Поселок Маслово

    На фотографии: река Сосьва, вид по течению. Дома поселка Маслово.

    Маслово -  еще один населенный пункт на берегах Сосьвы, населению которого не позавидуешь.  И в этом селе, как и в других селениях, раскинутых вдоль сосьвинских берегов, масса заколоченных окон домов, в которых некогда жили труженики села, работавшие не только на золотодобыче, в железнорудной шахте и карьере, в больнице, школе, детском садике, яслях, но и не покладая рук, трудившиеся на своем подворье.  Сельчане не только себя обеспечивали тем, что возделывали на своих огородах и продуктами живности, но щедро делились ими со своими детьми, живущие в безземельных квартирах города. И дарами природы сельчане широко пользовались. Не ленились, в лес, на болото ходили, рыбачили. Поэтому у радетельных хозяев всегда орехи кедровые имелись, клюква, брусника, морошка, грибы в запасе были, рыба на уху и жарёху к столу имелась.   

Да, посёлок был ухоженный. Не лежали дрова около домов, как в некоторых посёлках, быстро складывали в поленницы, мусор вывозился, рудоуправление выделяло машину, поселковый совет работал в полную силу. И дороги всё время засыпали щебёнкой. Очень уютный посёлок был!
Чист был поселок, потому что работали уличные комитеты, члены комитета ходили  постоянно и проверяли улицы,кого-то и наказывали, вызывая на административную комиссию, а в целом был очень хороший и чистый поселок

     А сейчас идёшь по улочкам поселка и оторопь берет, гдядя на дом-пятистенок с заколоченными окнами.  Вымирают наши деревни, и властям никакого дела нет, что бывшие сосьвинские пастбищные и покосные луга зарастают наступающим кустарником, что поля, на которых в недалеком прошлом выращивали овес, горох, картофель, теперь сплошь  сорными травами затянулись. Зато  мясо из Бразилии и Аргентины завозят! Свое, вишь ты, нерентабельно производить!  Судьба вымирающих селений не миновала и некогда относительно неплохо развитого поселка Маслово.

    Познакомимся поближе еще с одним вымирающим поселком, расположенном на берегах Сосьвы.


                Поселок МАСЛОВО

          МАСЛОВО – поселок на реке Сосьве на севере Свердловской области, относится к Ивдельскому городскому округу. Селение расположено в лесной местности на обоих берегах реки Сосьва. Есть пешеходно-автомобильный мост. На южной окраине правобережной части находится станция «Уралзолото» железной дороги Серов - Полуночное. 
Свое название поселок получил по имени крещеного вогула Федора Маслова, чьи юрты располагались на месте современного поселка.
В 1935 году было открыто месторождение рудного золота по р.Сосьва, в районе деревни Маслово, при разработке богатой русловой россыпи с самородками.
          С 1936 по 1947 годы жилы разрабатывались хозспособом и старателями из шахт. После отработки русловой части россыпи на левой террасе р.Сосьвы построена и разработана гидравлическая установка с искусственным набором воды на базе газогенераторных тракторов. Количество гидравлик доходит до семи.
В 1943 году Маслово получил статус посёлка городского типа.    С 1999 года Маслово — сельский населённый пункт.

 В нескольких километрах перед поселком Маслово в Сосьве начинаются перекаты. В большую воду они никакого впечатления не производят, а в малую, когда из воды по всей ширине реки торчат камни-валуны, а вода кипит бурунами, вот тогда здесь зрелише потрясающее. При сплаве на лодках на этих перекатах адреналина у сплавщиков вырабатывается с избытком. То и гляди, что лодку или перевернет, или порвет об камни.
 
В давние времена это место было еще опаснее, но перекат несколько раз взрывали, чтобы сплавляемый с верховьев реки лес не образовывал здесь заторы. Да и золотари к разрушению здешних (да и по всей реке) перекатов свою лепту внесли: долгие годы в прошлом веке по реке работало бесчисленное множество старательских плотов. По здешним берегам старатели в россыпях били штольни и добытый речник вывозили к реке, где его промывали и получали крупицы золота.

     В начале поселка Сосьва делится на два рукава, образуя большой остров. Левобережная часть поселка, где в прошлые времена работал рудник по добыче драгоценного металла, издавна в народе называется Золотым. Штольни в поисках золота били даже на самом острове и были в давние времена в частной собственности у жителей поселка. Известен случай, когда отец невесты свою золотоносную штольню отдал новоявленному зятю в качестве приданого.
На берегу Сосьвы, напротив нынешних отвалов, стояла драга, рабочие мыли золото. 

