Ушла магия, ушли творцы. Остался бизнес

Мельчает нынче все, спорт, наука, культура, деятели, политики... Возня какая-то, не более. Вопрос, безусловно, спорный. Сейчас, если такую мысль в любом практически слое общества заведешь - непременно, найдутся те, которые назовут тебя нытиком. Обнаружатся, без сомнения, и те, которые назовут тебя дураком и несведущим ни в чем, да и заткнуться попросят. И те и эти, конечно, по-своему, правы. И я, даже самую малость, за то на них не сержусь и не собираюсь держать обиды, скрежетать зубами, гневными речами плеваться. Незачем мне все это. Да и пусть себе ругаются. Их право.

И сам я понимаю, что мысли эти легко и без ошибки можно назвать притянутыми за слуховые органы. Ведь это не какое-то там философское или математическое рассуждение с обширной и однозначной доказательной базой. Но, как обывателю и до определенной степени субъективно, мне видится, что это мельчание присутствует повсеместно теперь. Наступает некоторый век толпы, западный образ мышления, бизнес во всем, поиск выгоды, как критерий определения будущей успешности или наоборот, того или иного явления. Проекты, всюду прожЕкты. Все к ним свелось сегодня. Вот, например, мне по душе примерно такого рода тезис:

1) В науке нет больше новых Эйнштейнов, Планков, Ньютонов.

И рассматривать его можно с нескольких, различных по своей сути и направленности позиций. Задав вопрос, к примеру, а почему, собственно, их нету теперь-то? И тут можно сказать, что потому, что мозгами, дескать, теперь мы не дорастаем. И тоже, в чем-то, будет правда. На справедливый вопрос, что значит - не дорастаем, можно ответить, что, "тестовое" западное образование изничтожило всякую мысль в нынешнем поколении, частью которого являюсь и я. Или, можно сказать вообще, что науку у нас, в России, да и в мире, в целом, уничтожают, планомерно и беспощадно. Она никому не нужна, если на ней нельзя заработать денег.

Вот придумаешь ты, как сделать тонкий компьютер на миллиметр тоньше - тогда да, натурально, ты гений. Ты всем нужен, тебя носить будут на руках. Нобелевскую ему!(с) Недолго, конечно, через месяц, ну, в крайнем случае, через год - забудут. Ведь найдется тот, кто придумает и тоньше. Но открытий, способных перевернуть судьбу и уклад жизни человеческой - теперь не происходит. Совсем не происходит. А почему не происходит-то? Неужто, не способны мы теперь на подобное? Мне видится, что очень даже способны. Просто это никому не нужно. Сейчас никто не станет вкладываться в условного Эдисона с его жизненным путем и тысячами неудач. А энтузиастов, подобных ему, почти и не остается. Общество диктует иные, не созвучные ему правила, скорость взлетов и падений возросла, частота тоже, амплитуда - наоборот. И так во всем!

Мир заполонен дельцами, гоняющимися за американской мечтой, и в погоне этой нет никакого романтизма! Тому яркий пример и то, что лидеры в сегодняшнем споре держав, все-таки, пока они. Пора деньги зарабатывать, доносится теперь отовсюду. Кто-то справедливо заметит, что ты-то, мол, чем их лучше? Да вот ничем, пожалуй. Я, может, и, скорее всего, даже хуже. А может и лучше, не знаю. Найдутся всякие: и те, кто скажут про меня, что хуже, и те кто скажет, что лучше. А истина всегда посередине. Свое же мнение о себе(невообразимо глупая мысленная тавтология, свое мнение о себе, ага) я оставлю при себе(вот прямо огненно вышло). Просто нет ведь в наше время новых Моцартов, Листов, Чайковских, Бахов. Ну нет, и все тут. И даже переходные 60-е и 70-е годы двадцатого столетия, пусть и немного не столь высокие по мысли, на мой взгляд, и уже не такой высоты полета, но тоже, деятели искусства, в высшем его проявлении, магия, мистика в искусстве, тоже подлинные гении, безумный всплеск...

