Среднестоговская культу ра

Не оценимое значение в формировании русского этноса имела Среднестоговская культу;ра. Здесь впервые в массовых количествах на значительной площади произошло смешение двух совершенно не похожих этносов: праславян (европеоидов средиземноморского расового типа) и (прарусских кроманьонцев нордического типа, северной ветви европеоидов).

Ло данным Википедии Среднестоговская культу;ра  — археологическая культура эпохи энеолита (4500—2500 до н. э.), распространённая в степном Приднепровье, бассейне Северского Донца и Нижнем Подонье. Названа по расположенному к северу от Хортицы острову-скале Средний Стог на Днепре (Запорожье), где впервые была открыта комплексной экспедицией Днепростроя в 1928 году.

В развитии культуры, существовавшей с середины 4-го тыс. по середину 3-го тыс. до н. э .(6500 – 2500 лет т.н.), выделяется два основных периода: ранний - т. н. дошнуровой, и поздний - шнуровой или дериевский. Основным занятием племён среднестоговской культуры было скотоводство.

Среднестоговская культура была распространена в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья. На западе граничила с Трипольской культурой.

Среди памятников среднестоговской культуры представляют интерес отдельные слои поселения Молюхов Бугор, Александрийского поселения, Дериевское поселение и могильник на Днепре и многие другие. Исследованы также могильники Александрийский, Игренский и др.
При раскопках могильников обнаружен тип захоронения с обрядом трупоположения на спине с подогнутыми ногами. В памятниках среднестоговской культуры найдены остродонные сосуды с высокой шейкой, украшенные гребенчатым, шнуровым и др. орнаментом.

 Боевые молоты из рога оленя, тесла, мотыги, псалии, глиняные статуэтки человека, фигурки кабана, рыбы, кремневые ножи, наконечники копий, медные украшения и т.п.

Умерших хоронили в подземных могилах (без курганных насыпей), в скорченном положении на боку, посыпали охрой; около умерших клали посуду с едой, орудия труда, статуэтки людей и животных. Фаза II среднестоговской культуры (4000-3500 до н. э.) характеризуется появлением в захоронениях шнуровой керамики и каменных боевых топоров, что может быть связано синдоевропейской экспансией на запад.

Среднестоговцы были земледельцами и скотоводами. Они держали овец, коз, свиней, собак, лошадей. Охотились на оленя, косулю, кабана, лося, выдру, волка, лису, бобра,  дикого осла. Выращивали  пшеницу двузернянку, ячмень, просо, горох. Весьма вероятно, что занимались рыболовством.

Предположительно, среднестоговская — первая культура, приручившая лошадь. В селениях 4200 — 4000 гг. до н. э. (Суворовская, Средний Стог II, Дериевка) среди костей прочих животных найдено сравнительно высокое количество останков лошадей — 12—52 %.

В антропологическом отношении носители среднестоговской культуры представляли собой смешение двух расовых типов: неолитического населения Юга Украины со значительной долей южных европеоидов средиземноморского расового типа и поздних кроманьонцев северной ветви европеоидов.

В неолите представителями этого кроманьонского типа на Востоке Украины были носители днепро-донецкой культуры.

Истоки среднестоговской культуры Д. Я. Телегин видел в сурской (сурско-днепровской) культуре эпохи неолита: «Эти культуры сближает некоторая общность в формах посуды и технологии её изготовления — остродонность горшков, орнаментация их преимущественно в верхней трети прочерченным гребенчатым или ямочным орнаментом, наличие толченых раковин в глиняном тесте и т. д.

Как для сурской, так и для среднестоговской культур характерны высокое развитие костяной индустрии, общность приемов обработки рога и одинаковые типы орудий труда из этого материала — мотыги, рыболовные крючки, тесла и пр.

Но в Надпорожье — основном районе распространения сурской культуры — между периодом её существования и появлением первых памятников среднестоговской культуры заметен определенный хронологический разрыв, который характеризуется безраздельным господством здесь памятников среднего этапа днепро-донецкой культуры

Согласно курганной гипотезе Марии Гимбутас, люди среднестоговской культуры были носителями индоевропейских языков.

Среднестоговские племена вместе с населением групп днепро-донецкой культуры принимали участие в формировании древнеямной культуры.
Своеобразие керамики хвалынских и среднестоговских памятников вместе с некоторыми отличительными чертами погребального обряда и инвентаря говорит о принадлежности их к различным археологическим культурам. Вместе с тем, хвалынские и среднестоговские памятники имеют целый ряд близких черт, что свидетельствует об их хронологической и культурной близости и возможности объединения в крупную хвалынско-среднестогoвскую историко-культурную общность Каспийско-Черноморской степи эпохи развитого энеолита.

Древнейшая верховая лошадь датирована около 4830 г. до н. э.,6830 лет т.н. (жеребец из Дереивки, Украина).

Культура Средний Стог справедливо считается одним из древнейших центров приручения коня и коневодства, а также появления первых в мире школ верховой езды. Как степной народ, прарусские владели отменными лошадьми и первыми придумали колесницы. Они принесли и то, и другое достижение ко многим цивилизациям и по времени появления колесниц можно судить о времени контактов с прарусскими племенами.

По мнению Д. Я. Телегина «В Среднем Стоге (3500 г. до н. э., 5500 лет т.н.) впервые в истории индоевропейцы в России освоили верховую лошадь. Скотоводство среднестоговской культуры на 75 % базировалось на одомашненной лошади, и эта культура замечательна ещё и тем, что её носители впервые в истории освоили верховую езду на лошади: в среднестоговской культуре представлены роговые элементы конских удил, а недавние исследования зубов среднестоговской лошади показали, что эти удила применялись по современному их назначению. Этнологические параллели показали, что освоение верховой езды должно было сопровождаться для среднестоговцев ростом демографического состояния и повышением мобильности, что объясняет распад праиндоевропейской культуры и широчайшее распространение её производных по Евразии: конная ямная и другие культуры».

В древнегреческом мифе об Иксионе – прародителе кентавров говорится, что он был любимцем Зевса и даже допускался к трапезе богов. Но затем возжелал богиню Геру – жену хозяина. Причем Зевс и на это не рассердился, а лишь создал из облака копию Геры, с которой Иксион и породил кентавров. Зевс обиделся, лишь когда Иксион стал везде хвастаться своей связью с Герой. Но наказал Зевс Иксиона тоже странно – привязал к вечно вращающемуся колесу и забросил на небо…

Колесо и повозка были изобретены ещё в эпоху индоевропейского единства, т. е. на первоначальной территории среднестоговской культуры.

Лошадь практически мгновенно распространилась по всей Евразии.

Предполагается, что люди ботайской культуры (Казахстан) переняли навыки разведения лошадей от западноуральской хвалынской культуры, где одомашнили лошадей в 4800г. до н.э., практически одновременно с соседями Среднестоговцами.

Недавние находки археологов показывают, что одомашнивание лошадей человеком ботайской культуры произошло примерно 5,5 тысяч лет назад на территории Северного Казахстана.

В последующие тысячелетия, для защиты от набегов конных орд начали возводить великие стены: Змиевы валы, Заволжский вал, Китайскую стену и т.д.


Рецензии