5 Судьбы приказам надо подчиняться

Глава 5  Судьбы приказам надо подчиняться.

Ты думаешь, все будет так и дальше.
Ах, нет! Уж дует ветер перемен.
Так много в жизни лжи и фальши,
Не знаешь, что придет взамен.
Покой Души и Сердца? Иль сомненья
Опять готовят  разрушенья?!

1. От воспоминаний не уйти, - как жаль, что   нет обратного  пути! Но хочется всегда вспоминать только хорошее. Говорят, что «мы становимся тем, о чем мы думаем», поэтому, думая о приятных сторонах жизни, умея их ценить, мы превращаемся в человека, который; ценит любовь в жизни. Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь.
Прошло более  10 лет, как они живут в Москве . Если бы кто-то спросил Надю, счастливо ли она прожила эти годы, то получил бы   утвердительный ответ.
 В жизни, кажется, все просто, но самое простое в высшей степени трудно.  Жизнь – сложная дорога, где гладкая, где с ухабами и ямами. Говорят, что каждый должен занять в жизни свою нишу.  Иногда наша жизнь может быть такою; напряжённой;, что заметить что-то хорошее бывает трудно. А ведь именно  незначительные на первый; взгляд вещи делают нас счастливыми. Однако слишком часто они проходят незамеченными.
Идеальных отношений нет - есть женская мудрость не замечать мужские глупости. И есть мужская сила прощать женские слабости. В слабости мужчин – сила женщин.
  Анамар часто был в отъездах. Не только в служебных командировках. Он часто навещал родителей. Супруги  любили друг друга после каждого расставания так, как будто не было за плечами столько совместно прожитых лет. Тем не менее, она понимала, что с каждой пусть даже непродолжительной разлукой она  теряет власть над мужем. Его часть души остается там, на его родине.
Все эти годы пролетели как одно мгновение. Надежда  сумела сделать дом тем, чем он должен быть для мужчины, -  местом отдыха и наслаждения.  Анамар с радостью спешил домой. Его всегда встречала любящая жена.   Мужчина принимал ароматную ванну. Для него  всегда была готова его любимая еда. Надя  приспособилась к вкусам мужа, освоив  марокканские рецепты блюд и напитков.
 Она знала, что муж любит тишину. Дома он всегда мог отоспаться и немного отдохнуть от житейских бурь. Дома было чисто и уютно. Раз в неделю приходила уборщица. Растить детей им  помогала Мария. Родители Нади переехали в Москву и жили теперь в  её старой квартире.
  Надя  не позволяла себе и своим родным проявлять  неуважение к мужу. Как, впрочем, не  терпела его  неуважение к себе.
Анамар любил жену самозабвенно и до исступления. Это сложно объяснить.
Она была рядом тогда, когда было нужно, и говорила то, что было нужно ему услышать. Он  узнавал в ней что-то свое и очень родное. В ней он принимал все как есть, в этом и заключается мистика любви. Он знал, что она всегда будет на его  стороне, что бы ни произошло. Это крайне важно для любого мужчины. С ней он  мог быть самим собой. Ему было  хорошо и спокойно рядом с ней.
Он говорил своим друзьям:
 - Для меня она – самый прекрасный человек на Земле. Мы все ищем свою вторую половинку. И все хотим быть счастливыми и понятыми. Мы - мужчины ищем ту единственную, которая будет нас понимать и принимать такими, какие мы есть. Любая женщина верит, что встретит однажды прекрасного принца, который заберет ее с собой в страну вечной любви. И мы должны оправдывать  это доверие.
А ночами, признавался жене :
 - Я люблю тебя! Люблю еще больше! С каждым днем! Спустя столько  лет я, как мальчишка, влюбляюсь в тебя снова и снова! Я ничего не могу с собой поделать, и я просто люблю тебя утреннюю , дневную, вечернюю... Уставшую или веселую и озорную. . Я счастлив ! И всю свою жизнь буду благодарить тебя за то, что ты такая у меня, и Аллаха за то, что послал мне тебя!
