Они ушли недолюбив

               


Тишину нарушил звонок мобильного телефона, голосом Марка Бернеса исполнявший известную песню военных лет – «Тёмная ночь».Я установил её на свой мобильник несколько лет назад с сайта Минобороны. Из десятка предложенных для скачивания мелодий мне понравилась именно эта. Волна патриотических чувств накануне празднования 65 годовщины Великой Победы захлестнула тогда многих моих друзей. Вместо привычных современных мелодий из мобильников звучали знакомые с детства мелодии военных лет… А потом всё вернулось обратно. Но в моём телефоне «Тёмная ночь» так и осталась.
  - Вова, здравствуй, - услышал я знакомый мамин голос.
  -  Привет, мам.
  - Ты сейчас не занят, можно с тобой поговорить?
  - Да, конечно, мам. Слушаю тебя.
  - Я хотела поговорить с тобой о Владике.
Я молчал, пытаясь сообразить, о каком Владике идёт речь.
  - Я говорю о Владике, сыне тёти Лизы, - продолжала мама, прервав молчание. – Он пропал без вести во время войны. Помнишь, я как-то рассказывала тебе о нём?
  - Да, мам. Я понял.
  - Ты знаешь, я в последнее время часто о нём думаю, - продолжала мама. – Я бы хотела упоминать его в молитвах, заказывать о нём обедни, молебны в храме, - взволнованно говорила она. – Как я могу заказывать заупокойные, а если он жив? Но ведь он может быть жив? Ему сейчас могло бы быть около 85 лет. На войне всё могло быть. Вдруг попал в плен и остался жить за границей?
Я слушал внимательно. Мама была верующим человеком, и я понимал, как важно это для неё.
  - Вов, я сегодня утром готовила на кухне и услышала по радио, что есть какой-то сайт Минобороны. На нём можно узнать информацию о воевавших и погибших родственниках. Ты знаешь, я вдруг подумала, что Господь, зная мои мысли, посылает это. Названия сайта я точно не запомнила, какой-то, подожди секунду, возьму очки, - мама отходит от телефона, - какой-то «мемориал», -  медленно прочитала по слогам мама. Ты посмотри, пожалуйста, когда будет время.
  - Хорошо мам, обязательно посмотрю. А какого Владислав года рождения? – спросил я.
 - Точно не знаю. Но я тут считала, если он ушёл на фронт сразу после школы, то ему было 17 лет. Если это было в 41-м , то Владик родился в 24-м году. Ну, где-то плюс-минус год-два считай, смотря в каком году ушёл на фронт.
  - Ладно, мам. Как только окажусь у компьютера, сразу посмотрю и отзвонюсь. Ну, пока.
 - Пока, буду ждать.

  О двоюродном брате моей мамы, Пинегине Владиславе, в нашей семье знали очень мало. Владик, как называла его мама, пропал без вести на полях сражений Великой Отечественной Войны. Точной даты рождения она не знала. Известно было лишь то, что он ушёл воевать медбратом сразу после окончания школы, закончив ускоренные медицинские курсы. Владик был любимым племянником моей бабушки Нины и единственным сыном тёти Лизы, старшей сестры бабушки. К сожалению, не сохранилось никаких документов, писем, фотографий хоть как-то касающихся Влада. Тётя Лиза жила в другом городе, и после её смерти , если и что-то имелось, было утрачено.
  Тётю Лизу я хорошо помню. Она ушла из жизни, когда мне было лет 10. Тётя Лиза иногда приезжала к нам в гости. Мы с братом называли её тётя Лиза, хотя тётей она приходилась маме. А мне и брату тётя Лиза была, если не ошибаюсь, двоюродной бабушкой. Да она и была тогда бабушка. Но нужно отдать её должное: тётя Лиза , несмотря на преклонный возраст, следила за собой, вела активный образ жизни – пела в самодеятельном хоре, прирабатывала в регистратуре поликлиники. Тётя Лиза была очень добра к нам, баловала нас с братом подарками. От неё исходило какое-то необыкновенное тепло. Однажды, она осуществила, казалось бы, несбыточную нашу мечту: тётя Лиза купила нам велосипед «Салют», стоимостью 100 рублей!!!Велосипед считался роскошью и был не у каждого мальчишки в нашем дворе.
