Отрывок из романа Рыцари мироздания

«Уазик» трясло неимоверно. Под раскаленным брезентом тента было нечем дышать. На больших камнях я уже дважды треснулся подбородком о затылок сидящего на переднем сиденье Олега. Он беззлобно ругался, потирая голову, и продолжал философствовать через плечо. Лис с Лосем забились в угол и с таинственным видом рылись в вещмешке.
- Ты пойми, - продолжал Олег, - если такого матерого бойца как Колесников отправили готовить кадры, значит, возникла срочная острая необходимость. Вспомни нашу техническую базу – все на скорую руку и из подручных материалов. А то и чистый блеф.
Мы засмеялись. Орел имел ввиду зачет на выживание с преследованием. Нам неопытным и наивным тогда и в голову не могло прийти, что для обеспечения зачета на преследование нужен был даже не полк, а целая дивизия. Где бы ее Колесников взял. Вспомнив об инструкторе, мы примолкли. Ощущение, что нашего инструктора в последнее время не покидало чувство вины, у нас было. Не верил он, что за полгода из восемнадцатилетних мальчишек, пусть и с превосходными данными, можно подготовить первоклассных бойцов. Но он выполнял приказ. И никто кроме него лучше этот приказ не выполнил бы. Мы были в этом уверены.
Мы ехали в предпоследней машине в составе колонны, перевозившей какую-то не совсем официальную миссию. Наша задача охранять состав миссии и документы. В голове колонны и замыкали ее местные представители. Четыре часа назад на границе мы пересели в их машины, перегрузили оцинкованные ящики с документами и с тех пор глотаем чужую пыль по горным дорогам. Олег, как старший нашей машины сидел на переднем сиденье плевался пылью и рассуждал о грядущих событиях в этой стране, основываясь на видимые ему признаки. 
- Внимание всем, я «Бутон». Колонна, стоп! «Маки» ко мне, - неожиданно прозвучало по связи.
- Стоп, - махнул рукой Олег местному водителю и закашлялся от окутавшей нас пыли, - Граф – за меня. Я пошел.
Мы навострились на склоны, а наш командир направился в середину колонны.
- Граф, есть два мнения, - Лис сплюнул через задний борт, - или мы заблудились или мы чего-то опасаемся.
По регламенту без команды машину покидать нам было нельзя. Я должен был наблюдать подходы спереди, а рыжий Лис с оглоблей Лосем сзади.
- Скорее второе. Только мы боимся, что у нас пиво перегреется, которое вы на границе поменяли на часы, а «Бутон» боится засады.
Мы замолчали, оглядывая склоны в поисках движения.
- Всем, я «Бутон». Десять минут перекур, оправиться. Водителям проверить резину и воду.
Переводчик начал дублировать для местных водителей. Я глянул в сторону колонны – Олег шел назад сбивая беретом пыль с куртки и колен.
- Шеф возвращается. Парни, давайте по одному. Я …
Я не успел договорить как в уши через коммуникатор ударил чей-то выкрик:
- Движение справа-верх… два... три, четыре…
- Я «Бутон», «Маки» к бою!
Внутри у меня похолодело, но рефлекс на выполнение команды сработал за меня.
- К машине! Занять оборону! – как можно спокойнее скомандовал я. Боковым зрением я уловил, что Олег сунул берет за ремень и срывая автомат с плеча бросился к нам.
Со склонов ударили гранатометы, стеганули по камням и металлу автоматные очереди. Две пули прошили брезент нашего джипа, лопнуло и повисло сетчатым лоскутом лобовое стекло. Я присел за капотом – пули хлестали по камням вокруг, не давая мне занять позицию. За моей спиной открыли огонь Лис с Лосем. Эти успели укрыться за камнями. Раздался грохот. Оглянувшись, я увидел, как замыкающий джип подпрыгнул развороченный огнем. С шипением осела на пробитые колеса передняя машина и тут же наша. Подножкой меня ударило по локтю, я зашипел от боли. Лихорадочно я искал решение. Олега не было видно. Колонна попала в засаду. Пусть плохо организованную или еле-еле успевшую на место к нашему подходу. Скорее всего, второе. Мы два раза меняли запланированный маршрут, но они нас вычислили. Это понял, наверное, и наш командир.
- Всем, я «Бутон»! Колонна вперед! Любой ценой только вперед!
Перевод для водителей потонул в грохоте стрельбы и реве двигателей. Я облегченно выдохнул. Но облегчение от быстрого и правильного решения командира быстро сменилось отчаянием – мы не можем двигаться с колонной. Уйдут без нас! Я прижался затылком к крылу джипа, глубоко вдохнул и ощутил, что меня начинает заполнять знакомое чувство хищного зверя, но теперь очень опасного зверя, зверя загнанного в угол.