2. Анамар работал в Консульском отделе Посольства.. Нельзя сказать, что работа была ему по душе. Он чувствовал, что способен выполнять более ответственную работу. Но повышения не предвиделось. Он понимал, что  одной из причин был его брак с Надеждой. Она категорически отказывалась принимать Ислам. 
Анамар не был религиозным фанатиком, но соблюдал все правила Ислама. Он, как и большинство марокканцев, был приверженцем ислама суннитского толка. И считал, что Марокко – это самая счастливая страна. Ее правитель является не просто королем, он – прямой потомок Пророка. Род Анамара состоял в дальнем родстве с королевской семьей.
Ислам зародился в VII веке на западе Аравии. Мусульмане считают, что ислам – единственная истинная религия. Они убеждены, что ее приверженцами являлись все пророки монотеистических религиозных учений Ближнего Востока, такие как Иисус Христос и Моисей. По мнению мусульман, этим пророкам были даны истинные откровения Бога. Однако постепенно истина искажалась. Тогда Бог выбрал еще одного пророка, которого звали Мухаммад. По исламской легенде божественные послания являлись Мухаммаду с 610 года. Ему их передавал ангел Гавриил. Пророк рассказывал заповеди последователям, которые заучивали их на память. К тому моменту у арабов уже существовало поэтическое творчество, поэтому послания зачастую были в виде стихов. После того, как Мухаммад умер, халиф Омар, бывший его приемником, собрал воедино тексты всех заповедей. Этот огромный труд занял около двух десятилетий. Результатом стало появление Священной книги Коран. Она увидела свет в 651 году.. С той поры текст Корана не менялся.  (Слово «коран» на русский язык переводится как «публичное чтение». Книга имеет уникальную форму – ее текст сочетает в себе прозу и поэзию. Священная книга состоит из 144 глав (сур). ) Божественные послания – это правила, которые верующие обязаны соблюдать. Коран охватывает все стороны жизни. Он состоит из 5 разделов, которые называются соответственно Исполнение, Вера, Благочестие, Наказания и Нравоучения.
Анамар  уделял свое свободное время играм и занятиям с сыновьями. Именно он учил их арабскому и французскому языкам. Рассказывал о традициях своего народа, читал им книги, в том числе и Коран на арабском языке, поясняя текс на русском. Ему нравилось, что Зариф с интересом участвует в этом коллективном чтении, что нельзя было сказать о Руслане. Мальчик  часто засыпал под мелодичный и проникновенный голос отца. Муж старался приобщить и жену, но Надя всегда ссылалась на множество неоконченных и важных дел. Она с тревогой  относилась к попытке мужа воспитать сыновей в его вере. Сама она, считая себя православной, не ходила в церковь, говоря, что Бог – это любовь, которая должна быть в сердце каждого! В доме не было икон. Надя настаивала на светском воспитании сыновей.
Супруги ссорились редко. Но были проблемы, в которых каждый считал себя правым и не шел на уступки. Компромисс находили после долгих и жарких споров.  Много споров было, например,  по поводу обряда обрезания.
Сам обряд обычно совершался мальчику до достижения половой зрелости. Возраст мальчика, проходящего эту процедуру, колебался от 5 до 7 лет. Обряд обрезания у мусульман и евреев имеет религиозное значение.  Очень часто после обряда обрезания у мусульман проводятся празднествами, естественно, без распития спиртного. После процедуры, сделанной наследнику, глава семьи закатывает пир, на который приглашает всех родственников и радуется, что его сын вступил на путь Мухаммада.
Настаивая на проведении обряда, Анамар приводил доводы;
 - Ты же врач и должна знать, что  это  профилактика риска многочисленных заболеваний. У мужчин между крайней плотью и половым членом очень часто заводятся и развиваются микроорганизмы и бактерии при условии не соблюдений правил личной гигиены. … После обрезания уменьшается в разы возможность заболевания венерическими болезнями, передающимися половым путем. Риск развития онкологических болезней у половых партнеров снижается вдвое. … После прохождения процедуры обрезания, юноша по традициям.  выполняет сунну, следует заветам хадисов – становится на путь Мухаммада и Аллаха и считается полноправным гражданином своей страны с религиозной точки зрения. Для меня это важно. 
