Жилплощадь

1

Александр Энреско познакомился с Вальтером Мило в большой комнате 564.   Как только за окном становилось  светло, открывались высокие двери, и жильцы дома входили туда  пообедать. На больших чугунных столах   были  тарелки  размером со стол  с разной едой. При приеме пищи  нельзя было пользоваться руками, надо было кушать только  ртом. Как только свет начинал превращаться во тьму, люди которые не успели выйти от туда до наступления темноты  ,исчезали.  Это  было обычным явлением, никто сильно об этом не переживал, жильцы  боготворили эту комнату и считали ее живой.
Энреско дожевывал зерновую булочку и крошки сыпались на пол. Вальтер уже наевшись ,сидел рядом  и сказал:
-«я наверное сегодня не пойду на 845,голова болит .»
-« времени мало, понимаешь.» –пробурчал Александр.
Вздохнув, Вальтер тяжело встал со стула и вышел в коридор. Он смотрел в окно, это было его любимым занятием. Только один и тот же пейзаж , только  эти  4 стены с  миллиардами этажей  с одинаковыми окнами были видны  снизу вверх. Нескончаемое бетонное здание.
Этот мир был бесконечными этажами  и лестницами, а жизнь людей была не долгой , скоротечной. Все занимались одним и тем же- танцами под радостную музыку. Она доносилась из небольших красных динамиков прикрепленных к потолкам ,примерно начиная с 10 утра и заканчивалась в 6 вечера . Это занятие было смыслом жизни многих людей. Конечно не все считали танцы самым важным , были люди которые искали смысл в другом. Они задавались вопросами о своей жизни, о своем месте ,но не смогли найти ответов. Времени было мало.
Внезапно прозвучал насмешливый голос Энреско:
-«время идет , а ты по прежнему в окошко смотришь как ребенок, ты там звезду что ли хочешь увидеть?
Вальтер встрепенулся:
-«Ай, ну тебя. И вообще  по моему это плохая идея бродить все время вверх , я уже устал. Всю жизнь что ли  будем  теперь подниматься? Карлос Кутуньо тоже поднимался и что? Он умер и все.»
-«Ничего ты не понимаешь ,он  ведь стал великим  путешественником, про него написали много книг и его до сих пор помнят»
-« Но я не хочу быть путешественником. Я всего лишь хочу понять для чего это все. Мне так плохо, одиноко и противно.»
Вдруг в конце коридора показалось объемное широкое тело Тетушки Сары, она шла  в большую комнату  и  громко  выкрикнула:
-«ВЕРНИТЕ ПОРЦИОН! ВЕРНИТЕ ПОРЦИОН!»
Вальтер зашипел:
-«опять она, надоела она мне уже»
- «ой , да ладно тебе , пусть жрет ,главное что это делает ее счастливой»-ответил Александр.
Тетушка Сара была самым частым посетителем большой  обеденной комнаты . В детстве над ней издевались сверстники  ,забирая у нее всю еду. Сара  плакала и просила их вернуть порцион.
Энреско и Вальтер все же договорились подняться на 845 этаж. Одинаковые ступени впечатывались в память и даже иногда могли сниться  по ночам. На каждом этаже были аналогичные 3 коридора с жилыми комнатами и 1 коридор с одной обеденной .Во всех комнатах была одинаковая деревянная мебель и  полки  книг с пустыми страницами. Проживающие их бережно хранили подобно  дорогим чайным  сервизам. Самые обеспеченные люди были обладателями книг с содержанием. К этим людям относились с особым уважением  и приглашали в гости для того чтобы послушать их истории . У отца Александра Энреско была такая ценная  книга про путешественника Карлоса Кутуньо, перед смертью отец отдал ее Александру .
  Заиграла музыка, все поспешили  к себе в комнаты.
-«Уже 10 часов утра,мы плетемся как черепахи»- произнес Энреско.
-«вон посмотри побежали танцоры  на танцполы»-сказал Вальтер и рассмеялся.
-«они мне напоминают послушных цирковых собак»
-«я тоже иногда себя чувствую твоей  собакой ,Энреско.»
-«не говори чушь , лучше прибавь скорости, чем быстрее пойдем ,тем быстрее придем.»
Парни продолжили свой путь. Все труднее  им приходилось подниматься и спустя  6 часов  они  добрались до 843-его.  Вальтер почувствовал физическое бессилие  и ужасные боли в ногах.  Он в изнеможении присел на ступени  и сообщил что сильно устал.
«Ты уже как дряхлый дед стал ...И я тоже.  Ладно, мы можем остаться  ночевать и на этом этаже.. Кстати я кажется вижу   вон там  свободную нежилую комнату .»- запыхавшимся голосом  вымолвил Энреско. 
«где?»
«вон там ,видишь?»
Ребята потихоньку устремились в ту комнату. Они подошли к двери и поняли,  что комната  и правда нежилая. Скинув вещи , они присели отдохнуть  и вдруг заметили ,что в стене есть какое то выковырянное отверстие.
-«это что еще такое?  тут что раньше скандалисты жили? »-удивился Вальтер
-«не думаю,  мне наоборот  кажется , что в этом  что то  есть.»
В этой комнате тоже висел  красный динамик с проигрывающийся веселой музыкой.  По всей жилплощади в это время  происходили  танцевальные действия. Музыка мешала думать, она вторгалась, занимая в голове все личное пространство.  Парни устремили рассеянный взгляд на разрывающийся дребезжащий динамик .Так они и просидели до наступления темноты.  Динамик наконец-то замолк , наступила долгожданная тишина.  Вальтер продолжил смотреть на красный динамик ,а Энреско уставился на дырку в стене. Наслаждаясь беззвучием ,каждый думал о своем. Спустя несколько часов они уснули.