     На этом же берегу в середине прошлого века работал рудник, где добывали железную руду. Руду добывали и карьерным способом.  Сейчас образовавшийся котлован карьера заполнен водой, образовался большой и глубокий водоем.  Из-за того, что глинистый горизонт местности начал подвижку и деформировал шахтный ствол, работы в шахте пришлось остановить, а потом шахту и совсем закрыли.

     Правобережная часть поселка в народе называется Железным. На этом берегу сосредоточена основная часть поселка Маслово, это центр селения: здесь и здание Администрации поселка находится, и железнодорожная станция «Уралзолото», и школа, и стадион, и магазин. Поселок в середине 20 века был большим, населения свыше трех тысяч человек насчитывалось. В школьных классах до тридцати и более учеников было. Работали детский сад, ясли, больница, была своя пекарня, пилорама.

    В 1960-х годах поселковский Дом культуры «Горняк» был настоящим очагом культуры. Самодеятельные артисты ставили спектакли, был большой хор, который на районных смотрах занимал призовые места. Все праздники сопровождались концертами

    Старожилы говорят, что на руднике был музей, где хранились прекрасные образцы минералов из шахты: друзы горного хрусталя, золото в кварце и пр. Жизнь поселка била ключом.

     Село Маслово расположено на двух берегах Сосьвы. В реке в этом месте расположен большой остров, по реке он протянулся на 816 метров. Его наибольшая ширина равна 385 м Жители с левого и правого берегов на остров попадали по двум висячим мостам. В старое время на острове были штольни. 

     Жители обоих берегов очень любили свой остров, обустроили его, превратили в парк. Любимым праздником масловчан в 1950-1960-х годах было открытие острова. Еще у жителей поселка почитался праздник сабантуй. В эти праздники остров действительно был настоящим парком. Там была сцена, где ставили концерты, были качели, беседки, лавочки, павильончики, по праздникам работали буфеты. В эти дни, казалось, всё население Маслово собиралось на острове.

      Выше острова (в 600-х метрах от его начала) был еще 3-й мост. Его называли железным, по нему с рудника на левом (Золотом) берегу в вагонетках возили железную руду. Тянул эти вагонетки электровоз. Руду возили на правый берег, на ж.д. станцию «Уралзолото».

      В разлив Сосьвы, когда по мостам через остров нельзя было пройти, люди ходили по железному мосту (и дети в школу). Это был большой обход.   Местные школьники часто совершали экскурсии на шахты, даже спускались в отработанные штольни. Там были проложены рельсы, на которых стояли вагонетки.

      Многие жители поселка Маслово работали на лесоповале. Это была трудная и опасная работа. Старожилы до сих пор помнят трагический случай, когда в 1950-х годах погиб 36-летний лесоруб Пахоруков, которому на лесоповале упавшей лесиной разорвало живот.

      В конце 60-х годов прошлого века выработанные шахты стали закрываться, а люди в поисках работы стали покидать селение. Поселок стал медленно вымирать.

      Сейчас население поселка Маслово насчитывает около 500 человек, из них свыше 300 человек – пенсионеры, 71 – дети от 0 до 17 лет, остальные – трудоспособное население.

      Здание общеобразовательной школы № 4, которое есть сейчас в поселке, построено в 1955 году. За эти годы статус школы несколько раз менялся. Это зависело от количества учеников.   Сначала это была семилетняя школа. Потом школа стала восьмилетней, затем средней. В 1966 году из 10 класса выпустилось 25 человек, в 1972 году выпускной 10 класс имел 12 человек.
Из-за закрытия производст в поселке из него идет отток населения, сокращается и количество учеником. В 1991 году старшие классы выводятся из Масловской школы, переводятся в Ивдель, а школа в поселке Маслово становится 9-летней.

     На 2009 год Масловская школа - это 38 учеников, 50 родителя, 9 учителей, 5 из них являются выпускниками этой школы.

     7 ноября 2015 г. средняя школа в поселке Маслово отметила свой 60-й день рождения (с1955 г.).

     Досуговыми центрами для школьников являются Дом культуры «Горняк», поселковая библиотека, спорт. площадка (стадион) .
Здание школы отапливается котельной, которая использует дрова. В пору расцвета школа имела приусадебный участок с теплицей, в которой выращивали разные овощи.