  Уже тогда, в детстве, я знал, что муж тёти Лизы недавно умер и она жила одна. Это был её второй брак. Детей у них не было. Тётя Лиза никогда не говорила о Владике. Но откуда-то я всё-таки знал, что у Тёти Лизы был сын, и он пропал без вести на войне. Вот, пожалуй, и вся информация, которая у меня была о Пинегине Владиславе к моменту звонка моей мамы.
  Уладив дела на работе, спешу домой. Включаю компьютер. В «поисковике» набираю слово «мемориал». Первые строчки поиска указывают ссылки на проект Минобороны – сайт www.obd-memorial.ru. «Наверно, это тот сайт, о котором слышала мама», - размышляю  я и «кликаю» мышкой на название. Захожу на сайт и на главной странице читаю о проекте:
  «Главная цель проекта – дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их  захоронения». Прочитав до конца информацию, я понял, насколько масштабен этот проект. Здесь представлены миллионы отсканированных архивных документов – первоисточников.
   Я чувствую, что нахожусь в каком-то необычном для себя состоянии. Мне никогда не приходилось заниматься подобными поисками. Удастся ли мне найти что-нибудь о Владиславе? С волнением заношу в соответствующие поля поиска -  Пинегин Владислав. Поля «Отчество», «Год рождения», «Звание» остаются незаполненными. Нажимаю «расширенный поиск» - поиск во всех источниках.
 «Ну, с Богом», - говорю я. Помедлив, подвожу мышку и нажимаю «Искать». Внутри почему-то всё сжалось – найдётся или нет? Результат поиска выводит на экран несколько строк – Пинегин Владислав Константинович, 1925 года рождения, дата выбытия – 06.10.1943, место рождения – Удмуртская АССР, Сахминский р-н, г.Жайгурт.
«Это он, точно он», - сердце забилось часто-часто. «Бабушка жила в молодости в Удмуртии и тётя Лиза, наверняка, там же», - размышлял я. «Дата рождения -1925 год – тоже всё сходится. Это Влад. Без сомнения. Но здесь значится – «дата выбытия  06.10.1943г.». Во  всех строчках, из всех источников. Это значит, Влад погиб 06.10.1943г.?»
   Нажимаю на строчку под номером 1. Передо мной появляется отсканированный первоисточник – донесение о безвозвратных потерях, подписанное командиром 1062 стрелкового полка 281 стрелковой дивизии – листок из 1943, много лет пролежавший в архивах. Быстро пробегаю глазами выделенную красным строчку под номером 9: «Пинегин Владислав Константинович, лейтенант мед.службы, командир взвода носильщиков санитарной роты, член ВЛКСМ, 1925 года рождения, место рождения – Удмуртская АССР, г.Жайгурт, призван Кагановическим РВК Удмуртской АССР с июня 1942 г. , убит 06.10.43г., похоронен Ленинградская обл., Тосненский район, дер.Доброе, полковое кладбище, адрес местожительства – Удмуртская АССР, ст. Тугулым» .
  «Господи, - я откидываюсь на спинку стула, закрыв глаза и пытаясь справиться с чувствами. Делаю глубокий вдох –выдох. Понимаю, что глаза становятся влажными.
 «Господи, ведь он был совсем мальчишкой, погиб в 18 лет. А на фронт ушёл в 17, прямо со школьной скамьи». Как будто наяву слышу  пронзительные строчки из песни «Школьный вальс» Софии Ротару: «…Помню, как сейчас, наш 10 класс закружила вьюга фронтовая…» Какая страшная, чудовищная война. Сколько судеб она исковеркала. Сколько жизней осталось так и не прожитыми.
  Иду на кухню, чтобы сделать кофе. Я потрясён.Понимаю, что передо мной пожелтевшие листы из того времени и чувствую, что я переношусь туда… Октябрь 1943 года. Дождь моросит уже который день. Порывы пронзающего ветра бросают  в лицо льющуюся с неба воду. Слякоть. Непролазная грязь мешает передвигаться, липнет на сапоги. Повсюду рвутся снаряды, заглушая крики людей, свистят пули. Немцы атакуют постоянно, бой продолжается уже несколько часов. Потери огромны. Влад  со своим взводом одного за другим выносят раненых под шквальным огнём. Вот Влад обнаружил тяжелораненого бойца и тащит его подальше от этого кошмара.
  - Потерпи, браток. Сейчас тебе помогут. Уже немного оста…
Свист летящего снаряда… Взрыв… Удар…
 «Лейтенант, лейтенант», - едва различимо, неведомо откуда доносится до сознания Влада.
