутствовать на свадьбе Василия при венчании в церкви. Семья наверняка были под пристальным присмотром Архиерейского дома и лично Архиепископа Афанасия Холмогорского. А уж  в скорый переезд  молодой семьи за 150 верст в новое незнакомое место, тем более, мало вериться.

      Все, что я здесь предположил ни как не противоречит предыдущим и последующим выкладкам. Наоборот, эта версия только подтверждается фактическим отсутствием следов потомков Григория  на Архангельской земле. И в тоже время она объясняет причины такого отсутствия.

      Как много могут рассказать обрывки исторических документов.


P.S. №6.1

      Здесь придется сделать большой отступление, которое возможно может быть связано с ответвлением Верхнетоемских Аввакумовых.

      В своей статье Мария Николаевна приводит выдержку из брошюры  Щипина В.И. «Старообрядчество в верхнем течении Северной Двины»  (2003), где упоминается «Матюшка Аввакумов з братьями». Они, незадолго до 1686 года, перебрались откуда-то в Пермогорскую волость, которая граничила «Нижним концом» с Черевковской волостью, а та в свою очередь с Верхнетоемской. И были они раскольниками. Из этого почему-то делается необоснованное предположение об их возможном родстве с самим протопопом АввАкумом, т.е. они якобы даже могли быть его братьями, которое я категорически не могу принять. Хочу высказать свое противоположное мнение по этому эпизоду.

      Имена всех братьев: Аввакум (1620) старший, Герасим (?), Григорий (?), Козьма (?), Ефимий (1634) младший. Где среди них Матюшка? Почему у остальных братьев АввАкума отчества Аввакумовичи, а не Петровичи, как у старшего? Что за странная логика?

      Имя АввАкум не часто встречается на Руси в 17 веке. Поэтому есть соблазн с большой долей вероятности предполагать возможное кровное родство большинства людей, имеющих в своем составе такое имя. Мной этот ошибочный путь уже пройден и отвергнут. Однако, авторам таких предположений, для правдоподобности, если нет подтверждающих документов, должны быть предъявлены хотя бы цепочки логических рассуждений с вкраплениями известных исторических событий и дат, не противоречащих друг другу.  Известность имени не дает права вольно обращаться с фактами.

      Что же в статье у Марии Николаевны мы можем кроме этого почерпнуть?

      К 1678 году в Починке, это где-то около речки Сваги  на Верхней Тойме,  жили два брата, сыновья какого-то Аввакума. А где двое, там может быть и третий, четвертый, пятый – нам неизвестные (просто отсутствующие в документе), может быть, это и были Матюшка с братьями? В 1686 году у Матюшки тоже были не названные по имени братья, обратим внимание на их упоминание в тексте   во множественном числе. Может быть, это были Илюшка и Васка, или другие их братья, неизвестные нам?!  Матюшка с братьями незадолго до 1686 года, появились  откуда-то и обосновались неподалеку от Пермогорской Рождественской церкви – а это около 30 верст от Починка. Все они были старообрядцами. Вскоре,  между Матюшкой с братьями-раскольниками и местными священниками начались трения, а затем и церковные «разбирательства» из-за их пренебрежения к местному приходу. Значит, церковные службы  проводились по новым исправленным книгам. Окончания этого дела мы не знаем.

      Теперь сделаем некоторые обобщения из всего прочитанного.

1. Все имеют одно отчество – те и другие АввАкумовичи.

2. Примерные возраста всех предполагаемых братьев не противоречат наличию у них одного отца с именем АввАкум.

3. Их вероисповедания идентичны. Те и другие  староверы.

4. Время  упоминаний имени АввАкума в приведенных документах  соотносятся с событиями.

5. Расстояние между упомянутыми населенными пунктами не значительно и позволяло быстрому перемещению людей. Они расположены вдоль одной реки Северная Двина.

6. Мотив возможного разделения семьи и уход братьев в Пермогоры, а затем и дальше после 1686 года вполне объясним, понятен и уважителен.

      Единственное, что может говорить не в пользу такого родства, это отсутствие (или незнание, или простое непонимание) видимой причины переселения части братьев с Верхней Тоймы вверх по реке в Пермогоры между 1678 и 1686 годами. Может быть, это был поиск лучшей жизни? Мне не ясен лишь один момент, связанный с относительной свободой передвижения крестьян – они должны были  бы быть где-то приписаны к земле, к деревне, к монастырю?