- Лис, Лось, прекратить огонь. Орел, ты где?
Я выждал и позвал снова:
- Орел! Кто видит Орла?
- Отсюда не видно. Там сплошной дым.
- Ребята, замрите. Колонна уходит, у нас остались документы.
Огонь в нашу сторону со склонов утих. Впереди грохотала стрельба. На моих глазах тараном была сброшена с дороги горящая передняя машина. Еще в нескольких поврежденных взрывались заминированные ящики с документами. От них бежали люди, на ходу прыгали в уходящие машины. Некоторые падали и оставались лежать на дороге. Догнать колонну мы уже не могли. По связи звучали короткие команды «Бутона», доклады «Маков». Все что мы могли и должны сделать – это доложить обстановку и держаться до прихода помощи или до… конца.
- Бутон, ответьте Графу.
По связи шли команды, грохот. Мне не отвечали.
- Бутон, я Граф! Прошу связь! – я начал уже кричать.
- Граф – кто? Я Бутон.
- Мак-12 не вернулся, принимаю командование. Машина повреждена, двигаться не можем.
Командир все понял, и помочь нам не мог.
- Граф, я Бутон! – голос командира вдруг стал очень спокойным, таким спокойным, что мне это совсем не понравилось, - ребята, вам нас не догнать. Есть возможность отойти, отходите. Взрывайте груз и отходите. Но если можете продержать хоть какое-то время, то не взрывайте до последнего. Есть шанс, что придет помощь. Только шанс. Принимай решение, командир.
Куда тут уйдешь. Все как на ладони!
- Граф, что делаем?
- Вы как?
- Целы. По семь магазинов.
- Ребята, - я помедлил, подбирая слова, - если хотя бы один из вас считает, что драться нет смысла, то мы попытаемся прорваться.
- А в глаз! – мгновенно отреагировал Лось.
- Ладно, я только хотел убедиться.
- Давай командуй. Еще не хватало, чтобы Кол краснел за нас до конца жизни.
Собственно решение я уже принял и ситуацию оценил. На троечку. Троечка – это шанс, это совсем не ноль! Тут все зависело от нас. И вся эта словесная перепалка нужна была мне для того, чтобы понять, как настроены ребята. Это был наш первый очень серьезный бой. И шансы уцелеть были очень маленькими. Но спасибо майору Колесникову за то, что он нас хорошо подготовил. И за то, что умудрился за время учебы протащить нас через две настоящие боевые операции. Мы, за время обучения, дважды помогали милиции в обезвреживании вооруженных преступников. Мы уже знали как это, когда в тебя стреляют и на практике проверили свои навыки поведения в боевой обстановке. Многие теперь знали, что это такое убить человека и как он после этого выглядит. Не без помощи Кола мы справились и с этим. Мудрый майор Колесников! Он протащил нас через морг, через разбор завалов от рухнувшего в результате взрыва бытового газа дома и извлечение трупов. Он постарался максимально ослабить неизбежный у каждого шок после первого боя. Он знал, что это такое – просто трупы и изувеченные трупы  врагов… и друзей.
- Ребята, это Граф. Нас затягивает дымом. У нас будет две-три минуты. Вы держите фронт и правый фланг. Прикиньте варианты смены позиции и маневра. Видите за мной нишу? Над ней скальный козырек. Сверху меня не достанут. Я держу левый фланг и страхую вас перекрестным огнем. Я сейчас дотянусь до ящика с патронами и попробую аккуратно подтащить к борту. Когда накроет дымом, Лис, мухой хватаешь и назад. Действуем по моей команде. Все.
- Поняли, командир. А цинк с документами?
Как не хотелось мне этого говорить вслух. Но Лис прав.
- Последний, кто останется, любой ценой взрывает. Все приготовились!
Собственно с тактической точки зрения никакой трагедии и не было. Мы будем хорошо укрыты крупными валунами. Достать нас пулей и гранатометом сложно. Если хватит хладнокровия, то прицельная стрельба короткими очередями позволит нам продержаться с нашим боезапасом часа два-три. Главное ребятам чаще менять позиции и не подпускать нападавших ближе сорока-шестидесяти метров – расстояние позволяющее бросить ручную гранату.
