Любовный... многоугольник. Продолжение

   Жюльетта искренне желала изменить ту жизнь, которую она вела. Она была куртизанкой, но, связав свою судьбу с Гюго, хотела все забыть. Она умоляла его помочь ей: - " Я считаю себя ничтожной женщиной. Если вам хоть немного жаль меня, помогите мне выйти из того унизительного положения, в котором я нахожусь. Помогите мне подняться, ведь поза коленопреклоненной  рабыни мучительна и для души и для тела.Помогите мне выпрямиться, мой дорогой ангел, мне так хочется верить в вас и в будущее".
 
    В простоте душевной , видя в мужчинах только цинизм, Жюльетта считала естественным требовать от них роскоши. Но, полюбив Гюго, она поняла, что он - требовательный повелитель, презирающий всякую продажность, не допускающий и мысли  о дележе. Он любил Жюльетту  пламенной любовью и хотел, чтобы она была чиста. А у нее было только одно средство существования - богатое покровительство. В театре она зарабатывала гроши,  у нее на иждивении была дочь. И при всей своей любви к Гюго она не могла изменить свою жизнь.  За это он ее считал ее падшей женщиной. Но он любил ее и готов был простить все, если она порвет со своим прошлым. Однако она заложила в ломбард все, что могла, а кредиторы осаждали ее. Тогда Жюльетта вынуждена была признаться Гюго в своих бедах.

   Гюго взялся оплатить все ее долги. Он работал ночами, чтобы заработать деньги и говорил Жюльетте, что не осуждает ее, а понимает, что она стала жертвой обстоятельств. Виктор  разлучил ее со всеми, кого она знала и сказал ей: -" Я смотрю на вас как на существо самое великолепное, самое достойное и благородное. Никто не имеет права бросить в вас камень - кроме меня. Если кто - нибудь посмеет, я заслоню вас".

   Гюго сделал Жюльетту своим секретарем: она читала его произведения, читала его газеты, переписывала. Гюго постепенно отдавал ее долги, но однажды кредиторы стали яростно требовать денег. Долг был велик - 20 тыс. франков. Гюго сказал,что все отдаст, хотя бы это стоило ему здоровья и даже жизни.

   Жюльетта готова была принять от Виктора любую кару, лишь бы не умерла их любовь. И она с маленькой дочкой уехала в Бретань, к родной сестре. А Гюго пустил в ход все средства, чтобы спасти любимую от кредиторов. Он даже обратился к Прадье, отцу девочки Жюльетты, чтобы тот хотя бы взял на себя расходы по содержанию дочери. Но тот заявил, что сделает это при условии, что Гюго выхлопочет для него заказ на скульптурную группу для Триумфальной арки.

   Временами Гюго навещал Жюльетту, и тогда они жили простой деревенской жизнью: женщина готовила, убирала комнату, ели они на кухне. У Жюльетты было всего два платья, но эта бедность, жестяные ложки, грубые башмаки, отсутствие развлечений не тяготили Жюльетту. Гюго, видя этот аскетизм, соблюдавшийся по его требованию, подарил Жюльетте повесть "Клод Ге" с надписью: - "Моему ангелу, у которого отрастают крылья".

   Они были бедны, но очень счастливы. Много гуляли, беседовали: Виктор  любил рассказывать, а Жюльетта оказалась прекрасной слушательницей и ученицей. Она была из тех женщин, которые благодарны мужчине, если он восхваляет не только их красоту, но и благородство души.

   И Жюльетта, которая еще совсем недавно  принадлежала к числу парижских холеных красавиц, вся в кружевах и драгоценностях, теперь жила только для Гюго, выходила из дома только с ним, отказалась от роскоши и удобств. Она приняла условие и выполнила его с мистическим восторгом грешницы, жаждавшей возрождения в любви.

   Гюго выдавал ей каждый месяц небольшую сумму денег, и она записывала все расходы. Из этих денег она погашала свои долги, платила за квартиру и пансион, где училась ее дочь. На жизнь оставалось мало, но женщина справлялась. Питались они скромно: молоком, сыром, яйцами. Каждый вечер - яблоко. Никаких новых платьев, ничего лишнего.

   В свободное время Жюльетта переписывала рукописи Виктора, переделывала свои платья, чинила одежду Гюго. И это ей было приятно. Но Жюльетта все еще надеялась, что когда - нибудь выйдет на сцену.

   Но  не следует думать, что только домом ограничивалась жизнь Жюльетты. Гюго любил путешествовать, любил карабкаться на развалины, делать наброски рисунков, собирать цветы. Жюльетта, умевшая ко всему приспосабливаться, была идеальной попутчицей. Как они были счастливы в такие дни! Гюго, веселый, как студент на каникулах, и шаловливая, смеющаяся Жюльетта являли собой образец самой красивой пары влюбленных.

   Однажды на прогулке они попали под сильный дождь, спрятались в тени раскидистого каштана, большое дупло которого в последствии стало чем - то вроде почтового ящика, куда они клали милые записки друг для друга. И неслучайно Виктор говорил: -" Запомни на всю жизнь вчерашний день. Да разве можно забыть, какая ужасная гроза была и сколько радости она нам принесла. Ливень низвергался потоком, листья на деревьях не спасали нас.
   С них вода падала нам на головы; Ты, почти нагая была в моих объятьях, ты прятала свое прекрасное лицо в моих коленях и поднимала его лишь для того, чтобы мне улыбнуться. Буря не стихала полтора часа,  и за это время  - ни одного слова, которое не было бы словом любви. Какая ты чудесная!Какой хаос вокруг нас, и какая гармония у нас с тобой! Пусть этот день будет драгоценным воспоминанием до конца дней наших!"