Надя приводила свои контраргументы.
- Я понимаю, несмотря на то, что мы живем в России уже много лет, ты остаешься марокканцем! Но эта процедура, проводится без обезболивающих препаратов, наносит не только болевой шок, но ребенок испытывает и психологический стресс.  Возможен даже летальный исход при обильном кровотечении.. Кроме того, над такими мальчиками сверстники    смеются . Ведь мы живем в светском государстве. Кроме того, может нарушиться половая функция будущего мужчины.
 -  Ты сгущаешь краски» В основном, при проведении операции обрезания, плюсов гораздо больше, чем минусов. Ведь недаром многие врачи, не являющиеся мусульманами или иудеями, поддерживают эту процедуру. Доказано, что процедура обрезания ни в коей мере не влияет на способность мужчины получать удовольствие от секса. Могу подтвердить, исходя из личного опыта. Кроме того, многие совершеннолетние мужчины, вне зависимости от вероисповедания идут на обрезание из-за такого преимущества, как повышения длительности полового акта. … Уж тебе этого ли не знать!
- Хорошо, но надо объяснить все детям. И если кто-то из них откажется, то ты не будешь насильно не принуждать ребенка к операции, - согласилась Надя.
 Как она и предполагала, Зариф – любимец отца, не решился ему противоречить, а Руслан заплакал, прячась за маму, наотрез отказался от обряда.
Два сына, два брата, погодки, а такие разные, не только внешне, но и по характеру. Как это часто бывает, один – любимчик мамы, а другой – отца. Руслан блондин  с ясными серыми глазами, нежный и ласковый мальчик, конечно, любимец Нади. Он раним и добр.  Зариф – копия Анамара, черные курчавые волосы, светлые глаза. Молчалив, серьезен, даже суров. Он обожает отца, копируя его во всем. Когда сердится, то сжимает губы и хмурится, как отец. И улыбается счастливой обаятельной улыбкой Анамара, которую так любила Надя.
Влияние отца на старшего сына настолько велико, что это беспокоило Надежду. Анамар воспитывает из него настоящего марокканца – мусульманина. «Мы с папой» - это постоянная фраза Зарифа!
- Мой папа – лучший на свете! Он мой друг. Он настоящий мужчина, - постоянно повторяет сын. – Я буду таким же сильным и умным!
Каждую пятницу в полдень они ходили в мечеть, где в  процессе молитвы имам читает проповедь. Надю интересовало содержание этих проповедей. Она надеялась, что они не сделают сына фанатиком. Анамар убеждал жену, что Зарифу полезно следовать традициям веры. Он не будет ни пьяницей, ни наркоманом. А именно эти качества – бич современной молодежи.
 - Ты лучше подумай о Руслане. Он ленив, а это плохо! Ты слишком его балуешь. Его успехи в школе не радуют. В отличие от Зарифа он не занимается спортом. Что из него выйдет?! Действительно, как у вас говорят «маменькин сынок»! - переживал отец
3. Но были и другие проблемы.  Вот уже три года, как Надя  вернулась на работу в  поликлинику. Правда, уже не участковым терапевтом, а кардиологом, окончив курсы повышения квалификации.   Она долго убеждала мужа, что дети будут под присмотром её родителей. И в доме по-прежнему будет комфорт, уют и согласие!
 - Пойми меня! Я не просто женщина, а специалист. Я так долго училась на врача, что должна работать и приносить пользу людям!
 Он согласился, но ему все это было не по душе.  Встречая жену после каждого вечернего приема, он иронизировал:
-И сколько мужских сердец разбила моя красивая жена, вместо того, чтобы их вылечить?!
 - К сожалению, сейчас, действительно, на приемах много молодых мужчин. Не берегут себя, пьют, мало двигаются, мало бывают на природе! Как хорошо, что в Марокко мужчины не пьют, как у нас в России.
 - Нам запрещает пить Коран. В этом сила нашей веры!
Надя промолчала в ответ.
 Любящий мужчина рад и готов жить по нашим правилам, пока ему известны эти правила, и он уверен, что соблюдение этих правил поможет сделать счастливой его жизнь.
