Волшебная монетка

умная сказка

Роли: женские: 3; мужские: 2; детские: ; другие (животные, предметы и т.п.): нет; массовка: нет
Оригинальный язык произведения: русский; период написания: XXI век, 2016 г.
Формат файла: doc (Microsoft Word); размер 43 КБ.



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
ОТЕЦ
МАТЬ
ВАНЯ
НАСТЯ
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА

Бедная изба. Мать сидит за прялкой. Отец здесь же, в избе, плетет корзину.

ОТЕЦ: (У него падает из рук корзина) Да-а-а, стар я, видно, стал. Что-то совсем руки не слушаются.
МАТЬ: Ничего. Живем, слава Богу, и ладно.
ОТЕЦ: Да, живем-то – живем, только мне как-то не по себе: всю работу на сына переложил. Он и дрова заготавливает, он и избу чинит.
МАТЬ: Да ты, отец, радуйся, что Ванечка наш такой внимательный да заботливый.
ОТЕЦ: Да я и радуюсь, только и он уже не мальчик, надо ему уже свою судьбу устраивать.
МАТЬ: Устроит, не переживай. Настенька ему нравится. И он ей по сердцу.
ОТЕЦ: Что Настенька нравится, я вижу,  а вот что он ей… Ты откуда это знаешь?
МАТЬ: Ох, отец, глаза-то у тебя где? А для чего она к нам по сто раз на дню забегает, а? То это помочь, то то сделать.
ОТЕЦ: Так Настенька по ласке родительской скучает. Как сиротой осталась, так и тянется к добрым людям. Мы-то ее не обижаем, вот и она к нам всей душой.
МАТЬ: Да разве ж можно ее обидеть? Она такая ласковая, такая… Даже и слов не подберу.

В это время вошел сын и, стоя у порога, внимательно слушает разговор родителей.

ВАНЯ:  А их и подбирать не надо, матушка. Это и без слов понятно.
МАТЬ: Вернулся, сынок? Устал, небось, за день?
ВАНЯ: Устал немного, матушка. Ну, ничего, отдохну немного, и снова примусь за работу. Дел еще много.
ОТЕЦ: Все дела не переделаешь, Ванечка.
МАТЬ: Отдохни, поспи немного.
ВАНЯ: Некогда мне спать, матушка. Еще одну деляну осилить хочу. Дров наготовить на зиму – это первое дело.
МАТЬ: Да уж, дрова готовить, не за прялкой сидеть.
ВАНЯ: Зря ты так, матушка, за прялкой сидеть, тоже работа.
МАТЬ: Вот напряду шерсти, навяжу теплых носков да рукавичек, снесу их на базар, вот и деньги будут.
ОТЕЦ: И от моих корзинок какой-никакой, а доход.
ВАНЯ: Как это – какой-никакой? Да твои корзины, отец, на базаре нарасхват. И ладные, и удобные. Да и заказы делают специально, можно и на базар не ходить. Покупатели сами к нам домой приходят.
ОТЕЦ: Дай-то Бог, дай-то Бог. Пока руки хоть немного слушаются, постараюсь побольше наготовить.
МАТЬ: А чего это Настенька сегодня еще не была? Ты, Ванюша, не знаешь?
ВАНЯ: Знаю. Тетка ее в лес по ягоды отправила.
МАТЬ: Одна пошла? Как бы не заплутала.
ВАНЯ: Так она не первый раз в лес-то ходит. Вроде, все тропки уже изучила.
МАТЬ: Да и в знакомых тропках заплутать можно. А если еще Завертуха-испытуха  безобразничать начнет, так совсем беда.
ВАНЯ: Ох, матушка, слышал я про эту завертуху. Только не верю я в сказки. Да и говорят, что не злая она вовсе.
ОТЕЦ: Это, с какой стороны посмотреть. Кто ее хвалит, а кто ругает.
МАТЬ: Говорят, эта старуха может кому угодно навредить. Так завертит, так закрутит. Богатого может сделать бедным, а доброго – злым. Вредная она. Бояться ее надо.
ВАНЯ: Матушка, да мне никакие старухи не страшны.
МАТЬ: Ну, не страшны и хорошо. Только… боязно мне за Настеньку. Ты бы, сыночек, все же пошел поискал ее, вместе бы и вернулись.
ВАНЯ: Что-то твое волнение, матушка, и мне передалось. И правда, пойду. Я знаю полянку, где она всегда ягоду собирает.
МАТЬ: Вот и правильно, сынок, вот и ступай. Да вместе и возвращайтесь.