     13 января 1972 года из-за неисправности печи школа горела.
На Золотом (левый берег поселка) одно время была своя начальная школа.
                ************


                ХРАМ в пос. МАСЛОВО

     Возведение церкви начато в 2014 году и обойдется примерно в семь миллионов рублей. Закладной камень в фундаменте освятил епископ Серовский и Нижнетагильский Иннокентий. Строительство идет, в основном, за счет семьи Гуриных - Ивана Игнатьевича и Елены Ивановны. Осенью 2015 года исполнилось три года, как погиб их 25-летний сын Игорь. Посоветовавшись с родственниками решили построить храм. Отец Игоря, его брат, сестры и родственники Елены (у нее раньше были салон красоты и торговые точки в Краснотурьинске), близкие друзья каждую свободную копейку отправляют в фонд стройки. Церковь решили ставить в поселке Маслово Ивдельского района. Здесь жили родители Елены, здесь учился в школе Игорь, здесь, на местном кладбище, он похоронен.

     14 июля 2015 года, по благословению епископа Нижнетагильского и Серовского Иннокентия, благочинный Богословского благочиния и настоятель храма прп. Максима Исповедника иерей Андрей Лимонов, совершил чин освящения куполов, крестов и колоколов на строящийся храм во имя иконы Божией Матери «Игоревская» в поселке Маслово Ивдельского района. На богослужение собрались жители поселка Маслово, многие из них пришли помолиться семьями, было много молодежи и детей.
                *************** 



               РАССКАЗ ЮРИЯ ЛОГИНОВА О поселке МАСЛОВО

       До 1940 года поселок входил в состав Серовского, а ранее Надеждинского района. По словам коренных жителей деревня Маслово образовалась во времена походов Ермака (1582 – 1584 гг), который спускался по реке Сосьве «от Денежкинова Камня до реки Туры и далее на Иртыш».  Доказательством сему служат фамилии местных жителей: Казаковы, Есаулковы, Боярские, Чеклецовы.

       До прихода на Северный Урал Максима Походяшина местные жители занимались рыбалкой, охотой, заготовкой орехов и других дикоросов. По рассказам и документам дорога Походяшина прошла через Марсята, Атюс на Петропавловское. При строительстве печей для выплавки чугуна на Петропавловском заводе Походяшин эксплуатировал залежи белых огнеупорных глин, которые доставлял на завод лошадями. Выработки в виде шурфов можно найти севернее отработанного карьера в ста – ста двадцати метрах от северного борта. Жители поселка применяли эту глину для побелки своих жилищ.

      Транспортное сообщение (до строительства железной дороги до станции Марсята) осуществлялось, в основном, водным путем по реке Сосьве: Маслово – Петрово – Андриановичи – Морозково. Все это старые деревни и поселки, построенные еще до Походяшина.

     Удивительно, что для строительства домов в деревне лес возили со среднего течения реки Атюс на лошадях, а это 10 – 15 км. Семен Васильевич  объяснил это тем, что нужен был кондовый лес, хотя вокруг было полно всякого. Как показало время, старики были правы: их дома стоят и по сей день с замшелыми, но не пропускающими воду крышами. А дома построенные в 30 – 50-е годы прошлого века из местного леса, на вид вроде и не отличимого от того, почти все уже сгнили.

       После строительства Надеждинского завода открыли Самский железный рудник, где добывалась окисленная железная руда, но не порошковатая, а в виде бобовин с грецкий орех, реже с куриное яйцо. Подстилающие породы – известняки, в выемках (карстовых карманах) которых глубиной до 20 – 25 метров и залегали руды. Простирание полосы рудных тел прослеживается на север от Самы  до станции Лангур шириной от 500 до 1000 метров. После выемки руду промывали в специальных ваннах со шнековым перемешиванием. Отработанная вода сливалась в отстойник. Поблизости не встречено магнетитовых руд, откуда же взялась окисленная лимонитовая руда? (Скорее всего, отложилась в прибрежных условиях древнего моря при попадании пресных вод, содержащих ионы железа, в морские и значительном изменении рH – прим. М. В. Цыганко). Руду с Самы возили на одноосных грабарках по специально проложенному тракту от ст. Марсяты до поселка Старая Сама, который проходил в районе Маслово на расстоянии 2 – 2,5 км от правого берега Сосьвы. До революции руду от забоя до промывочной фабрики возили на узкоколейных паровозах длиной 3 метра с шириной колеи 750 мм. Последний паровоз нашли в карьере в 1952 году при восстановлении работ по добыче руды. Во время революции рудник был разрушен и затоплен. Восстановлен в 1953 году. Добычу вели с помощью экскаваторов Э-1004 с объемом ковша 1 м3. Вывозка до промывочной фабрики – автомашинами МАЗ – 500. Рудник работал до 1970 года, а от ст. Сама бал проложен железнодорожный тупик. После окончания семилетней школы в 1952 году мне пришлось отработать четыре летних месяца на топографической съемке при восстановлении рудника.