Однако, в  душе мужа зрела ревность. Он заметил, как слишком вежливо и нежно  обращается с женой главный врач.  Анамар не показывал вида до той поры, пока ухаживание мужчины не перешло границы приличия  - в его понимании.
Все случилось неожиданно, на вечеринке, посвященной Дню медицинского работника, которую решили провести в ресторане по случаю юбилея лечебного заведения. Большинство персонала поликлиники молодые и не очень, незамужние или разведенные медсестра и женщины врачи. Мужчин было мало. Это  были хирург, уролог, окулист и рентгенолог. Безусловно, на празднике Анамар был в центре внимания. Всех поражало, что он не пил и был сдержан, но приветлив. На женские восторги отвечал своей великолепной завораживающей улыбкой. Окруженный женским сообществом, он не упускал из вида жену.  От неё не отходил ни на шаг главный врач Николай Павлович – молодой красавчик, которому только бы сниматься в кино. Надя много пила и танцевала только с ним. Все было терпимо, пока она не согласилась выпить шампанское на брудершафт. Смеясь, они с Николаем перекрестили руки и, выпив напиток до дна, сомкнули губы. Поцелуй был затяжным, так что окружающие стали громко считать секунды. Неожиданно Анамар, грубо оттолкнул  мужчину и, вырвав жену из его объятий, сильно ударил по лицу. Николай упал.  Женщины закричали. Мужчины бросились разнимать дерущихся. Анамара грубо вывели из зала. Надежда последовала за мужем и вызвала такси. Ехали молча. Только дома Надя дала волю чувствам.
 - Зачем ты это сделал. Ты испортил праздник людям. Я сама могла бы постоять за себя!
 - Насколько я понял, тебе это нравилось! … Ты много выпила, но это тебя не оправдывает. …Пьяная женщина вдвойне отвратительнее пьяного мужчины. … Ты – моя жена! А это значит, что ни один мужчина не может прикасаться к тебе! Ты меня опозорила. … Скажи спасибо, что я не ударил тебя. Просто не бью слабых, в том числе и женщин.
 - Спасибо?! Ты мог меня ударить? … И что такого я сделала? … Чуточку развлеклась. …Пьяная? … Да я выпила всего рюмку коньяка и этот злосчастный фужер шампанского. … Ты настолько занят и устаешь на работе, что я превратилась в твою тень. Мы практически все время проводим дома. Нет, конечно, ходим в кино, театры, музеи … Но редко бываем в гостях, редко общаемся с друзьями.  Из-за тебя я лишилась подруг, а уж о друзьях и речи быть не может. Ты считаешь всех их пьяницами ! … Но у нас такая традиция, - праздник без выпивки - не праздник! – она заплакала.
 Анамар, как и многие мужчины не выносил женских слез. Он ушел в свой кабинет, плотно закрыв дверь. Там он и провел ночь. Это было впервые!
  На следующее утро, собираясь на работу, он приказным тоном сказал:
 - Ты больше там не работаешь. Никуда не  ходи. Это – не просьба, а приказ! Я скоро вернусь, и мы еще раз все обсудим. …  - Надя промолчала. Было над чем подумать!
Как бы ни хотелось летать на крыльях любви и угождать любимому, есть несколько важных «нельзя», которые не стоит совершать даже ради вечной любви.
Можно и даже нужно принимать решения сообща, но решения, связанные с вашей жизнью, принимать только вам — так как вам одной жить с их последствиями. В отношениях каждый имеет право на личную свободу — свободу мыслей, слов и передвижений. Если любимый мужчина считает иначе, стоит задуматься: а не тиран ли рядом с вами? И как долго вы сможете жить рядом с человеком, который не держит вас за человека?   Поэтому полезнее, практичнее и приятнее оставаться собой.
Если уж любимому мужчине так важно в чем-то ощущать свое превосходство, то можно пойти ему навстречу.
Дом мужчины - его крепость, но только снаружи. Внутри это чаще всего детская комната. Мужчины убеждены в слабости женщин, а сами состоят у них же невольниками.
Мужчина, который любит вас, будет мужчиной, который вам нужен. Мужчина, который любил и любит вас, будет любить вас, невзирая ни на что…У мужа  есть только одна возможность оставить за собой последнее слово: сказать жене «Ты права».