      Вывод: вероятность родства «Матюшки Аввакумова з братьями» и Илюшки с Ваской Аввакумовыми велика и для Легенды вполне может быть принята. Тем более, что есть еще один интересный факт, который может косвенно подтвердить этот вывод.  Немного южнее, в соседней Сольвычегодской волости, уже в наше время, я обнаружил компактно проживавшую там  какую-то неизвестную, но многочисленную ветвь Абакумовых. Не мог ли «Матюшка з братьями» от «разбирательств» сбежать туда и пустить там корни? Другими словами, может быть, у Верхнетоемского Аввакума было не два и не три сына, а больше и они разошлись в разные стороны? Двое старших, семейных остались жить на Верхней Тойме своими дворами, а трое младших, холостых ушли сначала в Пермогоры, а затем дальше в Сольвычегодскую землю искать свою «лучшую долю». Лично мне нравится такой ход событий, он правдоподобен и не противоречив, хотя и не доказан.


P.S. №7.2

      К написанию этого послесловия меня подтолкнул «его величество» случай. Фамилия священника, иерея Благовещенского собора в городе Шенкурске, откуда родом моя жена, оказалась АввАкумов, звали его Андрей, отчество не известно. Он служил там с 1723 по 1731 годы! Эту интересную информацию мне подкинул брат жены, проживающий в Шенкурске. Подтверждение тому я нашел через интернет в «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской Епархии» за 1894г.

      Мог ли он быть потомком кого-то из трех семей АввАкумовых, проживавших на севере в то время? Если да, то кого он мог представлять? Причем эта ветвь была тупиковой, т.к. сан иерея соответствовал второй ступени черного монашества. Для грубого и приблизительного ответа на поставленный вопрос требуется определить примерный возраст Андрея. Предположим, что было ему лет 30, т.е. он должен был родиться не ранее 1690  года, но не позже 1700-го.

      Среди Верхнетоемских АввАкумовых Андрея быть не могло, и не по причинам года его  рождения. Он как раз попадал в рамки допустимого периода. Вспомним рассказ Марии Николаевны – если даже в начале 20 века потомки той семьи придерживались старой веры, то, что можно сказать о конце 17 столетия. Поэтому, сын старообрядцев не мог стать вероотступником. Я убежден в этом.

      Кто-то из представителей Холмогорской семьи АввАкумовых вполне мог быть предком Андрея, как по возрасту, так и по вероисповеданию. Причем разбег периода возможных дат рождения ребенка был очень большим. Кроме этого семья Фомы видимо не была абсолютно или фанатично старообрядческой. А дополнительным доводом служит расположение Ичковской деревни –  рядом был центр епархии в Холмогорах, архиерейский дом с сильным духовным влиянием.

     «Моржегорский след» Андрея реален, но он менее вероятен. Почему? Если возраст вполне совпадает с «возможностями»  Василия, то вот духовное воспитание гипотетического первенца правнука АввАкума в новой вере вызывает большое сомнение. Заложенное в детстве староверство очень сложно быстро переломить в отрочестве. Это под силу только в зрелом возрасте, т.е. к 1723 году стать черным монахом потомок Василия никак не мог.


      Как много можно «придумать» о корнях одного Абакумова, зная судьбы довольно многих АввАкумовых. Но, это частности.



P.S. №9.1
 
      И все-таки тема нашей фамилии Абакумовых будет не полной, если я не попытаюсь рассказать немного об ее распространении по территории всей страны.

      Мне пришлось довольно часто «ползать» по интернету для поиска и изучения ее ареала в Архангельской области. В начале, я особо не обращал внимания и не придавал большого значения местам рождений и проживаний Абакумовых в других регионах. Но, чем больше я просматривал различные списки репрессированных, попавших в плен, награжденных, погибших и пропавших без вести, тем больше бросались в глаза  одни и те же наименования деревень, городов, областей.

     В итоге я еще раз повторно восстановил в памяти эти события и хочу привести здесь некоторые данные, при этом, не претендуя на абсолютную их полноту и точность. В отличие от Архангельской области, где я исследовал с бОльшей тщательностью три места зарождения родов Абакумовых в начале-середине 17 столетия, дальше  придется ограничиться только крупными образованиями. А, второе ограничение касается информации по достаточно позднему и короткому периоду в истории нашей страны – первой половине 20 века.