                ЗОЛОТОДОБЫЧА НА МАСЛОВКЕ

          Кто и когда открыл месторождения золота на Масловке, мне не известно, но в 1925 году добыча уже велась. По реке Сосьве выше деревни Маслово работала драга с объемом черпака 25 литров. Закончила она свою работу в 1955 году, уйдя от деревни вверх на 6 км. Работу драги запретили после строительства Серовской ГРЭС, работающей на Сосьвинской воде, которая используется для охлаждения паровых турбогенераторов и в котлах. Запасы золота по Сосьве разведаны от реки Атюс до реки Канды, но их разработка запрещена, т. к. она повлечет загрязнение реки.

          Масловская драга состояла из двух деревянных понтонов, высотой 2 метра, шириной 3,5 и длиной 6 – 7 метров. Понтоны соединены между собой внизу тремя балками на расстоянии друг от друга 1 метр, где и проходила цепь черпаков в количестве 30 штук. На правом понтоне стоял локомобиль мощностью 25 л/сил. С помощью паровой горизонтальной машины и плоского ремня производился привод вала движения черпаков. Пар от котла локомобиля также подавался на привод двух боковых и одной головной лебедок, для привода насоса откачки воды из понтонов и промывки речника. Все насосы и лебедки были установлены на левом понтоне. В смену на драге работало 4 человека: драгер, машинист-кочегар, промывальщик и лодочник, который на баркасе подвозил дрова для локомобиля, привозил и увозил смену.

         Для съема золота приезжал Степаныч. Он казался мне очень древним, был он какой-то очень сухой, с бородкой. Доводку золота он производил сам с помощью большого жестяного ковша. В ковш он наливал ртуть, катал ее по песку, после сливал все это в марлевую салфетку, отжимал ртуть через марлю обратно в бутылку, а содержимое марли высыпал обратно в ковш и выпаривал на костре. О том, что ртуть – это ядовитый металл, он, видимо, и не догадывался.

          Кроме драги на реке работали золотарские плоты. Говорят, в 30-е годы их было больше десяти, на каждом своя артель. По крайней мере, до запрета золотодобычи на реке я видел 1 – 2 постоянно работающих в летнее время плота.


                МАСЛОВСКИЙ ЗОЛОТОЙ РУДНИК.

           Масловский золотой рудник открылся в двадцатых годах 20-го века. Были построены два клетевых ствола: шахта <Кирова> и шахта № 9, два вентиляционных ствола: северный и южный. Проветривание осуществлялось естественной тягой, никаких вентиляторов не было. Откачка воды производилась с помощью паровых донок, представляющих собой 4 горизонтальных цилиндра диаметром 150 – 200 мм на одной раме. Паровой цилиндр был соединен штоком с водяным. При подаче пара под давлением из парового котла, находящегося на поверхности, паровой цилиндр работал как паровая машина, приводя в движение поршень водяного цилиндра, который и откачивал воду.

        Паровые котлы стояли на поверхности в здании длиной 5 – 6 метров. Топливом служили дрова, которые вывозили из леса по лежневой дорожке, поэтому все леса на север и восток были вырублены на расстояние до 3 – 5 км.
Основной тягловой силой были лошади. Дрова укладывались на специальные тележки, соединенными между собой 2 – 3-мя лямками. Колеса были стальные, с обеих сторон имелись реборды. С их помощью тележка удерживалась на параллельных бревнах-кругляках, прибитых к лежневке.

        Электроэнергии на руднике не было до 1941 года. В 1941 году была построена электростанция с немецким локомобилем и английской вертикальной паровой машиной мощностью 100 л/сил. Топливо – те же дрова. В поселок электричество не подавалось, за исключением клуба, да и то, только для показа кино или торжественных мероприятий. До строительства электростанции кино гнали с помощью ручного генератора, который по очереди крутили ребята, желающие бесплатно посмотреть немое кино. Фильмы привозили из Ивделя.