Испытанием мужчины или женщины является их поведение во время ссоры.  Когда люди любят друг друга, они не ссорятся, а спокойно выясняют отношения.
Существуют другие слова, которые звучат куда более убедительней и трогательней, чем обычное «Я тебя люблю!».
 Например, 
Я уважаю тебя и воспринимаю  как человека с собственными мыслями, желаниями, мечтами и надеждами. И уважительно отношусь к ним.
 Я буду поддерживать тебя - ты всегда можешь положиться на меня.. Я поддержу любое твое важное решение.
 Я буду защищать тебя.  Я никому не позволю унизить или обидеть тебя.
Надежда ждала этих заветных слов от мужа!
 Она  решила отстаивать своё право на работу, но не скандалом, а уговорами и ласками.
 - Сначала надо извиниться. Действительно, я вела себя через чур смело. …
Но муж  вернулся с работы  мрачным и возбужденным.
  -  Разговор отложим, когда я вернусь. Я срочно улетаю в Марокко . Амджан и родители сообщили, что Тайлал сосватали. Надо готовиться к свадьбе. Со мной поедет Зариф. Тебя также пригласят, но я уверен, что ты не поедешь! … И это, возможно, к лучшему. Я бы хотел взять и Руслана, но думаю, что ты не разрешишь. … Я прав?
 - Ты всегда … прав! – Надя спрятала обиду за иронической улыбкой.
 Гордость редко имеет золотую середину; она либо чрезмерна, либо недостаточна. Ревнивец всегда находит больше, чем ищет.
Прощаясь с женой, Анамар все-таки произнес те слова, которые от него так ждала жена:
 - Я прощаю тебя, хотя  ты меньше всего этого заслуживаешь. Я прощаю тебя, потому что  люблю тебя! ... Я считаю тебя важной частью своей жизни. Я вижу свое будущее только с тобой. …Ты принадлежишь только мне. … Ты моя королева и моя раба! … Но помни, что никогда не прощу  измены! …
 - Королева – раба,  это что-то новое!? Я просто человек, который живет рядом с тобой и любит тебя! Что касается измены, то у меня нет второго мужа, поэтому прекратим этот спор.
  Надя поцеловала обоих, оставив слова мужа практически без внимания. Тягостное предчувствие томило её сердце. Самое неприятное чувство - это чувство собственного бессилия.

На следующий день она пошла в поликлинику и зашла в кабинет   главного  врача. Николай с подбитым глазом выглядел смешно:
 - Ну, как я тебе нравлюсь? Твой муж – дикарь. Ты  хотя бы предупредила об этом.
 - Не будем обсуждать моего мужа. … Извини, что так все произошло! … Тебе наука, не будешь так  целовать замужних женщин, причем при муже! ... Я пришла просить оформить мне отпуск. … Анамар настаивает, чтобы я бросила работу, но я, конечно, этого делать не хочу и не буду. … Надо просто выдержать паузу, чтобы он успокоился…. Пожалуйста!
 - Я же говорю, что он – варвар! И где ты его нашла?! Неужели своих мужиков не хватает! Такая красивая, умная!
 - Вот поэтому и  не нашла. Потому, что слишком умная. Был один, да сплыл! Оказался предателем и бабником. ... Выручай!
 - Хорошо, но только на  3 недели. … Ни днем больше!
Надя поцеловала его в щеку.
 - Спасибо! Кстати, тебе пора жениться. Смотри, сколько женщин вокруг тебя порхают, как мотыльки.
 - Зачем мне мотыльки? Я бы предпочел бабочку «баттерфляй». Но она уже замужем !

4. Надежда сидела в уютной гостиной, не зажигая свет. Она была сейчас одна. Младший сын с дедом пошли на стадион смотреть товарищеский матч ЦСКА с Зенитом. Муж со старшим сыном уехали в Марокко.