Сын уходит.

ОТЕЦ: Хороший у нас сынок.
МАТЬ: Хороший. И люди слова плохого про него ни разу не сказали. Все нахваливают, какой хороший, да какой пригожий. И отца с матерью-то он почитает, и по хозяйству он помогает.
ОТЕЦ: А что, ведь и правда – все на нем держится. С меня-то уже какой хозяин?
МАТЬ: Ох, не перехвалили бы нашего сыночка.
ОТЕЦ: Мать, а ты и правда в эту старуху веришь?
МАТЬ: В старуху-то? Да и сама не знаю. Не видела я ее ни разу, только слышала, как бабы про нее рассказывали.
ОТЕЦ: А бабы-то сами видели?
МАТЬ: Да кто ж их знает? У нас же как: один пустил слух, а другие его подхватили.
ОТЕЦ: Вот то-то! Слышат звон, а не знают, где он. Не каждому слуху верить надо.  Вот я, не поверю, пока сам не увижу.
МАТЬ: Да где уж тебе ее увидеть, ты уж сколько лет в лес- то не ходишь.
ОТЕЦ: Ох, и не говори. Все сынок: и дров наготовит, и прутьев на корзины наберет. Что ни говори, а все же хорошего сына мы с тобой вырастили.
МАТЬ: Хорошего.

По авансцене идет Ваня.
ВАНЯ: (поет)
Вы шагайте, ноженьки,
По лесной дороженьке.
Надо девицу-красу
Отыскать в сыром лесу.

Тропки мне давно знакомы,
Все ведут к родному дому.
И такому молодцу,
В сказки верить не к лицу.
(Остановился около муравьиной кучи) Ох ты! Какая куча муравьиная! Труженики. Интересные эти муравьи, такие маленькие, а такой большой дом себе выстроили. А я такой большой, а все с родителями в старой избушке живу. Ничего, вот заготовлю много дров, продам и начну дом строить. Новый, большой. И будем мы с родителями в новом доме жить да радоваться.

Вы шагайте, ноженьки,
По лесной дороженьке.
Чтоб Ивану – молодцу
Настю отыскать в лесу.

Лес. Деревья. За деревом прячется Старуха-завертуха.

СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Ишь, ты, распелся он. Как сам себя-то расхваливает. В сказки он не верит. Храбрый какой. Посмотрим, посмотрим, какой ты храбрый.
ВАНЯ: Так…Ничего не пойму. Опять к этому дереву пришел. Точно. Оно самое, вот и веточка обломленная. Ведь сколько раз по этой дорожке ходил, никогда с пути не сбивался.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  (за деревом) То ли еще будет, Ванечка.
ВАНЯ: Плохо, солнышко садится. Вечер скоро. Как бы Настенька тоже не заплутала.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  (за деревом) А на что мне твоя Настенька? У нее и так судьба трудная, я ее не проверять, не обижать не думаю.
ВАНЯ: Еще раз пройду вдоль дорожки этой. Проверю, может нечаянно на какую другую тропку свернул. А привяжу-ка я ленточку на ветку, чтобы уж точно это место запомнить. (Ваня уходит)
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: (В танце машет руками, как будто совершает какой-то колдовской обряд, запутывает место) Ага, сходи, сходи, милок. Все равно ко мне вернешься.
(поет)
Если б только эти люди знали,
Что меня не зря здесь повстречали.
Поняли б, что, раз верчу, кручу,
Значит, так их разуму учу.

Припев:
Я – старуха - завертуха,
Очень умная старуха.
Но боятся, как огня,
Почему-то все меня.

Пусть порой меня ругают люди,
Зато им же легче в жизни будет.
Если в них пороки не убить,
С ними ох, как трудно будет жить

Припев:
Всё я в людях замечаю,
Нерадивых поучаю.
Но боятся, как огня,
Почему-то все меня.

