Азимут

   Есть такое понятие в ориентировании, означающее незримый угол между направлением движения и, собственно, севером. Так, по крайней мере, было раньше – давным-давно, когда у нас в стране ещё существовало образование. Теперь наверное странно это слышать, но на самом деле оно существовало и кого, бывало, не спросишь относительно сторон света, тот осмотрится, подумает и ответит. Не отгадает, а ответит!  Была и такая разница. Собственно, и вопрос-то не такой уж и сложный. Тут тебе и звезда Полярная, и ветки на деревьях, и мох… даже по мухам можно, впрочем...

   Не знаю, может оно, конечно теперь у нас везде север… утверждать не буду, но вот то, что мхом у нас поросло везде – это абсолютно точно!

   Судите сами:

   Прикупил я себе по случаю домик в деревне и по вполне понятным причинам решил первым делом разметить территорию и обнести её каким-никаким забором. Дело по сути своей не хитрое, но хлопотное – с рулеткой туда-сюда не набегаешься, а хочется чтобы всё было прямо, параллельно, ну, или на крайний случай  перпендикулярно, что, собственно, противоречий с логикой не вызывает.
Дабы упростить себе задачу, решил по-старинке воспользоваться компасом и вот ведь незадача – данного прибора в хозяйстве у меня не оказалось. Делать нечего – надо идти в магазин.

   Пошёл…

   И вот ведь никогда не заходил в этот «Фикс прайс» – есть у нас в Нижнем Новгороде такое заведение, где торгуют всякой всячиной по одной цене. Магазин добротный, персонал изысканный, да чего уж там…
В дверях меня встретил молодой человек неопределённого возраста, то есть, на вид лет двадцать пять – сорок, но, судя по щенячьему блеску в глазах, ему явно не было и двенадцати. А уж манеры… сама галантность и услужливость… бейджик ещё – «менеджер по продажам».

   – Чем-нибудь интересуетесь? – с порога озадачил он меня, сопроводив озадаченье абсолютно тупой, не обращённой ни к кому улыбкой.

   Скажу прямо! Улыбка сработала и, подкупленный ею, я без тени смущенья выложил ему все свои проблемы, чаянья и прочие жизненные трудности с коими пришлось столкнуться, осваивая тяжёлую профессию землеустройца.

   –  Вот, компас хотел бы прикупить, –  закончил я тираду и практически умоляюще вперил взор на беззлобное добродушное существо.

   –  Ну что вы? –  тут же лирическим голосом посочувствовало мне существо.  – Это вы попали по адресу… – и посмотрело на меня так, что я едва не достал из-за пазухи блокнот и не записал в него этот самый адрес. – У нас целая витрина компасов! Только вчера завезли, – явно намекнуло оно, что компасы абсолютно свежие и, как и любой свежий товар, на витринах не залёживается.

   Признаться, для начала я порадовался, ибо купить нормальный компас за полтинник в моём понимании считается делом выгодным, ну, или, по крайней мере, не затратным. Осталось, право, самая мелочь – узнать в какой части магазина данный товар находится и, соответственно, выбрать из ассортимента знающий где север.

   Узнал…

   Пошёл…

   Надо сказать, что указанную витрину с компасами я отыскал легко и безошибочно, но вот обнаружить на ней хотя бы один экземпляр, мне так и не удалось. Так, висят на ней всякие щёточки, губочки да целая вереница десятикилограммовых безменов, запечатанных в пластиковую упаковку. А компасами и не пахнет!
 
   А идиотом себя чувствовать тоже, простите, не хочется, к тому же может это я чего-нибудь перепутал или в свете достижений научного прогресса теперь любая губочка или щёточка падает, предположим, на ребро и в векторном плане строго перпендикулярно магнитуде Земли. Кто его знает?

   В общем, как ни хотелось чувствовать себя идиотом, но пришлось, и с горьким осознанием того я направился обратно – к менеджеру.