 Анамар ежегодно навещал  своих родителей. Он брал с собой Зарифа. Надежда всегда переживала их отсутствие. Неоднократно, муж предлагал ей присоединиться, но женщина упрямо отказывалась. И у неё были на то свои причины. Она не хотела встречаться с первой женой мужа. Она гнала мысли об Амджан! Никогда не расспрашивала  мужа об отношениях с первой женой. Иногда сын проговаривался о встречах с «тетей  и сестрой», но Надя тут же переводила разговор на другую тему. Однако она замечала, что с каждой такой поездки, муж возвращается взволнованным и напряженным. Как умная женщина,  не начинала разговор первой, считая, что он сам расскажет ей все, что у него на сердце. Но чаще всего он молчал. Надя возвращала его к прежнему состоянию своими ласками и любовью.
Женщина с чувством тревоги ждала возвращение мужа. Он был рад услышать от сына по телефону, что мама не ходит на работу. Анамар звонил часто и в разное время суток, как будто проверяя её. Спрашивал о здоровье. Но в его голосе не было той нежности, к которой так привыкла Надя. Она не задавала ему вопросы о свадьбе, зная, что узнает все от сына. Да и муж, будет обязательно хвастаться произошедшим.
  Невеселые мысли прервали сын и отец, вернувшиеся со стадиона. Руслан болел за ЦСКА, а дед – за Зенит. Ничья устроила обоих!
 - Папа звонил. Сказал, что скоро приедет. Тебе передал привет и проси л поцеловать. – сын чмокнул её в щеку. – Почему ты не брала телефон?!
 - Просто не слышала звонка. Телефон оставила в сумке в спальне.  Давайте ужинать и спать! …. Папа оставайся у нас.
 - Нет, Надюша. Я домой. А то Мария будет беспокоиться.
Проводив отца, Надя включила телевизор. Там шел сериал «Великолепный век»! как все это было ей знакомо. Бедная , Хурем! Конечно, та боролась за себя и детей интригами, заговорами и подкупами. Это уже история. Сейчас 21 век, к сожалению, его пока нельзя назвать «великолепным»!
Наде так и не удалось стать своей в семье мужа. Да, собственно, она и не стремилась к этому, зная, что родители мужа любят Амджан и внучку. Они считали, что русская жена увела их сына от семьи. Танамар постоянно плакалась по этому поводу. Только твердость и любовь Анамара помогали  преодолевать это отчуждение. 
Действительно, вскоре муж и сын вернулись домой. Анамар  привез много фотографий со свадьбы.  Отец гордился своей дочерью. Тейлал была красавицей.
 Жених – ей под стать. Оказалось, что он сын саудовского шейха. Молодые познакомились во Франции, где оба учились. Как поняла, Надя, Тейлал с мужем будут жить в Эр–Рияде – столице Саудовской Аравии. Зная, что положение женщин там гораздо хуже, чем в Марокко, посочувствовала девушке. 
- Как она  могли согласиться на этот брак? Ведь  женщина в Саудовской Аравии не имеет абсолютно никаких прав, кроме участия в продолжения рода. Она не имеет права разговаривать с мужчиной прилюдно, водить машину, надевать европейские одежды, появляться в обществе без сопровождающего лица мужского пола, причем обязательно родственной связи … Неужели богатство жениха вам всем затмило разум?
 - Ты опять все преувеличиваешь. Муж получил европейское образование. Если они и будут соблюдать традиции, то только внешне. Тейлал вполне современная девушка. Она  переезжает к мужу и  будет жить с ним на одной земле, но дома у них разные. Такова традиция. Их дети тоже  распределяются по домам, то есть дочери остаются с мамой, сыновья переезжают к отцу. Что касается одежды, то все женщины там ходят в абае  только тогда, когда их могут видеть посторонние мужчины. Во всех остальных случаях девушки вправе носить все то, что они захотят. Также и на женских половинах участка, девушки ходят так, как им нравится. Сами они говорят, что абая удобна. В магазин можно выйти хоть в пижаме, просто надев абаю сверху, без косметики и лишних сборов. Работать Тейлал тоже сможет, если захочет. Но только в женском коллективе и с клиентами женщинами.
 Надя только качала головой.
 - Кстати, - продолжал Анамар, ты должна быть довольна. – Амджан будет жить с дочерью. Так что у тебя не будет причин не доверять мне. 
