Эгоисты

 «Эгоист – это человек, любящий себя больше, чем других эгоистов». (Геннадий Малкин).



   
        – Все люди эгоисты, – сказал как-то на занятии Вадим Львович своим студентам.

     Они же все его уважали. Верили его словам и обычно не спорили, так как Вадим Львович нередко давал им мудрые советы, которым они следовали.  Но такое заявление пробудило сомнение в их душах. Многие  были явно с этим не согласны.

     Завязалась дискуссия, чему преподаватель был рад. Все студенты начали оживленно высказывать свои мнения. Они рассказывали самые разные истории. Но, так и не сумев привести пример, где не было бы хоть капли эгоизма, ребята готовы были согласиться с утверждением Вадима Львовича.

     В это время студент, который до сих пор молчал, вдруг сказал:

     – Летом я спас девушку. Она хотела утопиться. Взамен она отблагодарила меня матом и сказала, что я эгоист.

     – Так и есть, – спокойно ответил на это Вадим Львович.

     Все студенты удивленно посмотрели на своего преподавателя.

     –  Как же так? – продолжал студент. – Ведь я ее спас. Я думал не о себе, а о ней, хотя я ее совсем не знал.

     – Да,– поддержала его одна студентка. –  Это же, можно сказать, героический, самоотверженный поступок. А вот та девушка – эгоистка. Это она ни о ком не подумала, когда решила так поступить.

     – Вы абсолютно правы. Самоубийство это всегда эгоизм, – сказал Вадим Львович. –  Но любой искренний и самоотверженный поступок тоже не лишен эгоизма. Вы говорите, не думали о себе, когда спасали девушку? Как раз о себе Вы и думали в первую очередь, даже если Вы это не осознавали.

     – Как это? – все еще недоумевал студент.

     –  Вероятно, Вы предполагали, что об этом узнают. И этот поступок Вас прославит. Все будут говорить: «Какой хороший, храбрый молодой человек». Если же Вы не ждали благодарностей, то, может быть, боялись, что Вас замучает совесть, потому что на Ваших глазах умирал человек, а Вы ничего не сделали.  Или же Вам просто было  неприятно это наблюдать, вы могли испортить себе настроение на весь день…  В таком случае Вы спасали себя. Хотя, может, Вам действительно просто доставляет удовольствие помогать людям. Но, опять же, в первую очередь  это приятно Вам…

     Все молча размышляли над тем, что сказал Вадим Львович.

     – Хорошо. Я приведу более простой пример, – снова заговорил он.– Ко дню учителя ваша группа подарила мне одну очень интересную книгу, которую я давно хотел приобрести. Почему?

     – Мы знали, что Вам нужна эта книга, но ее нелегко найти,–  сказала одна из студенток.

     – Так, – сказал Вадим Львович.– А почему Вы не подарили ее какому-нибудь другому преподавателю? Между прочим, любой  из моих коллег был бы рад этой книге. И вы это, кстати, тоже отлично знали.

     – Потому что мы Вас любим и уважаем.

     – Потому что мы хотели сделать Вам приятное.

     – Потому что мы не хотели дарить ее кому-то другому, – отвечали студенты.

     – Вот именно. Вы не хотели.  Вы знали, что любому преподавателю будет приятно, но… – не закончил фразу Вадим Львович, ожидая этого от нас.

     – Но нам бы не доставило радость делать подарок преподавателю, который нам не нравится.

     – Все верно.  И какие бы благородные поступки вы для людей не совершали, вы делали их, не только потому, что им было приятно, а потому, что это доставляло радость, прежде всего, вам самим.

     Тогда студент, спасший девушку, сказал:

     – Да… Наверное, Вы правы. Мы все эгоисты в какой-то степени.

               


Рецензии
Да, чего с бедных студентов тогда взять, если такие преподы такую чушь вещают?!. За такую вот, с позволения сказать, науку драгоценного самого утопить впору.
Эгоизм ("эго" -я), в большей или меньшей степени есть у каждого. Но!..Но есть вещи, что на порядок важнее( или на голову выше - как хотите) нашего "я" - Дело, Идея , Истина. Понятное дело, что нынче сознательно лепится поколение чистых, безоглядных,безбашенных эгоистов на наших просторах. И вот если эта химера полностью победит - на эти просторы почти моментально явятся другие народы. Те, что слово "Мы" ставят выше "я" - к тому, собственно, и идёт.
С уважением!

Андрей Жеребнев   23.03.2020 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.