2

Какой то странный звук услышал Вальтер сквозь сон и проснулся. Он увидел как Энреско сидит у стены и жадно ковыряет длинной тонкой железякой то отверстие.
«эй ты чего, тебе заняться нечем, ты что делаешь?»-спросил ленивым голосом сонный Вальтер.
Александр ,продолжая ковырять , пробурчал:
«Прости что я тебя разбудил ,спящая красавица, как  видишь я тут делом занимаюсь. Думаю что выход там, за этой стеной.»
«С чего ты взял что там должен быть выход? »
«А вдруг есть , я не собираюсь сидеть сложа руки.  У этой стены должен быть конец,я чувствую это ,лучше помоги мне.»
Вальтер сполз с кровати и подошел посмотреть. Александр подал ему инструмент и сказал:
«вот возьми отвертку ,ей тоже удобно расковыривать».
«ладно давай попробую.» -ответил Мило и принялся помогать.
Прошел час и наступило обеденное время , ребята пошли в обеденную комнату . Там было поменьше людей и побольше еды. Вальтер обрадовался и занял  центральный стул. Сегодня  на тарелке была рисовая каша с помидорами и  кусочками мяса. Как обычно  после трапезы весь пол  был загажен крошками еды. Мысли в голове Энреско все не замолкали. Множество вопросов не давали ему  покоя: -откуда это все появляется , каким образом закрываются и открываются двери, как появляется эта еда, кто убирает комнату от крошек…
-« Моя мать всегда любила рис с помидорами.» - промолвил Вальтер
-«А я не знаю что моя мать любила. Она умерла при родах.»
-«А моя во сне умерла. я бы  тоже так хотел наверное.»
-«мне стало тоскливо , я не хочу об этом говорить. А еще я не хочу больше блуждать по этажам. Давай лучше стену ковырять.»-заявил Энреско и пошел в комнату.
Мило шел за ним и говорил :
-«ты знаешь я впал в депрессию, я разочарован, нет больше сил что то делать и искать ответы…если я не увижу свет в этой стене ,то все старания мои и твои будут напрасны, понимаешь?»
Весь день Энреско и Вальтер усердно ковыряли стену . Стуки железяки и отвертки заглушали  музыку из динамиков. В комнате  стало грязно и пыльно. Было слышно как Александр глубоко дышал и иногда рычал. К вечеру он совсем озверел и швырнул железяку в угол.  Из его  руки  проступала кровь, он сел на кровать и заплакал. Вальтер устало  присел прямо на пол и сказал:
-«Ну что , теперь убедился что это плохая идея? это тоже самое что бегать по этажам»
Прикрыв лицо грязными расцарапанными ладонями  Александр тяжело дышал и ничего не мог ответить.
Вдруг постучали в дверь.
«Кто там?»-крикнул Вальтер и поднялся.
Голос пожилой бабушки ответил:
«Я живу по соседству с этой комнатой , я просто пришла познакомится с новыми жителями ,то есть с вами»