 - ИншАлла  (На все воля Творца), -  вырвалось у Нади. Анамар засмеялся. Он подошел к жене и обнял её, привлекая к себе.
Женщине приятно   наслаждаться  своей властью над мужем.  В чем ее секрет?
 Мужчина — не смысл жизни, , не предел мечтаний. Мир гораздо шире и интереснее простого присутствия мужчины в женской жизни. Жена — это не только любовница, домохозяйка и мать его детей. Она обязательно — друг. Мужчины тяжело переносят духовное одиночество — им обязательно нужно делиться планами, советовать и советоваться. Женщина должна быть слабой, но не имеет права быть глупой.
 Надя решила воспользоваться моментом и заговорить о работе, но муж настойчиво повел её в спальню. Жена, которая  любит себя,  легко и полноценно любит своего мужчину.

5. Счастья целиком без примеси страданий не бывает. Благословен тот, кто ничего не ждет, ибо он не будет разочарован.
 Жизнь похожа на большую полноводную реку, течение которой во многом зависит от русла и берегов. Река течет спокойно и величаво на равнине и ускоряет течение среди скал, когда сужается её русло. Сила течения такова, что вода сдвигает  камни и с оглушительным грохотом падает водопадами со скал.
Нет такой ситуации, которая не могла бы стать еще хуже.  Глупо строить планы на всю жизнь, не зная даже завтрашнего дня.
Прошло совсем немного времени,  и Анамар был вынужден выехать в Марокко вместе с семьей на похороны отца.
Смерть - неизбежное и естественное явление - всегда вызывала потрясение у окружающих. Шариат разработал целую систему правил для перехода души в загробный мир. Нельзя оставлять около умирающего одну женщину. Анамар не отходил от матери. Собрались все родственники.
Учитывая сан и заслуги покойного,  были проведены пышные погребальные обряды. Мужчина был похоронен с особыми почестями на специальном кладбище в городе Рабат.
Надежда держалась скромно и в стороне. Ей не нравилось, что её рассматривали как «заморскую жену» любимого всеми Анамара. Сыновья не отходили от отца. Они были в центре внимания. К ней подошли Тейлал с мужем, выразив сожаление, что она не присутствовала на их свадьбе. Анджан не присутствовала на похоронах. Дочь сказала, что она последнее время сильно болеет. Особенно сдала после того, как решилась на развод с Анамаром. Суд должен принять решение в следующем месяце. Это для Нади была новость. Анамар не говорил, что разводится с первой женой.
 Танамар тяжело переживала смерть мужа. Из разговоров родственников Надежда поняла, что московский период жизни заканчивается. Действительно, скоро состоялся серьезный разговор. Анамар приказным тоном сообщил  жене о свое решение.:
 - Мы возвращаемся в Марокко. Ты прекрасно понимаешь, что я не могу бросить Танамар. Мне уже предложили работу в Министерстве иностранных дел, причем с повышением. Я уверен, что ты поймешь меня правильно. … Твои родители могут переехать к нам. … Почему ты молчишь?
- Для меня твое решение не стало неожиданным. Я слышала, о чем говорили твои родственники . Понимаю, что у тебя нет выбора. … Ты давно уже тяготился московской жизнью. … Но ты должен понять и меня. …Через три месяца Зариф оканчивает школу. Я думаю, что его сейчас нельзя трогать. Нам надо подумать о его дальнейшем образовании. Руслан заканчивает 10  класс.  Что с ним будет дальше? … Я прошу только отсрочки. Разреши нам вернуться домой и привести все дела в порядок, - Надя старалась говорить спокойно. Надя  не устраивала скандалов, не изводила подозрениями, не срывала на муже  плохое настроение. Она всегда разговаривала и пыталась  и договариваться.
Она гладила курчавые густые волосы мужа и целовала его лицо. Анамар тяжело вздохнул, но согласился с доводами жены.
Умный человек всегда считается с чужим мнением, но никогда не расстается со своим. В любой ситуации чтобы воспринять ее адекватно,  сначала  ищут плюсы, а лишь потом проверяют - были ли там минусы.


Рецензии