Глупые эти люди. Прозвище мне придумали – завертуха. А раньше меня старухой – испытухой звали. Людей я проверяю, испытываю их, чтобы соблазна не было, чтобы зависти не было, чтобы жадности не было. Чтобы понял все человек да исправился, пока не поздно. Пока не поздно! Настеньку я трогать не буду, сирота она. И так ей достается. Тетка ее растит, работой нагружает, но сильно не обижает. А Настенька молчит да улыбается. Зато все умеет: и суп сварит, и дома приберет, и ягод-грибов наготовит. И ничего-то ей не надо, лишь бы мир да лад. Я на нее сон нагнала, пусть поспит, отдохнет на травушке-муравушке, а я ей уже полное лукошко ягод приготовила. Проснется и пойдет домой с полным лукошком. А вот Ванюшу испытать хочу. Молодой еще, неокрепший. Как оно в жизни-то повернется. С виду-то парень, вроде, честный, хороший, трудолюбивый. Но все равно испытаю его. Проверю, пока не поздно… Пока не поздно…

Слышна песня Ивана.

Вы шагайте, ноженьки,
По лесной дороженьке.
Чтоб Ивану – молодцу
Настю отыскать в лесу.

СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  О, а вот и Ваня, снова на мою поляну возвращается.
(Раздвигаются ветви, появляется избушка старухи-завертухи. Она прячется в избушке. Голос, как эхо) Ну, что, Ванюша, готовься к испытаниям.  Начну с малого, а там посмотрим. (Наговаривает) Скромность забираю, хвастовство напускаю. Жалость забираю, жадность добавляю… Заботу отнимаю, гордыню насылаю… Пока не поздно…Пока не поздно… Пока не поздно…

ВАНЯ: Да что же это такое? Ходил-ходил и опять сюда пришел. Вон все та же веточка обломленная. А вот и ленточка, подарок Настенькин, я же ее сам сюда привязал. Эх, знать бы, чьих рук это дело? Кто меня с пути-дороги сбивает? (Замечает избушку) О, избушка чья-то. Как же я ее раньше не заметил? Как там в сказках говорится: Эй, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!
(Избушка поворачивается) Чу-де-са! Сейчас еще какая-нибудь костлявая Баба Яга появится. И впрямь, как в сказке.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Что, милок, заплутал или ко мне в гости пожаловал?
ВАНЯ: Здравствуй, бабушка. А ты случайно не баба Яга?
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Что ты! Я последний раз бабу Ягу лет сто назад видела. Давно эта нечисть в нашем лесу перевелась. Никаких тебе Кощеев, никаких тебе Леших, никаких тебе Бабов Ягов.

Ваня смеется.

