Специалистки

На фото Франциска Элизабет фон Тюн унд Гогенштейн (Мартынова)


Просматривая краем глаза сегодняшнюю воскресную телепередачу: «Идеальный ремонт», который был посвящен знаменитому актеру Андрею Леонидовичу Мартынову, громко заявившему о себе исполнением главной роли в нашумевшем фильме «А зори здесь тихие». Фильм вышел на экраны в 1972 году и произвел на зрителя громадный эффект, и не только в нашей стране, но и за рубежом. Герой Мартынова старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галя Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват диверсантов, возможной целью которых является Кировская железная дорога

Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов. Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Подкрепление не приходит — Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой, хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся только один старшина. Раненый и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся диверсантов во главе с их командиром.

И когда опытные строители начали отдирать линолеум с полов вполне еще сносной квартиры знаменитого актера, чтобы поразить и его и, главное – телезрителей тем, на что способны современные дизайнеры и мастера, я невольно вспомнил те прогнившие потолки и стены, покрывшиеся грибком других квартир, совсем в иных передачах уже про простых людей – мне подумалось: «Отчего бы не поработать вам там, где это более необходимо!?»

Но не это более всего поразило меня – поразило то, как жизнь, конечно же руками самих людей играет их судьбами, словно желая посмеяться над ними и доказать обратное. По фильму старшина Васков после демобилизации усыновляет сына Риты Осяниной. И я так полагаю, ну, хотя бы, у исполнителя главной роли должно установиться некоторое неприятие к фашизму, который неразрывно ассоциировал и продолжает ассоциировать с немцами. Героизм и жертвенность, же, не могут возникать на пустом месте – фильм не может быть посвящен абстракции, фашизм - это же не сказочный Змей-Горыныч! Что же происходит на самом деле.

С Франциской Тун, дочерью немецкого дипломата, Андрей Мартынов познакомился в 1972 году, приехав на немецкий кинофестиваль в Берлин. Накануне вышел фильм «А зори здесь тихие», и его, исполнителя главной роли, буквально носили на руках. Конечно, внимание на актера обращали и девушки. Андрея поразило, что немка отлично знает русский язык и говорит без малейшего акцента. Оказалось, Франциска школьные и студенческие годы провела в Москве, где работали ее родители. Она окончила филологический факультет МГУ и первая в Германии защитила диссертацию по творчеству Василия Шукшина – и по сей день является специалисткой по творчеству Шукшина.

Андрей предложил девушке пожениться, и она согласилась без раздумий. Оба понимали, что жить будут в СССР, ведь Мартынов по профессии актер и мог быть востребован только на родине. – Часто рассказывают о каких-то немыслимых препятствиях при браке с иностранцами, у меня такого почему-то не было, – вспоминает он. – Просто взяли и поженились, причем сделали это на территории Германии. Франциска на время осталась с родителями, поскольку ждала ребенка, а я вернулся домой. Однако чем дальше шло время, тем больше понимал Мартынов, что сыну и жене будет лучше в Германии. И когда пришло время отдавать Сашу в школу, он дал согласие на их отъезд. Эмигрировать с ними – это означало отказаться от театра, лишиться любимой работы. Казалось, нужное решение придет со временем.

Несколько лет Франциска жила под моей фамилией, как Мартынова она публиковала свои научные работы, – говорит актер. – Но что поделаешь, расстояния не укрепляют брачные узы… Мы созванивались, я навещал семью, но все же возвращался в Москву. А потом Франциска встретила и полюбила хорошего человека. И я не стал ей мешать, просто отпустил… Мы оформили развод, и она снова взяла прежнюю фамилию – Тун. Я ее избранника знаю, он из профессорской среды, очень умный, порядочный человек. Рад, что Франциска теперь не одна
Источник:
Вам это ничего не напоминает? Не напоминает всех тех жен-иностранок, «выуживающих» на крючок любви и страсти все, что по-крупному начинало плескаться в Русской заводи. Все эти девы с чуждой культурой и порою, преследующие чуждые цели и интересы быстро находили крупную рыбу и милостиво соизволяли построить с ними брачные или хотя бы любовные отношения, отлично понимая, что за этим стоит не только любовь, в первую очередь. Вспомним двух жен-иностранок Тютчева, брак Есенина с  американской танцовщицей Айседорой Дункан, трагическую любовь Маяковского – сколько их кануло в американскую, французскую и прочие бездны, потеряв на время, а то и навсегда связь с Родиной, с её судьбой, возможно, не сделав того, что должны были сделать. Вот вам только два ярких примера:


В 1843 году (по некоторым данным в 1845 году) И.С.Тургенев познакомился с французской певицей Полиной Виардо-Гарсия, дававшей гастроли в России. Писатель страстно влюбился, однако понимал, что построить отношения с этой женщиной вряд ли возможно: во-первых, она замужем, во-вторых, она иностранка.
Тем не менее, в 1847 году Тургенев вместе с Виардо и ее мужем уехал заграницу (сначала в Германию, затем – во Францию). Мать Ивана Сергеевича была категорически против «проклятой цыганки» и за связь сына с Полиной Виардо лишила его материального содержания.    
После возвращения на родину в 1850 году, отношения между Тургеневым и Виардо охладели, но в 1863 году Тургенев вновь сближается с Полиной Виардо и окончательно переезжает в Европу. С Виардо он жил сначала в Баден-Бадене, а с 1871 года – Париже.

в 1972 г. Андрей Дмитриевич Сахаров Советский физик-теоретик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы.женился вторым браком на Елене Георгиевне Боннэр, с которой познакомился в 1970 году на процессе в Калуге. Став верным другом и соратником мужа, ОНА СОСРЕДОТОЧИЛА деятельность Сахарова на защите прав конкретных людей. И к научным регалиям академика добавились иные заслуги и звания: «Общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.» А после его смерти, она, разумеется, отбыла в США, где и провела последние годы жизни.

В своей работе: «Седьмая» я уже говорил о роли женщины в судьбе сильной или выдающейся личности:

Да, это так! И капитану без любви не быть.
Вот смерть в своем коварстве и рядится -
Ей, не всегда ж, в плаще с косою слыть
Но и в тугое тело, что ласкает и голубит,
Себя так часто хочет нарядить - так ей легче
Поиграться с капитаном, яд любви ему налить.
Распущенной косой поманит и команда скажет:
"Раз поднимаем парус алый - шторму быть!"

Но счастлив капитан - пусть даже погибая, скажет:
"Любовь, ведь тоже океан - как мог я там не плыть!"

Так, ведь, то – коварство и любовь! А здесь – пусть и любовь, но и расчет, а может быть и способ доказать обратное - ты взял немцев в плен, а я тебя! Для жизни же – возможность и удобный случай пошутить с судьбой человека. Собственно, если быть совсем уж точнее - жизнь не шутит, а проводит естественный отбор, нашими же руками, используя наши же, планы, мечты, желания и дела. Ну, показал себя герой фильма этаким "сверхчеловеком", с такими идеями и качествами - и жизнь не замедлила испытать его качества "на прочность", чтобы определить - случайные это качества или они уже вошли в суть, кровь и гены человека. Пробным камнем оказалась, конечно же, девушка - именно они чаще всего, и ищут "принцев на белом коне". А герой оказался всего лишь киногероем, сыгравшем чужую роль и чужие чувства. Знать не зажгли они - эти слова и эти чувства - в нем того, на что надеялся автор, написав эту повесть. Увы, не всякий выдуманный герой, и не во всяком человеке, способен родить подлинного героя. Расчет Франциски, в отличие от расчета Елены Бонер не вполне оправдался - и она так и осталась, всего лишь специалисткой по творчеству Василия Макаровича Шукшина.

                ***********

P.S. Возможно, я обидел или невольно задел кого – извините, возможно это произошло оттого, что мне тоже больно,



 


Рецензии