   Жюльетта знала наизусть огромное количество из того, что написал Гюго. Ей он посвятил 13 стихотворений, где воспевал свой духовный и плотский брак с ней.

   Но - ах, это неизбежное НО! - у Жюльетты со временем появилась ревность. Когда они переехали наконец в Париж и жили недалеко от Королевской площади (вы помните, что на этой площади был дом Гюго, где жила Адель, его жена), Жюльетта устроила уютный уголок для Виктора, где его всегда ждали остро очиненные гусиные перья, заправленная  маслом лампа и стопка голубой бумаги.

   Жюльетта обожала Виктора, и это ему льстило. Жюльетта знала, что в доме Гюго на Королевской площади есть потайная лестница, ведущая прямо в кабинет Гюго. Жюльетта сама ходила по этой лестнице и знала, что другие женщины тоже ходили к нему на свидание этим путем. Она восхищалась красотой Виктора и признавалась, что ревнует его, даже когда он рядом с ней.
 Несколько раз она уличала его во лжи. Как - то он сказал, что едет за город навестить детей, а потом выяснялось, что семья еще не выезжала на дачу.

   Гюго стал мужчиной, который не противится соблазну, и женщины использовали все средства для обольщения Виктора. У потайной двери появлялись актрисы, жаждущие ролей, юные кокетки парижского света, начинающие писательницы. Жюльетта говорила: - "Если бы я была королевой, я не выпускала бы вас иначе, чем в железной маске, тайна которой была бы известна только мне". Но, на самом деле, цепи носила она: ей запрещалось отлучаться из дома без него. Жюльетта не могла примириться с такой тиранией. Он пыталась уверить Виктора, что ее любовь  лучше самых крепких и надежных запоров, но он был неумолим. Уже минуло четыре года их связи, но Жюльетта не могла ни двинуться, ни свободно вздохнуть. И, скорее всего, она бы не вынесла этого, если бы не их путешествия. Каждое лето она получала желанную передышку, отправляясь с Гюго либо на родину , в Фужер, либо в Бельгию.

   Бывало, Гюго  поздно возвращался домой, и Жюльетте казалось, что причина не только в его работе. Но он клялся, что он никогда никого не любил так, как ее. Но небыли ли это успокоительные  слова, которые говорят мужчины? Она не верила ему и потребовала, чтобы подтвердил свою исключительную любовь к ней клятвой - не перед людьми, а перед Богом.
   Гюго согласился: он поклялся, что никогда не покинет ни Жюльетту, ни ее дочь Клер, а Жюльетта поклялась, что навсегда отказывается от театра. Это было мистическое бракосочетание, а для Клер - удочерением. Жюльетта чувствовала себя новобрачной, женой, но, говорила она, - "прежде всего я твоя любовница, это мое первое имя, которое я ценю превыше всего, и хочу  сохранить".

   Гюго исполнился 41 год, когда умерла его дочь, утонув вместе с мужем, пытавшимся спасти ее. Женаты они были всего четыре месяцев. Смерть дочери стала для Гюго страшным ударом. Он казнил себя, обращаясь к богу, будучи уверенным, что это - кара за то, что он отошел от семьи. И Гюго на какое -то время отстранился от Жюльетты, хотя к этому времени она родила ему четверых детей.

   У Гюго была беспокойная душа. Он не мог успокоиться, что в момент трагической гибели дочери он был далеко от своей семьи, путешествуя с любовницей.

   Когда человек находится в крайнем смятении души, он ищет забвения в сильных ощущениях. Так и Гюго, погруженный в печаль, должен был дать волю своим страстям. Жюльетта, скажете вы? Увы! Она его больше не удовлетворяла. За десять лет, которые эта преданная Виктору женщина провела в затворничестве по его милости, Жюльетта поблекла. Рано поседев(в 30 лет), она сохранила только чудные глаза, и не являлась той неописуемой красавицей, в которую Гюго когда - то влюбился.

   Иногда ему бывало с ней скучно, хотя она была умна и очень остроумна.    Жюльетта понимала, что Виктор благороден и честен, что его отношение это - отношение друга, но не любовника. Она была права: он ценил ее безграничную преданность, но исчезло влечение, он оставался холоден к ней.

   Другие женщины привлекали теперь Гюго: актрисы, молодые обожательницы.
   Вскоре дамой сердца Гюго стала молодая блондинка с томным взглядом, но лукавой улыбкой. Звали ее Леони д'Оне. Девушка происходила из небогатой, но старинной дворянской семьи, получила воспитание, подобающее светской барышне, но это не помешало ей в 18 лет убежать из дома к некоему художнику и жить с ним в его мастерской.

   Что - то не хочется мне говорить об этой  сумасбродной барышне. Давайте, оставим ее на время.

   P.S. Текст предворяет портрет Леони, которая временно заменила Жюльетту.


Рецензии
Натусь спасибо большое, ты завлекаешь меня всё дальше,Эдик

Машкевич Эдуард   27.02.2016 20:16     Заявить о нарушении