ВАНЯ: Бабов Ягов…Так и не говорят.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Ты меня поучить хочешь, как правильно говорить надо?
ВАНЯ: А чего бы и не поучить?
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  А ты, Ваня, я гляжу, сильно ученый, да?
ВАНЯ: Не сильно, но кое-что знаю. И говорить правильно умею, и матушку с батюшкой почитаю, и красивый, и работящий…
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Ох, ты, ох, ты, как ты себя нахваливаешь!
ВАНЯ: Это, бабушка, не я, это народ так меня нахваливает.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  А тебе, видать, это нравится.
ВАНЯ: Так, если это правда, чего ж мне это нравиться не должно?
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  И добрый ты…
ВАНЯ: Добрый.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  И заботливый…
ВАНЯ: Заботливый.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  И не жадный ты…
ВАНЯ: И не жадный.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  А вот, если б денег у тебя много было?
ВАНЯ: А что про это зря говорить. Вот если бы и правда было много денег… А так…
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  А если бы девицу встретил красоты необыкновенной?
ВАНЯ: На что мне другая? У меня Настенька есть. Да краше ее на всем белом свете не сыщешь. А уж какая она добрая, уж какая она приветливая. Посмотришь на нее, словно солнышко выглянуло в ненастный денек.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Поди, и жениться на ней удумал?
ВАНЯ: Удумал, бабушка. Лучше Насти мне на всем белом свете не найти.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Так Настенька бедная, своего-то у нее ничего нет, все теткино.
ВАНЯ: Да разве же в этом дело? Душа у Настеньки добрая да руки золотые. Любая работа спорится.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  (В сторону) Ишь ты, держится, не сдается. Ничего, ничего, посмотрим. Скромность забираю, хвастовство напускаю. Жалость забираю, жадность добавляю… Заботу отнимаю, гордыню насылаю… Пока не поздно…Пока не поздно… Пока не поздно…
ВАНЯ: Бабушка, ты что там шепчешь-то? Не разберу я.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Время придет, разберешь. (Ивану) Да, это я так, про себя. Погода, говорю, нынче хорошая.
ВАНЯ: Погода-то? Погода и впрямь хорошая. А что ты, бабушка, все меня расспрашиваешь? Ты кто такая? Меня, Настеньку  откуда знаешь?
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  А чего мне вас не знать? Я здесь уже давно живу, всех в вашей деревне знаю. Все в лес ходят, всех я вижу. А ты, Ваня, зачем в лес пожаловал? Ни лукошка у тебя, ни корзинки. Значит, ни ягод, ни грибов тебе не надо.
ВАНЯ: Да, вот Настеньку я как раз и ищу. Ушла она за ягодами, да что-то долго не возвращается.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Видела я твою Настеньку, видела. Недавно совсем. А ты, Ваня, видать, с ней разминулся. Настенька уже домой пошла с полным лукошком ягод.
ВАНЯ: Ну, тогда и я пойду. Только…
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Что, Ваня?
ВАНЯ: Да что-то я сам не пойму. Всегда из леса сам выбирался, а сейчас тропки что-то путаются. Хожу-хожу, а все на одно место возвращаюсь. Не покажешь ли ты мне дорогу, бабушка?
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  Отчего не показать, покажу. Вон по той тропке иди да никуда не сворачивай. Там и до дома своего доберешься.
ВАНЯ: Да я бы и сам нашел. Что я тропки не знаю. Ну, прощай, бабушка.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:  (Вслед, чтобы он не слышал) Не прощай, Ваня, а до свидания. Свидимся мы с тобой еще.  А теперь, ступай, Ваня, пока не поздно. (Голос, как эхо) Пока не поздно…Пока не поздно… Ушел. Вот и хорошо. А мне пора Настеньку будить. Нужно, чтобы она вперед Вани дома оказалась. Дам-ка я ей волшебный клубочек, он ей короткую дорогу укажет. (Ветви раздвигаются. На полянке лежит Настенька. Перед ней стоит полное лукошко ягод. Старуха-завертуха кружит вокруг Насти, потом кладет возле нее клубочек.)

НАСТЯ: (Садится. Потягивается.) Что это меня в сон сморило? Не заметила, как и уснула. Тетушка ругаться будет, ягод-то я не набрала. (Замечает лукошко) Ой, что это? Полное лукошко ягод! Да какая спелая! Кто же это мне подарок такой сделал? Кого за помощь благодарить? (Встает, берет лукошко) Ну, спасибо тебе, добрый человек. Вот тетушка-то обрадуется! Побегу скорее! Ой, а это что? Клубочек! (Клубочек вырывается из рук и катится по тропинке) Ой, клубочек покатился. Стой, да куда же ты?

Настенька побежала за клубочком. Ваня идет по тропинке. Вдруг видит на земле лежит кошелек.

ВАНЯ: Ух ты, вот находка так находка. Кошелек. Красивый какой. Бисером расшит. Потерял кто-то. Видно, богатый человек, больно уж кошелек красивый. Эх, знать бы кто, вернуть бы. Э-эй, люди! Эй, кто здесь есть?  Странно. Никто не отзывается.
(Слышен голос – эхо Старухи-завертухи) Пока не поздно…Пока не поздно… Пока не поздно…
ВАНЯ: Что это? Вроде голос какой…(Прислушивается) да, нет, видно, показалось. Что же мне с этим кошельком делать? Интересно, а что внутри. Может, посмотреть?.. нет, нельзя. Матушка всегда говорила: «На чужой каравай рот не разевай».
(Слышен голос – эхо Старухи-завертухи) Пока не поздно…Пока не поздно… Пока не поздно
ВАНЯ: (В раздумье) Да…чужого брать нельзя… Хотя…А что здесь такого? Посмотрю и все. Хозяина этого кошелька все равно нет. Не выбрасывать же его. А, возьму себе. А хозяин отыщется – верну. (Открывает кошелек) Так, что у нас тут? О, монетка! Копеечка. Всего одна. Странно. В таком красивом кошельке всего одна копейка. А что? И копейка – тоже деньги!» Ладно, чего тут рассуждать, домой возвращаться надо. (Идет по дорожке, напевает)
 …Вы шагайте, ноженьки по лесной дороженьке… (Остановился) А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей?.. Купил бы подарки отцу с матерью! Точно!
(Идет дальше) Отцу – красивый полушубок и новые валенки. Теплые. А матушке – платок с кистями. Да чтоб весь в цветах был. А Настеньке бы новый сарафан подарил да ленту алую в косу. Атласную.  Свою-то, новую, она мне подарила. Пусть, говорит, Ванечка, с тобой всегда мой подарочек будет.
Что это? Кошелек вроде бы тяжелее стал? Ну-ка…(Открыл его) Ого! Чудеса! Была одна копейка, а теперь (пересчитывает) ух ты, - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!  О, кошелек-то еще тяжелее стал! И впрямь чудеса! А что, если бы я сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, поселил бы в нем своих родителей, взял бы себе жену Настеньку. И жили бы мы все вместе мирно да дружно. (Боясь, открывает кошелек) Ух ты, и впрямь чудеса! Кошелек-то, оказывается, не простой, а волшебный!
Поспешу-ка я домой, расскажу отцу с матерью про свою находку.