Все прошло и прошло, к сожалению, мимо. Переродившись в красивую, но бездушную картинку! Где все эти деятели великие теперь? Царствие небесное покойной Жанне Фриске, прекрасный человек, наверное. Но... Кто помнит ее сейчас? И это на фоне ее трагической смерти, и такого большого всплеска шума... а уже стали забывать... А ведь еще совсем недавно она была иконой стиля, объектом вожделения для всех, почти, мужчин страны! Ее песни были хитами, активно обсуждались. А с момента ее смерти ведь, дорогие вы мои, даже ГОДА!!! не прошло. Это удивительные и удручающие перемены в теперешнем мире и его восприятии. О каком величии стран, менталитета, личностей, деятелей прикажете вы говорить сейчас? Несколько выпусков в ток-шоу, вот и все, чем ее почтили. Ну и скандалами забросали напоследок, вывесив ее нижнее белье, подноготную. Мир ремесленников. Сегодня я плачу о твоей судьбе и о том, что мне довелось и доводится являться твоей частью. Шутка, конечно, да и пафос никчемный и ненужный. Но...

Возьмем теперь науку. И тут я говорю слегка не понаслышке. Мне повезло(?) родиться в семье, часть которой относится к науке свято. Мой дед(не ленивый человек легко найдет подтверждение тому, введя в яндексе мои имя и фамилию, мы с ним полные тезки, даже по отчеству) доктор ф.м. наук, профессор и заведующий кафедры "Компьютерных методов физики" физического факультета МГУ(фух, допечатал:) ), бабушка - там же, до недавнего времени, тоже д.ф.м.н. и профессор, сейчас, наконец, ушла на заслуженный, безо всякого сомнения, отдых. И мне, к моему великому стыду, не так и часто удавалось с ними пообщаться. Ввиду различных причин. Ко всему плюсом является и то, что я по их стопам не пошел, да и вообще, мои отношения с образованием теперешним назвать сложными - ничего не сказать.

Думаю, я немало нервов и матери(она у меня тоже, отдельный и большущий предмет гордости и любви, в свое время и мед окончила с красным и клиническую ординатуру, породив затем кучу научных трудов, основанных на ее работе, теперь вот окончила с блеском Мориса Тореза, куда и меня зазывает... Зря, думаю, я ведь та еще неблагодарная сволочь и все там попорчу, да и плюну, скорее всего, и брошу, оставив после себя только проклятия, которые долго еще будут сыпаться при одном упоминании моего имени :) ) и бабушке с дедушкой доставил, да и головной боли тоже. Они старались меня направить, но я не из тех, с кем такой фокус осуществим. И, соглашаясь поначалу, потом все предавалось забвению, их начинания и направления меня, привели лишь к тому, что я благополучно пошел отдавать долг родине в ВВС РФ, даже в ПВО, теперь уже как отдельного подразделения не существующего.

И мне почему-то кажется, что вряд ли своими действиями и отношением я вызывал у них восхищение. Скорее, наоборот. Но все же, несмотря на определенную долю омерзения и гнева, которую я в их глазах вызывал и вызываю, некий отщепенец, несбывшиеся надежды и прочее, прочее, прочее, но мне удавалось, временами, с ними и пообщаться. Ну плюнут несколько раз в лицо - заслуженно же. Ну я в ответ плюну, за мной не станется, сволочь же. А потом и к беседе можно перейти. Или, например, когда я вновь им дарил надежду на свое чудо-перерождение, поступал с лету в РУДН на физику, бюджет, в свои 26, их сердца теплели, меня хвалили, и вот, в такие моменты, с ними можно было и поболтать. И у меня составилось мнение, по их рассказам, и по рассказам других, с которыми меня направляли позаниматься математикой, физикой, с их рекомендаций... сложилось впечатление, что наука, которую нельзя куда-то выгодно, притом с получением сиюминутной выгоды приложить... Такая наука никому теперь не нужна. Совсем не нужна. Такую науку - настоящую науку - душат в самом ее зародыше.

И если даже в теории, какое-то исследование и большой научный труд может принести не то что бы миллиарды, а и вообще полностью изменить расклад сил в чем-либо, уклад жизни, устройство общества, но есть хоть малейший признак или вероятность того, что эта работа может оказаться долгой, или, есть шанс, что она не принесет плода, или принесет его не сразу, или, ее не удастся впихнуть в новый гаджет, ракету, вложить кирпичиком в строящийся дом, что рядом с метрополитеном и можно продать дорого... Такая наука никому не нужна. У такой науки - нет шансов на выживание, она обречена. А энтузиасты и фанаты... Они не молодеют. Их становится все меньше. Они вынуждены влачить жалкое существование, да простят меня эти потрясающие и выдающиеся люди за неприменимые к ним эпитеты! Но это так! Вот, к примеру, перед поступлением в РУДН мне довелось позаниматься у выдающегося, на мой взгляд, педагога по физике. Ирина Алексеевна, так ее звали и зовут.