Ветер треплет клубы дыма от горящей резины, и они валятся то в одну, то в другую сторону. Иногда они будут закрывать нас, и ребята смогут сменить позицию. Но этим же дымом могут воспользоваться и нападавшие. Смрад, наконец, настигает нас. Я даю ребятам команду приготовиться и очень осторожно привстаю и тянусь к ящику с патронами за передним сиденьем. Главное не качнуть машину и не привлечь внимание. Ящик поддается и ползет ко мне. Я откидываю крышку, беру один подсумок со снаряженными магазинами, две увесистые коробки с патронами. На глаза мне попадается автомат убитого водителя. Попробовать дотянуться. Нет рискованно. Автомат закреплен рядом с сиденьем у противоположной дверки. Дверка открыта. Ладно, пусть остается, а я просто буду помнить, что здесь есть еще один автомат с полным магазином. Под порывом ветра клубы черного как деготь дыма опять завалились и как прибойной волной накрыли нас.
- Лис, пошел, - подал я команду и, пригнувшись, обогнул капот джипа.
Склонов я не видел. Надеюсь, что и меня не видно. С максимальной скоростью я пересекаю дорогу и кувырком бросаюсь в спасительную нишу. Со стороны машину легкий скрежет и снова тишина. Значит, Лис сработал. Все теперь ждем когда нападавшие спустятся и займутся осмотром содеянного.
- Лис, Лось. Открывает огонь без команды. У вас лучше обзор. Постарайтесь подпустить ближе, но особенно не рискуйте. Удачи!
- Удачи, командир, - прозвучали в ответ голоса.
И опять у меня возникло ощущение, что мы единственные люди на земле и  весь наш мир сузился до размеров этой площадки, размером с половину футбольного поля, которой предстояло стать полем боя.
- Орел, Орел, отзовись, - пробую я на всякий случай и слышу стон.
- Орел, - зову я опять и слышу в ответ хриплый, но такой сейчас родной голос.
- Граф, это Орел. Ты где? Как колонна?
Я почти счастлив! Олег живой и, наверное, боеспособен. Значит, наша боевая мощь увеличилась на двадцать пять процентов.
- Колонна прорвалась с потерями. У нас пробиты колеса. Бутон в курсе, возможна помощь, - скупо докладываю, - я под склоном у машины, держу вход в ущелье. Ребята за камнями, держат склоны. Водитель убит. Как ты?
- Меня долбануло камнем при взрыве. Немного мутит, но в целом в порядке. Я от вас метрах в ста.
- Скрыто подойти сможешь?
- Уже нет. На склоне оживление.
- Орел, есть предложение. Не светись. Сыграй в козырную карту, когда нам тут совсем туго будет.
- Годится. Командуй там сам, по обстановке. Патроны вытащили?
- С патронами порядок. Ты что перед началом успел увидеть?
- Увидел мало. Так догадки.
- Сколько их может быть?
- «Надежды юношей питают», - не удержался от остроты Олег.
- Как мне показалось, зашли в голову и в хвост. По центру стрельбы было мало.   По-моему они не держали здесь засаду, и нас догнала маневренная группа. В противном случае колонну разнесли бы в пыль. Четыре или пять гранатометов. Возможно, есть снайпер. Автоматчиков, как мне показалось, стволов тридцать, может сорок. Возможно, подтянулись еще. Думаю, что рассчитывать надо на пятьдесят-шестьдесят.
- Лис, Лось, слышали?
- Слышали. Здорово, Орел! Рады, что живой.
- Потом поцелуетесь…
Приободрить своих бойцов шуткой я не успел. Сверху со склона посыпалась каменная мелочь. Ударило несколько коротких очередей. Пули прошили металл машины, взметнули фонтанчики пыли на дороге, взвизгнули рикошетом от камней на обочине. Потянуло бензином. Я выругался про себя. Пробили бензобак и если, загорится наш джип, то обзор у меня уменьшится на две трети. Я следил за своим сектором обстрела, и рука моя машинально открывала и закрывала клепки-застежки на клапанах подсумка на груди, и ножнах десантного ножа. Мы сами перешивали подсумки так, чтобы в них помещались сдвоенные, скрученные скотчем магазины и вешали их на грудь. И доставать удобнее и все какая-то защита. Мой взгляд упал на полыхающий огнем замыкающий джип. Тент сгорел, и в кузове обозначились очертания человеческих тел. Я представил, как они сейчас выглядят, и меня передернуло.
Сверху раздались призывные крики на местном диалекте. Затем на плохом русском:
- Эй, которые русские, выходи! Стрелять не будем, пить давать будем, есть давать будем, домой поедешь!
Шум осыпи. Спустились ниже. Спускаются шумно, думают, что никого живых нет? Это хорошо. Первым ударом большинство мы и положим. Справа, в моей зоне стрельбы появилось человек восемь бородатых в чалмах. Они спускались на дорогу, смачно сплевывая и хохоча. Судя по звукам левее вне моего сектора то же. Я следил за ними поверх мушки прицела и мысленно просил ребят не спешить. Ну, еще метров на десять подпустите.
