Швейцарский массакр

Есть во французском языке такое слово - «massacre». Основное значение этого слова - «кровавая бойня, массовое убийство, побоище». Однако, в разговорном языке это слово часто употребляется в переносном смысле и означает жёсткий беспощадный прессинг в отношении одного человека или многих людей.

Вы когда-нибудь бывали в Швейцарии? Если да, то не дадите мне соврать. Если нет, то знайте, что в Швейцарии водители являются, вероятно, самыми вежливыми и корректными в мире в отношении пешеходов. Тому, кто впервые приезжает в Швейцарию, это сразу бросается в глаза и даже слегка шокирует. Такое впечатление, что находишься где-то на другой планете. Стоит пешеходу только приблизиться к краю тротуара, как водитель тут же плавно притормаживает, мило улыбается через ветровое стекло и делает жест рукой, мол, проходите пожалуйста. Причём это происходит везде и всегда и поступают так все водители без исключения. Будь-то мотоциклист, водитель легкового автомобиля или водитель 40-тонной фуры.
Однажды, находясь в Женеве, я беседовал с одним французом. Мы сидели за столиком возле кафе как раз неподалёку от проезжей части. Видя, как водители то и дело останавливаются, пропуская пешеходов, я не удержался и восхищённо сказал:
 - Какие всё-таки в Швейцарии дисциплинированные водители! Просто поразительно!
Мой собеседник усмехнулся и спросил:
 - Ты, вероятно, полагаешь, Серж, что здесь особая культура, или особые люди, или особое воспитание?
 - Да,  - ответил я, -  чем же ещё объяснить такую удивительную корректность?
И тогда мой собеседник поведал мне одну историю...

Три или четыре десятка лет назад, точную дату я не запомнил, в Швейцарии была серьёзная проблема с переходом улицы. Люди могли по полчаса, а то по и сорок минут, стоять у края дороги, дожидаясь, когда кто-нибудь из водителей соизволит остановиться и уступить дорогу. Складывалось впечатление, что водители объявили пешеходам бойкот, за то, что те ходят пешком, а не ездят на машинах. Причём у края дороги могли подолгу стоять в бесполезном ожидании и мамы с малолетними детьми и пожилые люди.
Когда эта проблема выросла до масштабов национального бедствия, главы швейцарских кантонов собрались на экстренное совещание, намереваясь во что бы то ни стало эту проблему решить. Взывать к совести водителей было совершенно бессмысленно. Это делалось уже многократно и результатов не приносило. Штрафы тоже не помогали. Во-первых, они были небольшими, во-вторых, полицейский не всегда мог поймать нарушителя с поличным, и в-третьих, что является самым главным, крайне сложно было доказать вину водителя. Ситуация с пешеходом у края тротуара настолько неопределённая, что иной раз водителю действительно невозможно понять, собирается ли пешеход переходить дорогу или он просто глазеет по сторонам неподалёку от проезжей части. Но тем не менее, проблема встала настолько остро, что нужно было что-то предпринимать, и главы кантонов, взвесив все «за» и «против», пришли к единодушному мнению, что ситуацию может исправить только самая радикальная мера - «massacre».
Операцию было решено провести внезапно, без предупреждения, одновременно по всей Швейцарии, во всех крупных и средних городах. Помимо этого операцию решено было проводить в течение месяца, и днём и ночью, не останавливаясь ни на минуту. Поскольку сил полиции могло не хватить, то было решено привлечь к операции и военнослужащих.
И вот в один прекрасный день начался беспощадный и оглушительный «массакр». Почти на каждом перекрёстке появились полицейские, либо военнослужащие и начался жёсткий прессинг всех водителей без разбора. Не уступил дорогу пешеходу - тут же останавливают и выписывают штраф с астрономической суммой. Если под прессинг попадал этакий богатенький буржуйчик на дорогущей машине, то он как правило, увидев огромный штраф, начинал орать и возмущаться. В этом случае, его тут же на месте лишали водительских прав. Именно за гонор и за повышенный тон. Не помогали никакие мольбы и увещевения, просто потому, что это массакр, а массакр беспощаден. Не уступил дорогу — астрономический штраф, открыл рот, чтобы что-то вякнуть — лишение водительских прав. Без разбора. Невзирая на чины и звания.
Спустя две недели  после начала операции, водители, едва увидев вдалеке пешехода, начинали с перепугу тормозить - не дай Бог тому взбредёт в голову перейти дорогу. А ещё через две недели ситуация в Швейцарии стала именно такой, какой мы её видим сейчас — едва пешеход подошёл к краю тротуара, водитель плавно притормаживает, мило улыбается и делает жест рукой, мол, проходите пожалуйста.
Примечательно то, что за истекшие три или четыре десятка лет швейцарским властям повторный массакр так и не понадобился. До водителей дошло сразу и навсегда. И сейчас подобная швейцарская корректность водителей по отношению к пешеходам стала обычной нормой, которая не перестаёт удивлять приезжих и туристов.

У читателя, вероятно, возник вопрос — с какой целью я всё это рассказываю? Я объясню. Мне вспоминается этот швейцарский эксперимент всякий раз, когда в новостях рассказывают об острой проблеме госзакупок. На разжиревших чинуш, которые тратят на себя народные деньги, не могут найти никакой управы. Поскольку к их совести взывать бесполезно, то Госдума ломает голову, пытаясь придумать эффективный закон, но всё это пустая трата времени. Ситуацию исправит только беспощадный массакр.

Россия в тысячу раз больше Швейцарии и одновременно на всей территории массакр не получится, но это даже лучше. Если российские власти решатся на массакр, то ни один чинуша не будет точно знать, где конретно будет нанесён удар. Сегодня под прессинг попал губернатор этого региона, завтра мэр города, находящегося в сотнях километров дальше, послезавтра атаковали какую-нибудь отрасль. И так далее.
Главное, чтобы это был именно массакр, то есть, внезапный и беспощадный прессинг. Куплено кресло за триста тысяч рублей  - астрономический штраф; куплена машина за восемь миллионов — конфискация имущества; слишком большие бездумные траты — сразу на нары. Без разбора. Невзирая на чины и звания. Только таким образом эта гидра дрогнет. Только так до сознания этой гидры дойдёт, что бездумно тратить народные деньги нельзя.
И кто знает, если опираться на швейцарский опыт, то возможно повторный массакр уже не понадобится. Дойдёт сразу и навсегда.

А вообще меня удивляет, до какой степени у российской элиты потухшее сознание . Ну вы только вдумайтесь — чиновник покупает из бюджетных средств автомобиль для себя за восемь миллионов!! Представьте себе, что эта информация доходит до Кремля, а в Кремле, в просторном кабинете, попыхивая трубкой и поглаживая усы, ходит товарищ Сталин. Вы можете себе представить, какой жуткий и кровавый массакр устроил бы Иосиф Виссарионович, едва услышав что-тот подобное!

Куплено кресло за триста тысяч рублей! Господа, штаны протирать можно и сидя на табуреточке. А тот, кто действительно работает ради людей, тому и присесть некогда. Так зачем оно вам, это дорогущее кресло?


Рецензии