Я, как и подобает неблагодарной сволочи, ей теперь практически не звоню, общения с ней теперь не держу, забыл, благополучно. Ну, аукнется, непременно аукнется. Она и научную деятельность вела и старается сейчас вести и вырастила не одно поколение выпускников физфака. Живет же в жалкой двушке, пусть простит она меня, если доведется ей эти строки прочесть. Одна. А ей тоже, под восемьдесят теперь. Или за? Какая-то там пенсия... Она не жалуется, но когда я ее спрашивал, что она думает про сколково, например, это ее до глубины души возмущало. Она искренне, без нецензурщины, естественно, но с эмоциями, бралась мне пересказывать отношение научного мира к этому посмешищу, по ее выражению. Все в развале и разрухе теперь ей виделось, все загублено или губится сейчас, в данную минуту, секунду.

Учебным процессом, составлением программ, выделением необходимого количества часов - всем этим теперь занимаются чиновники или люди, которые ни бельмеса в науке не понимают, да и не собираются того делать. А если что будет сказано против - так сменят преподавателя, профессора, да кого угодно. И благополучно забудут. И так происходило и происходит и будет происходить, пока... По новостям нам кричат, что сделали ЗП у профессуры в вузах сопоставимую с менеджерской(смешно, неправда ли, что это теперь эталон?), 70 тысяч или что-то наподобие, несколько лет назад было, не помню точно, когда. Но если спрашиваешь у тех, кто и является этой профессурой и речь не о частных дедушке с бабушкой, а о многих, благо у меня знакомых в этой сфере хватает, то таким и близко не пахнет, а вот повышением нагрузки - да. Естественно, есть пути, как выжить. Но достойно ли настоящих дельцов науки выживание? Мне кажется, что нет. А обществу - напротив.

Помнится, я ходил на курсы в физфак, давно это было. Пару лет назад, если точно. И там был выдающийся преподаватель по математике. Он был очень суров. Шишкин Александр Александрович. Настолько, что даже перед тем, как его к нам допустить, сначала был проведен некоторый инструктаж, что мол, Вы постарайтесь не опаздывать и не спорить с ним, потому что нраву он сурового и прочее, прочее. Натурально, многие перепугались. Но я не о характере теперь веду повествование. Он много интересных фраз высказывал и все тут приводить я не стану, слишком долго, да и отдельно нужно о нем писать, если решусь вдруг. Приведу лишь несколько. Наше с ним знакомство началось очень забавно для меня. Он знакомился с аудиторией и наткнувшись на мои фамилию и инициалы, немного притормозил.

- А Вы, - говорит, - случаем не являетесь ли родственником выдающегося математика и физика Пытьева Ю. П., - разумеется, он не инициалами говорил. Просто матушка-лень меня к тому принудила написать.

- Не совсем, точнее, в некотором роде, - уклончиво ответил ему я.

И он разразился каким-то рассказом о достижениях и прочем моего деда. Затем, тема, слава всевышнему, сменилась. Но куда более примечательными были паузы в занятиях, когда он, на отвлеченную, в некотором роде, тему чуть давал себе возможность порассуждать. Например:

- Какая теперь молодежь пошла, диву даешься! - восклицал он, порываясь при том всем корпусом, - На третий этаж - на лифте поднимаются! Это же нонсенс! Настоящий физик ОБЯЗАН быть крепким, что это за дела-то, вообще?! Я никогда не позволял себе такой ленивости и вольности! - а ему на тот момент уже за семьдесят было, глубоко.

Или:

- Поразительно! Вы даже элементарных задач теперь решить не можете, хватаетесь сразу за калькуляторы и интернеты! А как же в прошлых веках, устный счет, не слышали? Так вот, я вам расскажу. Все и всЕ считали в уме и даже обычная гувернантка или крестьянин дал бы вам всем тут такую фору, что не представите! А еще в физику лезете!

Или:

- Ну чего вы тут не можете решить или понять?! Это ведь элементарная задачка, всего 3-5 дополнительных построений и это на вступительных экзаменах дается! Раньше, при поступлении в гувернантки, задачи с 15-25 дополнительными построениями были самым обычным и легким делом, а вы?! Стыдно!