Мило отворил дверь и увидел  маленькую седовласую старушку:
-« да мы только вчера сюда пришли»
-«а чегой то у вас тут так грязно, и звуки странные ,я пришла попросить вас не шуметь больше,у меня атеросклероз»
-«да мы тут просто ремонт решили сделать ,но кажется мы уже его закончили»-поглядев на Александра ответил Мило.
-«аа ну тогда хорошо , может тогда зайдете как нибудь в гости на чай?»
- «спасибо за приглашение, возможно зайдем».
-«Бабушка,а  вы знаете прошлых жильцов этой комнаты? Кто тут раньше жил?»-  оживленно спросил Энреско
-«конечно знаю , тут раньше мой  друг детства жил Фернандо, он умер месяц назад от старости.  Я раньше постоянно приходила к нему в гости ,странный конечно он был человек, сколько его помню он  все время вон ту дыру ковырял в стене. Ха-ха-ха такой забавный был. Ну да ладно , ребятки ,пойду я, у   меня сегодня много дел еще»
- «до свидания ,бабушка» -произнес неторопливо Энреско с вылупленными глазами.
Как только бабуся ушла ,он продолжил:
-«это получается ,что можно всю жизнь ковырять и ковырять и ничего не выйдет…»
Вальтер улыбнулся и спокойно ответил:
-«Вот о Фернандо никто книгу не напишет и о нас тоже. Так что пошли обратно домой.»
-«думаю ты прав».
Комната  покойника Фернандо  больше уже не казалась уютной. Ее пространство все больше заполнялось унынием и мутно давило .Ребята решили здесь больше не ночевать и пойти домой сразу.
«Энреско, я наверное не смогу сегодня уснуть. Давай идти всю ночь ?  Я так хочу домой…»
-«Хорошо. Я думаю мы домой вернемся быстрее  , ведь спускаться вниз легче»
-«Действительно, спускаться вниз легче. Но только если ты не тащишь с собой тяжкий груз.»
-«Когда тащишь груз , то куда бы ты не пошел , все равно будет тяжко»- ответил Александр и посмотрел на Вальтера красными уставшими глазами. Затем он добавил , что ему надо отлучится в уборную и вышел.
В уборной были грязные обшарпанные стены и тусклая  мигающая лампочка. В глазах уже начало рябить и разболелась голова. Энреско делал свои  привычные дела, сидя на корточках  и рассуждал у себя в голове о людях:
«Почему кто-то достоин,  чтобы его истории находились в книгах, а кто-то просто всеми забыт? Это совсем даже не важно.  Все одинаковые, такие же как и эти короткие мигающие свечения у лампочки. Герои и неудачники, толстые и  худые, без разницы. Признаюсь ,что сегодня мне как то легче делать свои дела ,но иногда мне приходится и тяжело. Так и в жизни , кому-то жить тяжело,а кому-то легко…Жизнь -это как процесс посещения уборной.»
Закрыв за собой дверь , Александр стал другим.  Все  желания и мечты  умерли и вылетели из окон его сердца  вниз. Пора возвращаться  домой. 

