Листья жёлтые, скажите, что вам снится -4
Серия – 4.
Алма-Ата
От надёжного друга, как от себя – не уехать.
Лишь окликни его, и отступит любая беда.
Слышишь эхо в душе, нашей юности звонкое эхо.
И звучит, как пароль, слово гулкое –Алма- Ата.
Этот город - не город, а сад,
Так огромны в нём ивы и клёны,
Так отчётливы тихие стоны
Старых яблонь в ночной снегопад…
Лето 1957 года.
Сдала вступительные экзамены в Алматинскую консерваторию.
Отдыхаю и обедаю в соседнем, почти парижском уютном кафе.
- Разрешите? (пожилой мужчина профессорского вида с портфелем и кипой свежих газет на нескольких языках).
- Пожалуйста.
Разговорились. То да сё…
- А гармонию Вы по какому учебнику учили, по Римскому- Корсакову или по Дубовскому?
- По Дубовскому. Он современнее и ближе мне, но и Римского-Корсакова я тоже не отвергаю.
(Мой собеседник встаёт и несколько церемонно, с хитринкой в глазах):
- Разрешите представиться – профессор Дубовский.
(в моих глазах ??!!).
1958-59 гг.
Сижу в консе, занимаюсь…
-Ох, ты! (взглянув на часы), пора бежать в оперу, уже скоро будет звучать Ермек Серкебаев в сцене отповеди Онегина Татьяне.
Мы – студенчество, имея бесплатный вход, часто бегаем (благо – рядом) на любимые сцены, ибо ходить на всю оперу много раз не хватает времени.
Не могу отказать себе в удовольствии слушать любимого певца как можно чаще.
Всегда вспоминаю момент, когда, сойдя с поезда в 5 утра, была поражена городом, окаймлённым белоснежной бахромой горных вершин, и разливавшимся над ним бархатным баритоном:
Надо мной небо синее,
Облака лебединые,
И плывут, и зовут
В дальний путь за собой…
Это была и осталась любовь «с первого взгляда» и к городу, и к певцу, хотя я ещё не знаю, что каждые несколько лет буду слушать его в Усть-Каменогорске solo и в операх, что все рецензии в областной газете об этих гастролях напишу я, что Ермек одарит меня своим дружеским вниманием и подарит фотографию с посвящением.
Глазами детей
Наверное, это произошло в начале 60-х годов.
Пришла в детсадик, где, кстати, проработала все годы учебы в консе, не на занятия с детьми, а за зарплатой.
Одна из моих любимых воспитательниц подходит ко мне с эдаким заговорническим видом и ведёт к приоткрытой двери зала.
Взглянув в щёлку, застываю в некоем ступоре: дети играют в «музыкальное занятие».
Кто-то изображает меня, кто-то - воспитательницу, остальные, как обычно, - дети.
Всё схвачено точнёхонько: интонации, замечания, мимика, движения и даже попытка что-то изобразить на пианино.
Лица детей увлечённые, всё делают на полном серьёзе!
Только поражаешься их сосредоточенности, памяти, талантливости и ещё… любви к музыкальным занятиям.
Забавно увидеть себя глазами детей, волнительно и трогательно, как момент истины.
«Адвокат»
Июнь 1962г. Суббота.
Защита дипломного реферата.
Мой консультант – Г. Л. Арикайнен пришёл с дочкой, 5-летней Наташей, т.к. по субботам садик закрыт.
Перерыв.
Ко мне подходит Председатель ГЭК профессор Эпштейн из Московской консерватории:
- А знаете, Нелли, у вас есть прекрасный адвокат.
- И кто же?
-Наташа Арикайнен попросила комиссию поставить « тёте Неле Ивановне» «5».
- И что же вы решили?
- Наверное, прислушаемся к её мнению.
Продолжение.
Иду по коридору ещё не совсем « в своей тарелке», после защиты.
Чувствую, с обеих сторон меня под локотки кто-то подхватывает.
Оборачиваюсь – профессор Эпштейн и ректор Кужамьяров.
Ректор: «Знаете, Нелли, профессор Эпштейн подкинул нам прекрасную мысль предложить Вам продолжить образование на 3-ем курсе факультета «Музыковедения», (мы это предложение и наше с ним согласие уже и в протокол внесли ) а там - аспирантура, степень и т. д».
- Соблазнительно, но… вынуждена отказаться по возрастным и материальным соображениям.
Моя учёба и так затянулась, ибо осуществлялась в «шахматном» порядке: учёба – работа и вновь учёба.
Да и в кармане уже год лежит приглашение в Усть-Каменогорское музыкальное училище.
- Очень жаль!
И, тем не менее, счастливой Вам судьбы, и знайте, двери нашей консерватории всегда для Вас открыты.
- Благодарю сердечно.
Пройдёт всего несколько лет, и в Усть-Каменогорск приедет с творческим отчётом группа композиторов Казахстана с симфоническим оркестром, где мы с Куддусом Кужамьяровым встретимся как родные.
Откуда помнит, ведь всего-то несколько встреч было!
А переписка с профессором Дубовским продлится до конца его земного пути в 1969 году.
Пробегут годы и десятидетия,
и я прямо на концерте вручу сегодняшнему ректору консерватории Жание Аубакировой свою книгу «Как многое вместили годы», с благодарными воспоминаниями о моей Alma Mater .
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №216022001568
Годы, как ступени к новым встречам и высотам, движение сопровождается ароматом
цветущих яблонь, белый цвет этих лет символичен… «ночной снегопад» и «город-сад»
сопровождают этот период – и с ними музыка.
И кого только не послала вам консерватория, Нелли! А ведь встречи неслучайны,
каждая рассыпала «веер бликов». Даже дети, глазами которых вы видели себя
и могли оценить дела и таланты свои. Ваше пространство постепенно локализуется,
появляется «свой круг» -- а выбор был нешуточный.
В эти годы взрослый путь, взросление Женщины…
С 8 марта Вас, Нелли! И пусть цветы и музыка подарят праздник душе:
Ваша Л.
Лариса Бесчастная 08.03.2016 00:30 Заявить о нарушении
http://www.youtube.com/watch?v=ndlH6zYzCG4&list=RDndlH6zYzCG4#t=29
Лариса Бесчастная 08.03.2016 00:49 Заявить о нарушении
БЛАГО ДАРЮ ВАМ ЗА ЭТУ РАДОСТЬ!
РОЗЫ БЛАГОУХАЮТ ПОД ЧУДНЫЕ ПЕРЕБОРЫ ГИТАРЫ ДЕ-ДЮ-ЛИ.
Тибет слушала, но...
На это нужна особая подготовка, "закалка, тренировка".
Лариса! Когда Ваша ДАТА? Сообщите пожалуйста.
С праздником!
Обнимаю.
Ваша Нелли.
Нелли Мельникова 08.03.2016 08:28 Заявить о нарушении