Или:

- Теперь удивляешься, многому удивляешься. Если раньше по окончании университета в науке оставалось 80 или более процентов выпускников и только жалкие 20 шли иным путем, то теперь и эти 20 не остаются. Уходят в бизнес, IT(это я перефразировал, конечно, он так не говорил), в политику. Зачем вам всем физика-то всем далась? Это ведь большой труд! Тут нужно мозги иметь! Одной памяти - тут недостаточно. Был у меня один студент, прибегала даже мамаша его, когда я ему двойку влепил и на отчисление направил. Как вы смеете, кричала она, он школу с золотой медалью окончил! У вашего сына замечательная память, ответил я, он мне пятисот-страничный том слово в слово рассказал - это да. Только мозгов у него нет, думать не умеет. Потому я и не собираюсь его у себя держать. Подумайте, зачем вам физика?

Или, как-то раз заметив девочку, жующую на занятии жвачку, он сказал:

- Немедленно выкиньте. Здесь вам не место это делать! Это на каком-либо спортивном мероприятии, футболе - приемлемо, но не здесь - в стенах великого вуза!

Последнее несколько не вяжется с контекстом, неправда ли? Да, это я только для связки и включил сюда. Изворотливый гад! Но, как говаривала Ирина Алексеевна:

- Вы все разучились думать, совсем! Что теперь все эти ваши компьютеры, программы?! Теперь и думать-то не нужно!

Я возмутился и сказал, что не так-то все это и просто, и не каждому дано, да и думать приходится при написании программ и прочем.

- Да разве это работа мозга? Ткнул на кнопку - ага, какой-то результат, ошибка какая-то. Чуть, без усилий, что-то подправил - другой результат. Где же работа мозга? Все наобум, на авось.

И пришлось согласиться, так как сразу вспомнился и свой опыт. И вправду, делаешь многое на автомате. Не особо задумываясь, редким случаем над задачей помозговать всерьез приходится. В основном методом ненаучного тыка или при помощи "хаутушников" делается. Зато самомнения - горы.

Нищаем, слабый мужской да и вообще генофонд, говаривают. Можно не соглашаться. Но есть и звоночки. И из спорта ушла магия. Все окончательно превратилось в бизнес с уходом великого и известного на весь мир сэра Алекса Фергюсона. Его Манчестер пленил и меня в далеком 98 году. Так уж получилось, что я - двенадцатилетний - начал увлекаться просмотром футбола в этот волшебный момент триумфа Ферги и его Fergie babes - малюток. В тот год, когда ему присудили титул сэра. Невероятный 2-1 в финале лиги чемпионов, когда в трех компенсированных минутах мир спорта был перевернут с ног на голову, слезы на моих глазах, и глазах миллионов, видевших то же самое! Великий вратарь Оливер Кан, кусающий газон на Камп Ноу, в Барселоне...

Сейчас, конечно, кто-то скажет, что завел опять песню про то, что трава зеленее была и все такое, что стареешь да и кретин ты полный. Но я не про то. Матчи и теперь случаются, потрясающие. Случаются и спортсмены и наставники выдающиеся. Но... Мир позабыл о преданности, позабыл о достоинстве, позабыл о сути спорта, быстрее, выше, сильнее. Вот талантливому бразильцу из Шахтера поставили зп в 12 миллионов евро в год, и плюнул он на все эти возможные будущие достижения, карьеру в сборной - умотал себе в Китай играть, пожелав всем мира - и все. Заплатили тренеру деньжат чуть больше или игроку -  и все, побежал в другой клуб, купленный арабами. И плевать, что нет и не будет у них истории и годами и десятилетиями соблюдающихся традиций. Ничего личного, просто бизнес. И это наблюдается во всех сферах. Никто не строит космические корабли, как мечтали фантасты, романтизированные прорывами в науке. За чей счет будет банкет? А что это ему принесет? Ничего. Ну а на кой тогда оно ему нужно? Так и заканчивается любая интересная затея, идея. Только частота и скорость взлетов и падений увеличивается. А их значимость все ближе к нулю сводится.

Ведь, опять же, даже с точки зрения словообразования: не искусством же мы зовем теперь музыку и кинематограф, а шоу-БИЗНЕСОМ! И второе тут важнее, в разы. А что нужно для успеха в шоу-БИЗНЕСЕ? Красивая картинка, шумиха, вожделение. На этих низменных чувствах и играют. Тонем, тонем напрочь в этой всепоглощающей медийности каждого и всех. И это не единичные случаи. Отнюдь нет. Анарексия теперь вот стала угрозой. Все оттого же. Главное, выделиться. Даже если ты пустое место, но вызываешь толки - уже хорошо.