Гордитесь, майор Колесников – все как учили. Татакнули серии коротких очередей. Бородатая группа в грязно-белых штанах метнулась, ища укрытия и хватаясь за автоматы. Укрыться им было негде. Четыре секунды и дорога покрылась корчащимися и хрипящими телами. Слева от меня, по-видимому, то же. Класс! Еще три раза по столько и воевать будет не с кем. Только никто нам такой возможности больше не даст.
- Лис!
- Минус шесть.
- Лось.
- Минус восемь.
- Ну, теперь…
Слово «прячьтесь» потонуло в грохоте очередей и воплях на склоне. С шипением пронеслись две гранаты. Каменное крошево долетело даже до меня.
- Ребята, вы как?
- Нормально. Пока лупят по пустому месту.
Стрельба сверху стала более упорядоченной. Сгоряча они сейчас, скорее всего, предпримут атаку. На то, что командир у них дурак, надеяться не стоит и следующая атака будет подкреплена ударами с флангов вдоль дороги. Третью мы не удержим. Стволов не хватит.
Из-за дороги стали коротко отвечать наши автоматы.
- Граф, это Лис. Сняли двух гранатометчиков.
- Понял. Орел, как с твоей стороны?
- К нам пока движения нет. Работайте на количество, я буду пасти снайпера, если появиться.
Со склона ударил шквал свинца. Стали раздаваться крики. Атака! Очереди наших автоматов стали чаще. Я устроился поудобнее, взял на мушку свой сектор обстрела и, прислушиваясь, старался представить себе общую картину боя. В моем секторе появились фигуры нападавших. Они сбегали со склона, низко пригибаясь неуклюжими зигзагами. Двое, трое упали. Еще двое. Но за камнями на фланге у Лося накопилось уже больше десяти человек.
- Лось, я Граф. Вижу твой фланг. Сейчас пойдут в атаку, и я включусь. Потом возьмешь опять фронт, а я доработаю здесь.
- Граф, я успею.
- Не надо. Лиса с фронта могут задавить.
Поднялась стрельба. Завопили сразу со всех сторон. Вскочили и в моем секторе и напоролись на перекрестный огонь. Тела валились на тела. Нападавшие пытались двигаться перебежками. Четверо все же нырнули обратно за камни и, выставляя над головой автоматы, палили в сторону Лося. Слева от меня стрельба то же ослабла. И вдруг чуть уловимый вскрик по связи. Меня обдало холодом.
- Кто?!
- Лис. Вскользь по руке зацепило.
- Справишься?
- Сейчас бинтом перетяну – порядок будет.
- Граф, это Орел. У меня движение. Внимательнее там. С того фланга, наверное, то же накапливаются. Сейчас будут брать в клещи.
Ну, вот и последний аккорд. Сейчас они ударят всеми пальцами по клавишам. В крайнем случае, предпоследний. Я глянул на часы. Прошло сорок минут. Для гипотетической помощи еще слишком рано. Нет. Эту атаку мы должны отбить. У нас два туза в рукаве. Олег на том фланге с тыла и я на этом - перекрестным. А дальше зависит от их потерь и подошли ли к ним дополнительные силы.
- Внимание всем. Играем всеми козырями. Начинают как раньше Лис и Лось.
- Орел. Жди момента. Ударишь тогда, когда будет максимальный эффект.
- Лис, помогаешь Орлу и прикрываешь его отход к нам. Орел, ты понял? Сразу к нам. Один ты там не продержишься, патронов не хватит.
- Лось, сразу переключаешься на фронт и держишь их длинными. Я держу твой фланг. Что делать дальше зависит от того, как сделаем это.
По камням позиции за дорогой опять стеганули пули. Нападавшие стали вести себя осторожнее. Били короткими прицельными очередями и делали короткие перебежки по двое с флангов. Э-э, ребята, а ведь вас учили профессионалы, что-то вы стали вести себя по уставу. Значит, был у них здесь иностранный командир. Или был с самого начала в голове или подошел недавно, но тогда уже с подкреплением.
Простая арифметика. Если Олег не ошибся, и их было до шестидесяти человек, то с нашего края должно быть человек двадцать-тридцать. Мы уложили человек двадцать пять, то есть почти всех. А они все прут. Значит, подошло подкрепление. Всех нам уже не перестрелять – нас перебьют по одному. Ну, дорого вам это обойдется!