СТАРУХА – ЗАВЕРТУХА: (Слышен голос – эхо Старухи-завертухи) Пока не поздно…Пока не поздно… Пока не поздно…
ВАНЯ: (Остановился) А может, и не буду пока ничего никому говорить, вдруг там еще больше денег окажется. Ой! Что это? Муравей укусил, да больно как. Нашли тут себе место, прямо на тропинке муравейник построили. (Берет прут и раскидывает кучу)
Появляется Настенька.
НАСТЯ: Ванюша, а ты как здесь? Без корзинки, без лукошка. Чего ты в лесу делаешь?
ВАНЯ: (Со злостью) Чего делаю? Тебя ищу. Чего же ты одна в лес пошла?
НАСТЯ: Так я…я же всегда одна хожу.
ВАНЯ: Ходит она. А вдруг заблудишься, кто тебя искать станет?
НАСТЯ: Что ты, Ванечка, да чего же это я заблужусь-то? Я же в лесу все тропки знаю.
ВАНЯ: Ну, знаешь и знаешь, а мне-то что за дело.
НАСТЯ: А чем тебе муравьишки помешали? Они же бедные, беззащитные.
ВАНЯ: А нечего было им  муравейник прямо на тропинке строить.
НАСТЯ: Ванечка, ты на меня злишься? Но почему? Я же тебя ничем не обидела.
ВАНЯ: Посмотрел бы я на того смельчака, кто меня обидеть вздумает. Добренькая, да? Муравьишек тебе жалко? А меня не жалко? Я целый день трудился, дрова готовил. А вместо того, чтобы отдохнуть немного, пришлось за тобой в лес идти. Ладно, хватит зря разговоры вести, пойдем домой.
НАСТЯ: Так я и иду домой. Меня тетушка уже наверное заждалась.
ВАНЯ: Тебя? Заждалась? Ой, не смеши меня. Да она только и рада тебя куда-нибудь отправить да работой загрузить.
НАСТЯ: Зря ты так, Ваня. Тетушка…она хорошая, она добрая. Только… требовательная немножко, но ведь это все мне во благо. Чтобы я все умела, никакой работы не боялась. Ладно, Ванюша, вон и изба ваша видна. Ты ступай, и я пойду.

Изба. Мать все так же прядет, отец плетет корзину. Входит Иван.