А идей все меньше... Или нет совсем? Не знаю. Уходит век личностей, или ушел уже. Век толпы и зрелищ. Деградация во всем. Скатываемся все больше в древний Рим. Или они поумнее нашего были? Не знаю. Но тихо-тихо я поливаю ментальными слезами этот мир, нищает и мельчает он идеями, романтикой, магией и мыслью. Во всем мельчает. Пусть кто-то и посчитает это субъективным и меня кретином, но таково мое мнение на этот счет. А уж к чему то приведет - одному Богу дано знать.


Рецензии
Интересная статья, Юрий) И идеи интересные, и язык ("мысли эти легко и без ошибки можно назвать притянутыми за слуховые органы"). Самоирония Ваша нравится, хотя если честно, можно было бы некоторые отступления сократить. Правда пока помню сама сделаю отступление - И НЕ ВЗДУМАЙТЕ ИДТИ В НАШ ВУЗ!!!! Разве что если совсем делать нечего будет...
А по содержанию, с одной стороны, соглашаюсь с Вами, а с другой стороны хочется выразить надежду, что не всё так плохо)))
Если подумать, то действительно прямо, как у Лермонтова получается "богатыри - не вы"))) Возможно, массовая культура и способствует стандартизации мышления. И в том, что науку у нас планомерно уничтожают, согласна...
Но, мне кажется, Ваши же слова люди повторяли и 100 лет назад: когда были живы Есенин, Маяковский, Блок, Цветаева, Ахматова...
Талантливые люди есть и будут, хотя, как ни парадоксально, в эпоху массовой культуры им ещё труднее быть услышанными - из просто заглушают шулеры, клоуны и бизнесмены.
Да, Ньютонов нет... Но был Леонид Куприянович; был Ваш славный дед; живёт и здравствует Цветков, подхвативший идеи Куприяновича...
Так что нет повода для пессимизма! Гении где-то рядом))) (Звучит как "чужие где-то рядом))) (шучу))) И верю, что всё будет хорошо)

Вера Куприянович-Соколова   20.02.2016 12:29     Заявить о нарушении
Согласен, что не так плохо и что есть надежда. И дед есть все таки. И Ваш отец. И помимо есть массы творцов. Да и брюзжаний на эту тему масса была есть и будет. Вот просто с тенденцией сегодняшней не все нравится мне. А так то - да. Есть повод для оптимизма, в принципе.

Спасибо за отзыв, огромное!

С теплом,

Юрий Пытьев   20.02.2016 12:33   Заявить о нарушении
Да не за что)
Надеюсь, ничем не обидела) Самой обидно, что идёт общая тенденция к оболваниванию, но если человек не может не творить, творить он обязательно будет)

Вера Куприянович-Соколова   20.02.2016 12:40   Заявить о нарушении
Про отступления - увлекаюсь, грешен)

Юрий Пытьев   20.02.2016 12:41   Заявить о нарушении
Да все мы грешны этим)
Просто можно отступления в отдельную тему собирать)
Надеюсь, не обидела)

Вера Куприянович-Соколова   20.02.2016 12:54   Заявить о нарушении
Нет, нисколько.

Юрий Пытьев   20.02.2016 13:02   Заявить о нарушении
Ну и отлично)))
Вы там тоже пишите, если что смущает у меня в тексте или в форме, а то если в таких случаях умолчать и не сказать о проблемке другому автору - это всё равно, что видеть, что у человека наизнанку рубашка надета, и не сказать ему это из ложного чувства такта)))

Вера Куприянович-Соколова   20.02.2016 13:08   Заявить о нарушении
Это да. Но тут иногда боязно задеть чувства. Буду предельно аккуратен.

Юрий Пытьев   20.02.2016 13:10   Заявить о нарушении
Юрий, меня обидеть трудно)))
Могу посопротивляться против изменения смысла, но в конечном итоге призадумаюсь)))
Очень важно, как воспринимают то, что ты пишешь другие)
Ну, а то, что мы все пишем от души это да - но лучше помочь товарищу защитить свою душу от нападок критиков, чем просто пройти мимо)

Вера Куприянович-Соколова   20.02.2016 13:14   Заявить о нарушении
Согласен, помощь куда лучше, нежели пропуск мимо.

Юрий Пытьев   20.02.2016 13:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.