      Два  из таких мест я уже упоминал в Легенде, это Вологодская область – деревня Никола-Корень Усть-Кубинского района, там жили Аввакумовы, причем компактно. И второе, это Чувашия, г.Ядринск под Чебоксарами. Представители этих мест мне  непреднамеренно встретились в Архангельске в процессе работы над Легендой. Причем, я разговаривал с ними и расспрашивал их довольно подробно.

      Следующее место определилось случайно, но оно имело продолжительную предысторию. Дело в том, что с 1978 по 1984 годы я работал на Соломбальском целлюлозно-бумажном комбинате  города Архангельска в качестве энергетика лесохимического цеха. А на ТЭЦ-1 того же комбината  дежурным инженером был Василий Васильевич Абакумов (1950). Тогда еще у меня не было интереса к своей фамилии, но все-таки «дежурный» вопрос о возможном родстве был задан. Его родиной оказался Каргопольский район Архангельской области. Тогда на этом все и закончилось. И вот, по прошествии 35 лет, когда я вплотную занялся своим родом, мне вспомнился этот человек с нашей фамилией. Через третьих лиц нахожу телефон его старшего  брата Леонида Васильевича (1946), связываюсь с ним и пытаюсь выяснить подробности. Он подтверждает свое место рождения в Каргопольском районе, но кроме минимальных данных об отце  ничего рассказать мне не мог. Разве, что отца (1914), как брата и деда тоже звали Василий Васильевич. Такая традиция была в семье. На этом тогда снова все закончилось.

      Через год, в очередной раз, просматривая в интернете  списки репрессированных лиц, я натыкаюсь на Абакумова Василия Васильевича (1875), урожденного д.Удерево Малоархангельского района Орловской области. Он был осужден в 1929 году как кулак и выслан с семьей на три года поселений в Северный край (так в то время назывались объединенные Архангельская и Вологодская области, плюс Коми АССР). Вот тут-то все и сложилось. Параллельно, нахожу там же Евгения Васильевича Абакумова (1912), арестованного и осужденного уже в 1937 году на 10 лет лагерей. А еще был Петр Васильевич (1909), погибший в 1943 году. Я поднимаю в своих записях номер телефона Леонида Васильевича, и рассказываю ему эту историю. И вот тогда, с моей помощью, он начинает кое-что припоминать. В общем, все подтвердилось. Теперь он знает место рождения своего отца, деда и предков. Кроме найденных лиц, были определены еще несколько человек из той же местности по другим сайтам. Это может говорить о компактном проживании там Абакумовых уже в середине 19 века.

      Итак, третье место за Орловской и Курской областями, т.к. Малоархангельский район, где проживали многие Абакумовы, находился где-то по середке и  переходил из одной области, а может и губерний, в другую.

      Четвертым местом оказалась  Астраханскаяй область,  Енотаевский район, откуда в Сибирь было сослано немало Абакумовых. 

      Пятое – Алтайский край, исконные места староверов, которые добровольно или принудительно уходили туда из центральной части страны в годы раскола.

      Шестое место – Омская, Томская, Иркутская, Новосибирская области, Красноярский край и т.п., места ссылки многих каторжан и репрессированных. И вообще вся Сибирь и Урал. Но, скорей всего, они в большинстве своем были более поздними отголосками ссыльных поселенцев.

      Это не говорит о том, что в остальных областях России не было нашей фамилии, это только те места компактного проживания Абакумовых, которые мне удалось быстро обнаружить и локализовать по данным военных сайтов.

      Другими словами, ни каких точных данных о времени изначального появления нашей фамилии во всех этих регионах я не имею. Возможный разброс очень большой: от 17 до 20 веков. Хочу отметить общее минимальное количество Абакумовых, погибших во время ВОВ. Оно  составляет около 1100 человек, да Аввакумовых около 300, причем по Архангельской области – 43+6, Орловской – 38+1, Курской – 49+2, Вологодской – 11+13 и т.д. А количество награждений (не награжденных, а именно награждений) медалями и орденами Абакумовых – 3799 наград, а Аввакумовых – 1098!

 
      Вот теперь можно и завершать начатое.


Рецензии