          В шахтах добывали рудное золото, для обогащения которого были построены две бегунных фабрики. Руда размалывалась до порошка с помощью бегунов (два массивных колеса), которые ходили по кругу в специальной чугунной чаше, установленной на мощном фундаменте. Приводились они в движение от конусного редуктора с вертикальным валом. Приводом служил локомобиль мощностью 25 л/сил. В чашу подавалась вода, откачиваемая из шахты, а из бункера подавалась руда для размола. В боках и на днище чаши имелись мелкие отверстия для пропуска размолотой руды. Далее смешанная с водой руда попадала на промывочный желоб. Крупную фракцию после смыва отправляли в специальный отвал, а мелкая фракция уходила в шламоотстойники, которые до сих пор можно обнаружить недалеко от обеих фабрик. Освещались обе фабрики с помощью стеариновых свечей, огарки которых мы, ребята, собирали в мусоре около фабрики. Они были разных расцветок и величины.

            На территории нынешнего поселка Маслово  до 1941 года располагалось 4 поселка, первоосновой которых служила деревня Маслово. Вверх по течению на левом берегу находился поселок золотого рудника (Золотой), на правом берегу – поселок Дегтярка, а еще выше около 1 км – поселок железнодорожников. В последнем останавливались поезда. Мостовой переправы в то время не было, в железнодорожном поселке жил специальный перевозчик, в народе его так и звали: Петька-перевозчик. Все приезжие пользовались его услугами.
 
              В первый военный год осенью привезли на поезде бригаду эстонцев. Были они бесконвойными и жили у людей на квартирах, но комендант уже был. Ходил он с пистолетом, ведь в то время даже начальник какрьера имел пистолет. Эстонцы занимались изготовлением конструкций и опор для будущего моста через Сосьву. После привезли роту трудармейцев (русских мужчин, не пригодных к службе). Во время войны работали по 12 часов. Зимой 1941-1942 годов они сооружали котлованы для опор моста: промораживали дно и вручную долбили лед и грунт. Одновременно было начато вскрытие рудного тела Масловского железорудного месторождения и прокладка железной дороги колеи 750 мм от карьера до погрузки (более 2 км). На разгрузку вагонетки затаскивали лебедками.  Рудник был подчинен Марсятскому рудоуправлению треста <Уралруда>. В то же время завозили оборудование: 3 шахтных семитонных электровоза бывших в употреблении на Украине, шахтные кубовые вагонетки ВО-1. У этих вагонеток не было амортизаторов и они постоянно <бурились> на стыках и перекосах путей. К 7 ноября 1942 года мост был построен. К весне по нему проложили ж/д пути и <руда пошла>. Это была окисленная руда верхних горизонтов, которую грузили лопатами трудармейцы. Зимой 1943 года для этих работ привезли поволжских немцев-мужчин около 50 человек. Их семьи отправили в Омск. Основной контингент немцев находился на Полуночном, и <наши> немцы тоже прибыли оттуда. Специально для них на улице Дзержинского построили три барака, которые можно увидеть и в наше время. Теперь они переоборудованы в четерехквартирные жилые дома. Зимой почва сильно промерзала, и экскаватор не мог взять верхний слой. Это могли сделать люди. Вручную с помощью лома, ваги и кувалды пробивали в мерзлоте шпуры, взрывали грунт.
       
        Таким образом, до 1947 года на левом берегу Сосьвы одновременно работало два рудника: золотой и железный. В 1942 году имелся только один генератор, а в 1944 стояло уже 4: малые локомобили по 25 кВт и большой немецкий на 75 кВт. В этом же году появился и первый экскаватор для вскрышных работ американского производства. Этот электрический экскаватор был привезен с Полуночного. Тарахтел он на весь поселок круглые сутки. Через год привезли второй экскаватор ЛК ковровского завода. После войны появился третий – Э-505 с гидравлическим приводом. Но это все для вскрыши, а руду как и прежде грузили лопатами.
 