3

С появлением темноты  по всей жилплощади становилось невыносимо тихо.  Черная мгла пугала  своим присутствием. Спускаться вниз было легче, но в кромешной темноте это происходило медленно.
Распознав свой родной этаж, Александр и Мило обрадовались .
-«Наконец то пришли, пойду я к себе спать, спокойной ночи »- сказал Вальтер.
-«Спокойной ночи! До завтра» -ответил Энреско и тоже пошел отдыхать в свою комнату
Бессонная ночь выдалась у Александра. Он вспомнил картину из детства, как они с отцом отправились погулять по этажам.
-«папа ,смотри как я поднимаюсь  ,быстрее чем ты!»
-«смотри будь осторожнее! Ступеньки хоть и одинаковые ,но  можно и споткнутся»
-«хахаха! Недогониш недогониш!» - крикнул маленький Энреско и вдруг ,поскользнувшись, скатился со ступенек и упал прямо перед отцом.
«Ну вот! Я же говорил!»
Энреско заплакал.
« Где ударил,где болит? »-Утешительно говорил отец –«чем то  надо перевязать твою  ранку» 
Он покопался у себя в кармане и достал  сиреневый платок, который когда то ему подарила жена.
«вот,потерпи сейчас все будет хорошо»
Энреско заплакал еще больше:
«пааап, зачем ты пачкаешь мамин платок, уберииии»
Несмотря на то, что   платок был очень ценной вещью для отца, он не пожалел его для своего сына. Это было очень странным поступком для жителя  жилплощади. Сейчас Энреско  до сих пор  хранит у себя этот испачканный сиреневый платок.
«Он всегда делал все для меня… За все свои прожитые годы, после его смерти ,я нигде еще не встречал  подобного  человека.  Я всегда встречал людей с бетонным равнодушным  сердцем. Мне страшно ,что я тоже стал таким, или еще нет.. Незнаю.»
 Стало светло. Ничего не изменилось на родном этаже , кроме того, что на днях  умерла тетушка Сара.  Знакомые соседи рассказали, как она случайно подавилась курагой в обеденной и завтра будут ее похороны.   
Обычно никто никаких эмоций не проявлял во время смерти жильца. Это было всего лишь  обычным заключительным периодом жизни  человека. Сам процесс похорон был недлительным, труп просто брали и выбрасывали из  открытого окна навсегда. Некоторые даже подходили посмотреть, как он улетает вниз, исчезая в пустоте. Потом все жильцы расходились по своим комнатам ,как ни в чем не бывало.
Похороны  тетушки Сары были непростыми. Столпились  люди у  входа в комнату мертвой и взволнованно шумели. Объёмное безжизненное  тело  лежало на кровати,  плотно обмотанное в тряпки. Похоронное окно было уже подготовлено и открыто, но  что-то сам процесс затянулся.  Проблемой стали огромные параметры трупа, и узкие размеры окна. 
Вдруг кто-то из собравшихся  в шутку предложил разрезать напополам тетушку Сару и ее восприняли всерьёз , как решение проблемы. Все торопясь  вышли за дверь и двое  оставшихся в комнате мужчин  принялись за дело.  Орудием разделывания у них были 2 небольших топора ,  пила средней длины  ,и тупой ржавый нож.   
Не приятное дело длилось около часа. Все уже устали ждать начала процессии выбрасывания.  Дверь отворилась , двое  вынесли  первую часть обмотанного тела и выбросили его из похоронного окна  .  Следом выбросили и вторую часть трупа. Было видно ,как темнота поглощала его.
«Я помню ее еще совсем  молодой ,словно это было вчера, а сейчас  она уже падает. Я видел ,как и мой отец  так же падал. Мы никогда не научимся летать, у нас нет крыльев бессмертия. У нас только  есть время и этот мир. Раньше я хотел обрести смысл  ,а теперь хочу обрести  самого себя» - думал  Энреско , наблюдая за людьми и за темнотой внизу.
Двое мужчин запыхавшись  сообщили всем,  что процессия уже завершена  и ушли  в очистительную  комнату.
Родственников у тетушки Сары не было ,поэтому похороны прошли так быстро. Все разошлись по своим привычным делам.
Энреско остался у окна вместе с Вальтером и сказал ему:
-«Вот и все, теперь она никогда никому  не будет мешать в обеденной.»
-«Наконец то ,  больше еды будет теперь» обрадовался Вальтер.
-«ты тоже скоро изчезнешь там»
-«где там?»
-«в темноте. И я тоже»
-«ну да...»
Возникло недолгое молчание. Оба смотрели вниз .
Александр заговорил:
-« я сегодня опять не спал,  мысли недают мне уснуть»
-«какие ? как всегда о мире?» улыбнулся Вальтер
-«нет. Теперь я о нем не думаю. Я разочарован в нем полностью . я думал о себе.»
-«и что можно о себе думать ?я непонимаю»
-« о том как я жил и живу» -растроено произнес Александр и опустил голову.
-«это все глупости какието, надо думать о еде , о танцах , о книгах ,о друзьях»
-« может быть и так, но я не хочу. Я думаю о себе» -сказал Энреско и пошел к себе в комнату.
-«эй ты куда ?» удивленно смотрел Вальтер -:«ой , ну и иди, обиженный гусь».
Жильцы  теперь уже занимались трудовыми танцами. Их серая жизнь казалась им очень  насыщенной, но короткой. Длилась она примерно лет тридцать. Слишком мало отведено для каких-нибудь глубоких изучений и значимых открытий. Они видят  только свой родной мир с миллиардами окон и этажей.
Уже больше никто и не вспомнит о тетушке Саре и о  других умерших людях ,изчезнувших в темноте.  Здешние люди лишены привязанности к другим людям , они не умеют  переживать и скучать по ним.  У них существует привязанность к жилплощади.

