Фарисейская закваска

                ФАРИСЕЙСКАЯ ЗАКВАСКА

                В наших рядах процветает фарисейство. Кто сомневается, пусть прочтёт отзыв на книгу Ксении Кривошеиной «Мать Мария (Скобцова) святая наших дней», напечатанный в интернет-журнале «Благодатный огонь». Мать Мария не угодила автору критической заметки ни своими писаниями, ни своим житием. Она де, плохо отзывается о православных традициях, как на Родине, так и среди соотечественников за рубежом, находясь под влиянием бердяевских писаний. Монашество у неё какое-то странное, с католическим уклоном в социальное служение. Она (представьте себе) ещё и курила! За критикой личности монахини Марии совершенно исчезает факт её жертвенной смерти, о котором походя упоминается лишь в начале статьи. Хочется спросить безымянного автора (статья не подписана): а ты сам бывал за решёткой, видел нары, а баланду нюхал? А испытывал ли леденящий запах смерти и дикий страх за свою жизнь? А она всё это преодолела и не только победила животный ужас и эгоизм, но и душу положила «за други своя». И вообще, если руководствоваться фарисейскими традициями, то, как пустить в рай Благоразумного Разбойника? А Марию Магдалину, Марию Египетскую, св. мученика Варвара бывшего разбойника, преп. Моисея Мурина и целый сонм других раскаявшихся грешников? Или «настоящие» святые должны чуть ли не с детства прийти в монастырь и не покидать его стен до самой смерти? Христос допустил всех упомянутых лиц в Царствие Небесное, а наши фарисеи не могут. Здесь ещё подвернулась и «стамбульская» тема в связи с разрывом между Россией и Турцией из-за сбитого самолёта. Дескать, Константинопольская патриархия недавно канонизировала мать Марию в пику нам, потому, что монахиня находилась в евлогианском расколе и подчинялась Константинопольскому патриарху. Вопрос о евлогианском расколе крайне сложный. И то, что он был тогда же осуждён Московской патриархией и Русской зарубежной церковью не есть показатель абсолютной неправоты митрополита Евлогия. Он был поставлен в тяжёлое положение и искал какой-то выход. Во всяком случае, монахиня Мария за переход части Русской зарубежной церкви под омофор Вселенского патриарха ответственности не несёт. Да, все православные видят, что Константинопольский патриарх Варфоломей ведёт себя неподобающим образом (целует ручки у папы, посещает синагоги, затевает сомнительный «всеправославный» собор), но причисление русской монахини к лику святых почему-то представляется автором статьи попыткой оправдать евлогианский раскол. Вообще, наши фарисеи непримиримы по отношению к русскому зарубежному богословию, а заодно и вообще к русским эмигрантам. Критикуются Бердяев, о. Сергий Булгаков, Карташов и проч. Они, дескать, любимы кочетковцами. В связи с богословием начала ХХ века зацепили и отца Павла Флоренского. Я спросил одного священника, члена комиссии по канонизации новомучеников и исповедников российских, почему не канонизируют отца Павла Флоренского. На что мне был дан смехотворный ответ: «После закрытия больничного храма, где он был настоятелем, отец Павел больше не служил и это проявление малодушия». Вот это да! Священник, благодаря которому удалось спасти ризницу Троице-Сергиевой лавры, не побоявшийся прийти на приём к В.И. Ленину в рясе, который эту рясу не снимал в самые страшные времена, когда в священников на улице плевали и оскорбляли, «проявил малодушие»! Так ведь храмы-то в Сергиевом Посаде закрывались, как и по всей Руси в те времена. К 1930 году в городе оставался лишь один действующий храм во имя св. пророка Илии, а отцу Павлу нужно было кормить пятерых детей, и он устроился на светскую работу, пока не был арестован и расстрелян в лагере. Он сидел за своё богословие, которое не нравится фарисеям? Нет, он страдал в заключении и умер за Христа! А вы, которые обличают «малодушных», что, повсюду в рясах ходите? А ну, попробуйте: и на улицах, и в метро, и в электричках! И я посмотрю, что с вами будет! Нет, далеко ещё нам до Святой Руси! И ещё долго, ох долго не вернуть нам этого прежнего наименования, зато фарисействуем, оцеживая комаров и пожирая верблюдов.
                Декабрь 2015


Рецензии