            Контора рудника была на левом берегу, а дома начальства, да и весь поселок – на правом. Поэтому до строительства основного моста два года после лесосплава с августа по ноябрь ставили временные мостики <на козликах>. Интересно, что леса по реке шло настолько много, что можно было иной раз  по бревнам перебежать реку, не замочив ног. Лесосплав – это отдельная история. Почти весь лес шел с Североуральского (Петропавловского) района, где его валили спецпереселенцы. Насколько я помню, было две бригады: Вагранская и Шегультанская. На больших плотах, каждый из которых был стянут поперек несколькими клиньями, стояли небольшие избы из фанеры. На них были надписи: <Вагран>, <Шегультан>, и однажды <Канда>. Удивительно, что лес сплавляли по таким мелким рекам, как Калья и Канда. В избах был дощатый пол, окон не было. Кроме того, имелись общежития – мужское и женское, конный двор, баня, магазин, а после войны – радиоузел. В 1941 году сплавщиков прямо с Масловки забрали на фронт, не дав им попрощаться с родными. Потом всю войну на их местах трудились женщины. После войны на плотах появились лебедки, с помощью которых растаскивали заторы - <косы>, а потом трактора С-80 ЧТЗ, которые ходили прямо по воде, поднимая в глубоких местах вентилятором фонтаны воды. Эти трактора испортили все берега, оставив после себя голый галечник. На Масловке сплавщики стояли целую неделю, зачищая реку от остатков леса. Если золотодобытчики возили дрова для котлов на специальных тележках из лесу, то железный рудник брал сплавной лес из реки. Строевой лес пилили на дрова и топили ими до 1945 года, когда стали подвозить каменный уголь. На него перешел и золотой рудник. После закрытия последнего электростанция рудника была передана на железный. Сплавляли по реке и сушеные березовые дрова в Серов на углежжение, но их не трогали. Принимали весь лес на Черноярке, где его накапливали и вытаскивали на лесозавод вплоть до зимы.
 
               Шло дальнейшее расширение рудника; в 1950 году начали проходку вертикального ствола шахты <Капитальная> и строительство дробильно-обогатительной фабрики. Сечение главного ствола 4х4 метра, крепь деревянная. Кроме того, строили три вентиляционных. Первоначально были сданы два горизонта: +40 и –15 метра. Схема вскрытия классическая: квершлаг, северный и южный штрек. Одновременно работали и карьер, и шахта. Малый фронт вскрышных работ не позволял вывозить магнетитовую руду из карьера, и ее через дучку опускали на горизонт +40 метра в шахту и оттуда по вертикальному стволу выдавали на обогатительную фабрику.
 
            Я работал в карьере электрослесарем с ноября 1952 года. Экскаваторщиком был Александр Иванович Манохин и поныне живущий на Масловке. С 1957 года два раза в месяц проводились субботники  в фонд комсомольской копилки. Правда, проводились они по воскресеньям – субботы и без того были рабочими. Работали только комсомольцы. Где находилась эта копилка, я не знал и проку от нее никакого не испытывал. В сентябре 1959 года нужно было отрабатывать очередной день; пришлось пожертвовать своим комсомольским билетом и сжечь его в печи-голландке. Командировки в Ивдель для получения билета взамен утерянного мне не дали. С тех пор я не комсомолец и беспартийный.
 
              С 1960 года рудник полностью перешел на подземный способ добычи. Для бурения эксплуатационных скважин стали применяться буровые станки БА-100. Это позволило резко поднять производительность бурения и, соответственно, добычи. В 1957 году добычные работы в карьере вошли в зону охранного целика центрального вентиляционного ствола. Ночью в мою смену произошло отключение экскаватора Э-505. Пришлось идти выяснять причину отключения. Оказалось, что были оборваны провода. Утром зрелище было впечатляющее: часть целика вместе со стволом и зданием вентиляторной съехала в карьер. Ствол был срезан и больше уже не работал. Для того, чтобы не обмерзал центральный ствол, используемый с тех пор для проветривания, пришлось строить калориферную. Неправильный выбор места заложения стволов и недостаточная геологическая изученность формы рудного тела привели к их обрушению в отработанную часть карьера.  На этом рудник и прекратил свое существование, хотя запасы руды позволяли вести дальнейшую разработку месторождения. На моих глазах постепенно развалился мост. Его металлоконструкции и по сей день лежат на дне реки ниже по течению. После построили новый мост.
 