МАТЬ: Ванечка, пришел. Вот и ладно.
Иван садится за стол. Наливает из крынки молоко, отламывает ломоть хлеба и ест.
А чего ж ты один за стол сел? Чего нас не зовешь?
ВАНЯ: Так вы же дома были. Захотели бы, так поели.
МАТЬ: Так мы тебя ждали. Привыкли уже вместе за стол садиться.
ВАНЯ: Нечего меня ждать, не маленький.
МАТЬ: А Настеньку-то встретил?
ВАНЯ: Встретил. Куда она денется?
ОТЕЦ: А чего злой, Ванюша? Неужто в лесу кто обидел?
ВАНЯ: Меня? Обидел? Ты, отец, думай, что говоришь.
МАТЬ: Ванечка, как-то ты грубо разговариваешь.
ВАНЯ: Нормально. Я всегда так разговариваю.
МАТЬ: Да не всегда. Слышь, отец, сына нашего как подменили.
ОТЕЦ: Да я и сам вижу. Что-то не то здесь. Ваня, а ты случайно старуху-завертуху не повстречал?
ВАНЯ: Хватит вам про эти сказки. Надоело.
МАТЬ: А чего ж ты, Ваня, Настю с собой не привел?
ВАНЯ: Да сколько можно? Настя, Настя. Настя, Настя… Надоело.
ОТЕЦ: Да чего ж тебе надоело?
ВАНЯ: Все надоело! Все расспросы ваши надоели. И Настя надоела. Я вот что решил, я себе другую невесту найду.
Отец выронил корзину из рук.
ВАНЯ: Что у тебя, отец, руки как крюки. Удержать ничего не можешь.
МАТЬ: Ванечка, сынок, да что с тобой? Чем тебе Настенька-то не угодила? И хорошая, и пригожая…
СЫН: Хорошая, пригожая…а что толку? Я себе богатую невесту найду, с приданым большим.  Мы с ней дом большой купим и будем там жить. А вы и здесь с отцом поживете. Сколько вам жить-то осталось, старые ведь уже.
МАТЬ: Ваня, что ты такое говоришь?
ОТЕЦ: Мать бы постыдился.
ВАНЯ: А чего мне стыдиться? Я и сам уже взрослый. Сам могу все решать. Хотел корову купить, а теперь решил, что не буду.
МАТЬ: А на что, Ваня, ты собрался корову покупать?
ВАНЯ: На деньги, на что еще? И тулуп хотел отцу, и валенки… Ничего не буду покупать.
(Подходит к вешалке, снимает тулуп. Он старенький, худой весь) Ни к чему новый. В этом еще ходить да ходить можно. (Берет валенки. Они все в заплатах) И валенки новые ни к чему. В этих еще можно ходить. Прохудились, правда, немного. Но ничего. Все в таких ходят. Заплатки приделать, и готово! Носи да носи!
МАТЬ: Ды мы же у тебя ничего не просим, Ванечка.
СЫН: Что ты заладила: Ванечка, Ванечка… Вырос я уже давно. Пора меня Иваном величать.
ОТЕЦ: Величие, сынок, заслужить нужно.
СЫН: А не надо мне ничего заслуживать. Я все, что надо, могу за деньги купить.
МАТЬ: Давно ль ты такой богатый стал?
СЫН: А вам что за дело? Негоже в чужом кошельке деньги считать.
МАТЬ: Да разве ж мы…да разве ж я…
СЫН: (передразнивает) Мы…Я… Матушка, а платок у тебя тоже еще не старый. Не буду я тебе новый платок покупать.
Входит Настенька.
НАСТЯ: Здравствуйте, люди добрые. Вечера вам приятного.
МАТЬ: И тебе, Настенька, того же.
ОТЕЦ: Только что - то вечер у нас не очень-то приятный.
НАСТЯ: А что так?
МАТЬ: Ой, Настенька, мы и сами понять не можем, что случилось, что произошло.
НАСТЯ: Ваня, я вот узнать пришла, чего ж ты на меня разобиделся? Все думаю, думаю. Вот и решила сходить узнать.
ВАНЯ: И что вам всем от меня надо? Уйду я от вас. Живите, как хотите.
МАТЬ: Ваня, постой, куда же ты?
ВАНЯ: Куда надо. Богатому везде рады.
ОТЕЦ: Богатый, сынок, совести не купит, а свою погубит.
МАТЬ: Ох, сынок, сынок. Нынче тот богат, у кого в доме лад.
ВАНЯ: Вот вы и оставайтесь со своим богатством, а я – со своим.
Ваня выбегает из избы.
НАСТЯ: Что с ним случилось, понять не могу. Как околдовал его кто.
МАТЬ: Настя, а вы в лесу никого не повстречали?
НАСТЯ: Никого.
МАТЬ: Неужто старуху-завертуха испытание на него наслала?
ОТЕЦ: Вот, хочешь не хочешь, а поверишь в нее.
НАСТЯ: В кого?
ОТЕЦ: Давненько это было. Сказывали, прижилась в нашем лесу старуха одна.
МАТЬ: Ее раньше старухой-испытухой звали. Людей она испытывала.
НАСТЯ: А чего ж Ваню испытывать? Он ведь добрый, работящий, заботливый. Родителей ценит, слова от него раньше дурного не слышала.
ОТЕЦ: Вот раньше и мы от него слова плохого не слыхали, а сейчас, как подменили его.
МАТЬ: И не говори, отец. Про деньги какие-то говорил, про шубу новую да про валенки.
ОТЕЦ: Корову какую-то покупать хотел. А на что покупать? Деньги-то у него откуда?
МАТЬ: Вот я и думаю: неровен час это старуха-испытуха ему на пути попалась и решила проверить его.
НАСТЯ: А как она проверяет?
МАТЬ: Кого соблазном, кого другими путями. Вот, например, если добрый человек, она его злым сделает, а сама наблюдает, поддастся человек этому или нет. Если стойко все перенесет, она снова в него доброту вселит.
ОТЕЦ: Слушай, мать, а что если она Ваню соблазном испытать решила?
НАСТЯ: Это как?
ОТЕЦ: Как? Да денег ему даст и посмотрит, что он с ними делать будет, да как себя поведет. Не зря же он про какие-то обновки говорил.
НАСТЯ: И что теперь? Помочь же ему как-то надо.
ОТЕЦ: Нет, Настя, тут не поможешь. Против силы этой старухи ничего не сделаешь.
НАСТЯ: Так как теперь быть?
ОТЕЦ: Человек сам должен с этим справиться, не поддаться на хитрости эти.
НАСТЯ: А нам что же теперь делать?
МАТЬ: Ждать и верить, что все наладится.
НАСТЯ: А я верю в Ванюшу. Он сильный, он все преодолеет. Что ему какая-то старуха.
ОТЕЦ: Дай-то Бог. Дай-то Бог.
НАСТЯ: А все же Ваню-то надо пойти поискать.
ОТЕЦ: Не маленький, не заплутает. Один побудет, может и примет решение верное. Подождем до утра. Не зря говорят, утро вечера мудренее.