4

Прошло 3 года. Александр Энреско  сериозно заболел  разочарованностью  и уже ни с кем не хотел общаться. Вальтер иногда приходил к нему в гости, пытался развеселить его, но общение было недолгим.  За весь день Александр только один раз  выходил из своей комнаты,  чтобы покушать и умыться. Все больше разрасталось чувство ненужности в его мире.
Жизнь людей  по-прежнему оставалась неизменной.  Вальтер решил ,что пора становится взрослым  и проникся танцами.   Когда то давно  появилась  эта древняя традиция  у жильцов. Никто о ней ничего толком  не знает , но  передают из поколение в поколение. С танцами жизнь наполнялась смыслом , становилась  яркой  и веселой, поэтому большинство жильцов отдали себя этому занятию. Вальтер тоже себя отдал.
На следующий день Мило проснулся в середине танцевального дня.
« о нет, я проспал  завтрак!».
Он надел свои синие штаны и  поспешил в очистительную умываться.
Из соседней комнаты выглянул  маленький лопоухий мальчик и выкрикнул:
- «эй ты дурак!» и быстро спрятался.
Вальтер сделал круглые глаза,  остановился и громко ответил:
«ну вот оно доброе  утро называется , сам ты дурак малец!».
Он подумал, что это всего лишь детские шалости, но все равно было неприятно.
В обеденной уже не осталось еды и голодный растроенный Мило решил  пойти навестить Энреско:
«День что то не задался сегодня»- думал он , но это еще было цветочками.
Комната друга оказалось пустой и почему то  книга про путешественника кутуньо валялась на полу.  Вальтер удивился еще больше  и побежал искать Энреско.
«Неужели он наконец-то вышел? Наверное  надоело заниматься  ерундой».
На этаже его не оказалось , пришлось подниматься вверх на другие этажи и делать обходы коридоров.
« Сидел, сидел,  а тут  вдруг ни с того ни с сего ушел куда то»- пробурчал Вальтер и выбежал на лестничную площадку. Он был  очень взволнован и сердит.
«Энрееееескооооооо! Где ты?!»-крикнул он и присел на ступеньки.
«Что же я делаю, так и весь день пройдет.»
Мило  возратился на свой этаж и вдруг увидел у окна растрепанного Энреско
-«Эй! Ты где был? Я тебя по всюду бегаю ищу»
-«да здесь я был»
-«тебя здесь небыло»- сказал Вальтер и подбежал к нему- «ну и видок у тебя  дружище ,ты когда в последний раз в очистительную ходил? »
-«ай мне  уже все равно». –глянул печальными глазами Александр.
После этого возникло некоторое молчание. Вид у него и правда был не очень ,  грязная одежда ,скомканные  жирные волосы ,впалые  щеки  и большие синие мешки под глазами.
-«А меня сегодня мальчик с вон той комнаты обозвал дураком представляешь»- произнес Вальтер и рассмеялся.
-«меня тоже.»
Вальтер удивленно посмотрел на Энреско. Тот ответил уставшим взглядом и произнес:
«-Знаешь что, Вальтер, какая разница когда?»
-«что когда?»-еще больше удивился Вальтер
Энреско молча потянулся к окну дрожащими руками и открыл его.  После чего неловко вскарабкался  на подоконник и сделал отчаянный шаг вперед. Он полетел вниз, потому что ему так захотелось. В этот момент все потемнело, будто обрушился страшный черный туман.  Окна так быстро замелькали, что смешались в его  глазах. Последнее  чувство было таким же смешенным.
Вальтер был сильно шокирован происходящим и ничего не смог сделать. Он простоял у окна несколько часов и потом  пошел  к себе в комнату.
«сегодня мой друг улетел ..впрочем он  давно улетел ,с того момента, когда растратил свои  силы. » -думал Вальтер, лежа на своей просторной  кровати.
Он был совершенно равнодушен к потере друга , потому что давно принял тот факт , что рано или поздно всё куда то должно исчезнуть.
Теперь  у Вальтера Мило каждый день был одинаковым, как и всё в этом сером мире.  Танцы, еда и кровать сделали его счастливым. Иногда он читал  книгу Александра про путешественника Кутуньо, вспоминая те времена, когда они сами поднимались по ступенькам. Когда к Вальтеру постучалась глубокая старость, он слег и умер в своей кровати.
Новый день  начинался с рассветом и заканчивался тьмой, новые живые появлялись из плоти , а мертвецы летели из окон. Кто построил жилплощадь и когда наступит конец этому мирозданию  никогда никто не узнает.
 


Рецензии