- Лось, я Граф. По команде «три» выпускаем по полному магазину, и переходишь на фронт.
Один. Они все ближе. Осмелели. Два. Перед ними дорога чистая и они начинают сбиваться в кучи за камнями. Если они сейчас поднимутся в атаку, то получится толпа. Вскочили все разом!
- ТРИ! – ору я что было мочи, и мы с Лосем разряжаем в эту толпу по полному магазину, заливая наступавших сплошным потоком свинца.
Атака захлебнулась. Люди как будто натолкнулись на стену и валились как снопы. До них было меньше ста метров, но даже с такого расстояния я видел, как фонтаном выплескивалась кровь, как слетали чалмы и разлетались черепа. Остатки атакующей группы откатились за камни и залегли. Но теперь засекли и меня. Шквал огня обрушился и на мою позицию. Теперь Лосю легче и здесь мы их пока остановили.
Бешеная стрельба поднялась на другом фланге. Я напрягся. Если сейчас услышу разрывы гранат, то все. Шквал огня сменили короткие, но частые очереди со стороны Лиса. По связи тяжелое дыхание.
- Граф, это Орел. Я у Лиса, все в порядке. Прихватил по дороге еще один ствол и два подсумка. Навскидку – минус пятнадцать.
Блин! Нападавших оставалось слишком много. По всем расчетам - еще больше половины. Патронов осталось максимум еще на две такие атаки. И без козырей в рукавах.
Внезапно стрельба стихла, и я ясно услышал звук дизельных двигателей. С той стороны, куда ушла колонна, взвилась в небо ракета, затем еще одна. Над склоном прошла трассирующая очередь из крупнокалиберного пулемета.
- Орел, это Граф. Что там у вас.
- Мак-12, я Бутон, - ворвалось по связи.
- Бутон, я Мак-12.
- Живы, - облегчено сказал командир, - мы все-таки успели.
Я выглянул из своего укрытия. Олег поднимался из-за камней, опираясь на автомат. Вся левая сторона головы у него была залита кровью. Он махнул мне рукой. Я выпрыгнул на дорогу. На перевал втягивались БТРы с символикой правительственных войск на бортах. Откинулась боковая дверка переднего, и из люка выскочил Бутон – подполковник Великанов. Он подбежал к нам, оглядев быстрым взглядом то, что мы успели натворить. Подойдя, подполковник положил нам руки на плечи и вгляделся в наши глаза.
- А ведь я вас уже похоронил, ребята. Честно скажу, не ожидал. Ну, бойцы! Накрошили. Орлы!
- Орел он, - устало улыбнулся я, - а я – Граф.
Мы с Олегом оглянулись, но Лиса с Лосем рядом не было. Лис сидел на своей позиции, зажав голову руками, и методично покачивался взад-вперед. Ранен? Мы втроем бросились к нему. Было очень много крови, а в ней лежал Лось, и лицо его было закрыто пропитавшейся крови курткой. Его и без того длинное тело вытянулось как будто еще больше, а рука так и не выпустила автомат. Олег подошел и хотел снять с лица куртку, но Лис остановил его:
- Не надо. Там не на что смотреть, - он говорил глухим голосом, так и не убрав рук от лица, - осколком ему полголовы снесло. Серега…
Лось, Сергей Лосев, Серега, Длинный… первая наша потеря. Я посмотрел на Лиса, нашего извечного шутника и каламбуриста Вовку Рыженкова. Он с Сережкой восемь месяцев из одного корыта хлебал, бок обок…
Нет, Вовка не сломался. Он встал с камня и посмотрел на нас очень серьезными и очень взрослыми глазами.
- Ребята, вы знаете, что этой миссии не существует официально. И вас здесь нет, и боя этого здесь не могло быть. Вы сохранили документы, значит, и не было.
Он посмотрел в глаза каждому из нас.
- Я горжусь вами как солдат. Но орденов пока не будет.
Мы переглянулись. И не Олег, не я, а Вовка первый произнес то, что чувствовал каждый из нас:
- Дело не в орденах. Мы исполняли свой долг перед страной, перед своим инструктором, перед людьми, которые доверили нам эту службу и послали сюда… долг перед теми, кто остался на этом перевале.
Мы повернулись к телу Сереги Лосева, подполковник достал из кобуры «стечкина». Воздух разорвал последний наш на сегодня залп на этом перевале – салют погибшим. Великанов надел берет, и мы вместе с ним подняли руки к виску.
Топтавшийся рядом в ожидании распоряжений командир батальона «зеленых» уважительно поднял руку к козырьку, отдавая воинскую честь погибшему на его земле русскому воину.


Рецензии