Ваня идет по лесу.

ВАНЯ: Надоели все. Лезут со своими расспросами да советами. Вот построю себе большой дом, невесту себе богатую найду. А отца с матерью к себе забирать не буду. Пускай в старом доме живут. Вдруг они моей жене не понравятся. Корову куплю. Хотя, зачем мне корова? С ней столько хлопот: и сена надо накосить, и в коровнике прибраться. И жене моей опять же работа: доить корову нужно, молоко носить на базар продавать. Нет, не буду корову покупать. Козу, разве что, возьму. С ней ни забот, ни хлопот. Вбил в землю колышек на полянке, привязал козу и пускай она целый день траву жует. Сарафан Насте покупать не буду. Найдет себе другого жениха, пусть он ей и покупает. Да и матери платок ни к чему, куда она ходит, кто ее видит? А дома и старый пойдет. Валенки новые отцу тоже ни к чему. Старые еще можно починить. (Достает кошель) Где вы там, мои денежки? Что это, кошель вроде легче стал. Или, мне показалось. (Открывает кошель) Копеечка. Одна. А где же деньги? Может, выронил где? (Смотрит на земле)
Появляется Старуха-завертуха.

СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Ваня… А ты что здесь? Потерял что?
ВАНЯ: Не твое дело.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Как знать, как знать…Может, и мое.
ВАНЯ: Нет, смотрите-ка, кошель мой, а дело твое?
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Какой кошель?
ВАНЯ: Расписной, красивый.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Так он же в руках у тебя.
ВАНЯ: Кошель-то в руках, да денег в нем нет.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: А откуда, Ваня, у тебя деньги? Заработал?
ВАНЯ: Не твое дело. Раз кошель мой, значит, и деньги мои.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: А откуда у тебя этот кошель?
ВАНЯ: Нашел.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Раз нашел, значит, кто-то потерял. Значит, не твой. А кто его потерял, наверное, переживает сейчас.
ВАНЯ: Да было бы из-за чего переживать! Там денег-то всего одна копеечка.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Для кого-то, Ваня, и копеечка – деньги.
ВАНЯ: Потом, правда, прибавилось…Только…
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Ну-ка, ну-ка рассказывай.
ВАНЯ: Да чего рассказывать? Сначала появились, потом исчезли.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Как исчезли?
ВАНЯ: А вот так – взяли и исчезли. Я только надумал, куда их потрачу. Так они и исчезли.
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: А на что потратить хотел?
ВАНЯ: Как на что? На себя. Дом новый хотел, козу купить хотел…
СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: И все себе одному? А как же родители твои? Они ведь, Ваня, столько лет растили тебя, себе отказывали, а о тебе заботились. Как же ты мог, Ваня? И много ли тебе этот кошель счастья принес?