             Много уже рассказано здесь о технологии добычи, о технике, но необходимо объяснить, как жили люди в это суровое время. К началу 1943 года после сдачи в эксплуатацию моста и паровой электростанции эстонцев перебросили куда-то в другое место. Поволжские немцы жили в зоне под охраной, на обед они ходили в железнодорожный поселок под конвоем. С началом наступления Красной армии поволжские немцы были расконвоированы, а с 1946 года освобождены без права выезда, в это же время к ним приехали их семьи. Поселок наполнился немецким говором, многие молодые немцы женились на русских девушках. Обиды на немцев никто не держал, не притеснял их. Вообще, вспомнить их можно добрым словом.
 
             В 1941 году была введена карточная система: детская норма 350 гр; иждивенческая – 250 гр, первая рабочая – 500 гр (инженерный и обслуживающий персонал); вторая – 750 гр (машинисты электровоза, женщины, работавшие на лебедках); 1 кг – рабочие основных профессий. Кроме того, были карточки крупяные и <мясо-рыба>, <жиры> - на растительное масло из хлопка. Отоварить их удавалось по случаю по мере привоза. В 1943 году нормы были урезаны на 50 гр. Карточная система была отменена в 1947 году и одновременно проведена денежная реформа. Но сытно мы не жили, продукты были очень дорогими. По этому поводу сочинил я такой стих:

            Мармелад лежал горами,
            А люди щелкали зубами.
 
            Выручали пиканы, молоко, рыба из Сосьвы, крапива, щавель, грибы. Много было ягод. Мой старший брат Николай Федорович в свои 82 года до сих пор заядлый рыбак. В те времена он работал на золотом руднике пробщиком в геолого-маркшейдерском отделе. Когда охранников, занимавшихся доставкой золота в Ивдель, забрали на фронт, ему было 17 лет. Он четырежды лично увозил добытое рудником золото (4 банки – двухнедельная добыча) на поезде в рюкзаке без всякой охраны и оружия. Да в то время и замков не вешали на двери, воровства тогда не было, нечего было и воровать.
 
              В магазине на Золотом снабжение кроме карточек шло и по бонам. С продуктами там было получше; придешь в их магазин, постоишь, посмотришь и обратно.
               Примечателен такой случай, произошедший в 1943 году. Заметил я, что исчез с поселка Иван Иванович Воробьев – трудармеец, занимавшийся доставкой сплавного леса лошадями из  реки на берег. Ну, исчез и исчез. А потом появился через шесть лет. Рассказал, как шел через поля подсобного хозяйства рудника. По пути с голодухи прихватил два кочана капусты и потом шесть годков провел в Ивдельских лагерях.
 
            Женщины на железном руднике работали только машинистами водоотлива, да и то только до 1954 года, в отличие от золотого рудника, где во время войны они работали еще и каталями (вручную толкали к стволу вагонетки).
 
             Горячее питание в карьер возили из столовой железнодорожного поселка на специальной вагонетке в термосах. Сначала на лошади, а потом катили вагонетку вручную. Обратно из карьера приходилось ехать под откос с пустыми котлами. Часто приходилось видеть эти термоса под откосом.
 
            Сейчас многие люди, особенно молодежь, считают, что жизнь у нас тяжелая. Конечно, нынешний порядок в нашей стране во многом не справедливый, но если бы они пожили в то время, когда работали по 12 часов, за 15 минут опоздания – 6 месяцев лагеря, а за подобные рассуждения  - 10 лет, они бы, наверно, сменили свое мнение.
 
             Такой пример из 1943 года. На газогенераторном тракторе С-65 <Сталинец> работали по вывозке леса для золотого рудника тракторист Островский и его помощник. В лесу трактор заглох, а завести его – целая история; помощи ждать было неоткуда, тракторист в сердцах выкрикнул: <Да чтоб тебя фашисты разбомбили!>. Слили воду, пришли в поселок, разошлись по домам. В пять часов утра тракториста увезли в Серов под конвоем, и больше его никто не видел. Помощник сам потом стал трактористом и рассказывал эту историю, делая удивленные глаза: кто же это сдал напарника?
 
            Всего, что было, не вспомнишь и не расскажешь. На этом и закончу свое повествование.   

2009 г.
 


Рецензии
Вот видите,нашел в Вашем рассказе о погибшем лесорубе Пахорукове,это муж мой тетки Катерины.Этот рассказ я слышал и от отца и от нее.Когда муж погиб она отдала моему отцу ружье ИЖ-5 1936г выпуска.Я с этим ружьем начинал охотиться,когда там жил.Спасибо.

Саша Немиров   07.11.2016 15:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.