   Теперь-то я, конечно, понимаю, что напрасно это сделал, впрочем, пожалуй, что как раз и не напрасно…

   – Ничего, ничего… пойдёмте… – тут же успокоил меня менеджер и едва не за руку подвёл к той же самой витрине. – Вот… пожалуйста… – ткнул он пальцем в вереницу десятикилограммовых безменов и чисто по-дружески предложил выбрать жёлтенький. – Такой потерять сложнее – он яркий…

   «Ага», – после непродолжительной паузы подумал я, но подумать что-нибудь кроме «Ага» так и не получилось. Посмотрел только на менеджера взглядом удивления и сочувствия одновременно и промолчал.

   Хотел я, было, потерять дар речи, ну, или на крайний случай, открыть менеджеру глаза на суровую действительность, но по выражению его ребяческих глаз ясно понял, что открытие этих глаз будет самым печальным открытием в моей жизни.
   «Ладно, – думаю, – не мне тут правила устанавливать. Но уж и вы, любезный, будьте добры их соблюдать…»

   И тут же снизойдя до его интеллектуального уровня, взглядом полным удивления тут же выразил менеджеру свою глубочайшую признательность за проявленное ко мне внимание.

   – Ничего, ничего. Проходите на кассу, – сделал он вид, что решение всяких там глобальных проблем человечества входит в его прямые обязанности, и любезно указал мне на терминал.

   А я хоть уже и спустился до его интеллектуального уровня, но ещё не до такой степени, чтобы не понимать, что едва я отправлюсь оплачивать выбранный товар, как интерес ко мне тут же пропадёт. А я ещё не выяснил самого главного – устройство прибора и принцип его действия.

   – А я, простите, что-то не понимаю. А как тут север-то определять? Я, знаете ли, первый раз… – абсолютно честно соврал я, потому как определять стороны света по безмену действительно не умею.

   Тут же выяснилось, что и он с подобной задачей сталкивается впервые, но зато сообразительности его может позавидовать любой среднестатистический вундеркинд.
   – Разрешите… – вынул он из моих рук заветный прибор и, будучи в полной уверенности в своей гениальности, немедленно повертел его в руках.

   Потом повертел ещё…

   Потряс…

   Ещё повертел…

   А стрелка, сволочь, как показывала ноль килограммов, так и показывает. И даже шевелиться не собирается!

   Тут менеджер сурово посмотрел на меня, видимо, по выражению моих глаз пытаясь догадаться, не умудрился ли я сломать прибор, ещё не оплатив товар.
 
   Я, естественно, состроил невинную физиономию и даже предложил по нему постучать.
Предложение было принято с воодушевлением, и сначала легонько, потом посильнее, а потом и вовсе вандалистически, но прибор был опробован на прочность.

   – Не-а! Там, наверное, фиксатор стоит, – наконец-то догадался он о причине всех несчастий и торжественно вручил мне безмен обратно.

   – А как же тогда?.. – искренне расстроился я, но менеджер и тут меня успокоил:

   – Здесь инструкцию надо читать…

   И снова вынул из моих рук прибор.

   Пару минут он усердно вглядывался в китайские надписи, щурился и шмыгал носом, словно китайский был его родным языком. А чтобы он не догадался, что из нас двоих дебил не я, я тоже снял с витрины упаковку, тоже перевернул её и начал рассматривать иероглифы.

   Изредка он заглядывал в мою упаковку, но, судя по выражению его лица, инструкции к компасу и туда не положили.

   Я уж собирался было прочесть в его глазах всю боль человеческую за подмоченную репутацию магазина, но менеджер, одно слово, профессионал – выкрутился.

   – Вам, – говорит, – надо дома в Интернете посмотреть.

   И тут же заверил меня, что все нормальные люди перед использованием компаса обязательно заглядывают во всемирную паутину, без которой пользование компасами вообще считается аморальным и чуть ли не уголовно наказуемым.

   Компас, как вы уже догадались, я в этом магазине так и не купил, но, думаете, расстроился от этого? Ничего подобного! Другие магазины я объезжал уже в прекрасном расположении духа. А что касается этого магазина, так в понедельник вернусь в город и опять туда пойду… барометр покупать…


Рецензии