Ваня сел на пенек, обхватил голову руками и заплакал. Старуха-завертуха незаметно ушла.
(Слышен голос – эхо Старухи-завертухи): Пока не поздно…Пока не поздно… Пока не поздно…

ВАНЯ: Да какое счастье? Одну беду мне этот кошель принес. Родителей обидел, столько слов им плохих наговорил. Матушка плачет, наверное.  Что же я наделал? Как же мне теперь домой возвращаться? Стыдно-то как.
Встает, замечает на дереве Настину ленточку.

Ленточка Настина.
 
Слышит голос Насти: «Ванечка, пусть эта ленточка всегда с тобой будет. Обо мне будет напоминать. Посмотришь на ленточку и про меня вспомнишь. Придешь ко мне».
ВАНЯ: Эх, Настенька, Настенька. И тебя я обидел. Как же я теперь к тебе приду? Как же я жить без тебя буду? Я же тебя люблю очень. Ты же для меня как солнышко в день ненастный.

(Слышен голос – эхо Старухи-завертухи): Пока не поздно…Пока не поздно… Пока не поздно…

Что это? Мне как будто все время голос какой-то слышится. (прислушивается) Ну-ка, ну-ка… Пока не поздно… Пока не поздно… Как же это я сразу не догадался? Домой мне надо. Пока не поздно, покаяться перед родителями, прощения у них попросить. Как же язык у меня повернулся? И с Настенькой повстречаться надо.  Может, простят они меня. (Отвязывает ленточку. Сделав несколько шагов, останавливается) Забыл. Главное забыл – кошелек хозяину вернуть. (Открывает, смотрит) Так, копеечка на месте. (Достал ее из кошелька) Видно, не простая ты, копеечка. Видно, волшебная. Раз такая маленькая, а многому меня научила. (Кладет ее обратно в кошелек) Прости меня, милый человек, что добром твоим без спросу воспользоваться хотел. Кому-то эта копеечка нужнее, чем мне. А деньги я и сам заработаю. Еще одно дело сделать забыл. .  (Подходит к муравьиной куче, берет прутик) И дом покупать не буду, а сам построю. Руки-ноги есть. Что я хуже муравьев? Они вон какие маленькие, а я… И дом новый построю, и подарки родителям куплю. Простите вы меня, муравьишки. Простите, что дом ваш разворошил. (сгребает снова все в кучку) А теперь – домой. Прощения у родителей просить, пока не поздно. (Кладет кошель на землю и быстро уходит).

Появляется старуха-завертуха.

СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА: Прощения попросить никогда не поздно. Эх, молодость, молодость… рыщет, рыщет – от добра добра ищет. А от добра до худа – один шаг. Ну, ничего, все у него хорошо будет. Главное, чтобы понял человек: на чужом богатстве не разживешься. Да и голова на плечах не для того, чтобы шапку носить. Помучался Ваня, да одумался вовремя. Ничего, Ванюша, беды мучат, да уму учат.

Финальная песня с выходом всех героев:

СТАРУХА-ЗАВЕРТУХА:
Пройти испытание сложно порою,
Не сладко пришлось в этой сказке герою.
Позарился он на чужое добро,
И видели вы, к чему все привело.
Не каждому встретится в жизни старуха,
Лесная старуха, как я – завертуха.
И, чтобы, как Ваня, беду не найти,
Открыто и честно по жизни иди.

ВАНЯ:
Так просто родителей можно обидеть,
И в этом плохого, казалось, не видеть.
Но жизнь нам дается один только раз,
Задуматься надо об этом сейчас.

МАТЬ:
Все старыми в жизни мы будем когда-то,
И вам уважать нужно старость, ребята.
ОТЕЦ:
И доброе слово нам очень приятно,
Запомните истину эту, ребята.

НАСТЯ:
Пусть жадность и злоба в ваш дом не стучится,
А праведно жить – нужно с детства учиться.
Для этого, в общем-то, нужно немного,
А умные сказки вам в этом помогут.

ВСЕ:
Для этого, в общем-то, нужно немного,
А добрые сказки вам в этом помогут.

Занавес.

tatjana-kmylina@rambler.ru


Рецензии