« Кто-нибудь ,  помогите…Сюда, сюда…Скорее…Помогите…»
   Сижу с закрытыми глазами. На столе недопитый кофе. Уже остыл. Да, может быть Владислав погиб именно так. Но почему все считали Владислава пропавшим без вести?
  Возвращаюсь к компьютеру. Перехожу на следующую строку в поиске. Это отчёт военкомата Удмуртской АССР, из которого был призван Влад – о потерях офицерского состава. Информация аналогична – убит 06.10.1943г.
  В следующей строке поиска, единственной, где дата рождения значится не 1925г., а 1926г., обнаруживаю отчёт Главного Военно-санитарного управления о потерях офицерского состава – Пинегин Владислав Константинович… пропал без вести 06.10.1943 года.
  Вот оно что! Вот откуда взялась информация, что Влад пропал без вести. Но… тогда где правда?
Действительно Владислав погиб или пропал без вести? В первом документе указано конкретное место захоронения – деревня Доброе, полковое кладбище. Тогда, в конце 1943 года под Ленинградом шли ожесточённые, кровопролитные бои. Надо отдать должное статистам, которые в такое тяжёлое время скрупулёзно вели учёт. Пусть спустя столько лет, благодаря этим пожелтевшим от времени бумагам из архивов, можно узнать судьбу своих близких.
  Просматриваю следующие строки – это записи из разных Книг Памяти, где констатируется, что Пинегин Владислав Константинович погиб 06.10.1943 года. Добираюсь до последней строчки в списке результатов поиска. «Кликаю» мышкой и обнаруживаю… «похоронку» - извещение №49/17 от 09.10.1943 года, направленное в военкомат Удмуртской АССР, откуда призывался Владислав, и адресованное его отцу – Пинегину Константину Николаевичу.
  Всё. Вопросов больше нет. Владислав  погиб. Точно. Хотя, вопросы есть. Почему же тётя Лиза не знала об этом?
  В порыве набираю телефон мамы.
  - Мама, привет, - взволнованно говорю я.
  - Здравствуй, Вова. Что-то случилось?
  - Я по поводу Владика. Я его нашёл в той базе данных.Он погиб 06 октября 1943 года под Ленинградом, похоронен в деревне Доброе.
  - Ты уверен? Это правда он? Не может быть ошибки?
  -  Я видел документы тех лет, датированные 1943 годом, обнаружил «похоронку», адресованную в Удмуртскую АССР отцу Владика – Константину Николаевичу. Всё совпадает. Родился в 1925 году в Удмуртии. Да, мама, это он. Правда, я удивился, что он лейтенант медицинской службы, командир взвода носильщиков. Ты говорила, что он был медбратом.
  - Я знала от мамы, что он закончил медицинские курсы и ушёл на фронт медбратом.
  - Значит, дослужился до лейтенанта. И это в 18 лет! Я «пороюсь» ещё в этой базе данных. Может, что-нибудь обнаружу – награды, приказы о присвоении звания…
  - Послушай, Вова, - медленно проговорила мама. – А почему тогда тётя Лиза считала Владика пропавшим без вести?
  - Среди документов был отчёт Главного Военно-санитарного управления о потерях офицерского состава, где значилось, что Влад пропал без вести. Я думаю…, - тут я остановился. Мне всё стало ясно. - …Она не получала «похоронки», - тихо сказал я.
  - Что ты сказал, - переспросила мама.
  - Тётя Лиза не получала «похоронки», она не держала её в руках, вообще не знала о её существовании. «Похоронка» всё это время хранилась в архиве Минобороны. А тётя Лиза, пытаясь узнать о судьбе сына, скорее всего обращалась с запросом в какое-нибудь медицинское учреждение. И ей выдали информацию Главного Военно-санитарного управления о том, что Влад пропал без вести.
  - Бедный Владик, бедная тётя Лиза, - сквозь слёзы проговорила мама. – Всю жизнь она ничего не знала о сыне. Это ужасно. Но, Слава Богу, хоть через столько лет, мы узнали правду. Спасибо, Вова, тебе. Ты сделал большое дело и для Владика, и для тёти Лизы , и для меня.
  - Это вам спасибо – тебе, папе, бабушке, дедушке, да и тёте Лизе тоже. Наверно, в детстве вы что-то в меня вложили ,казалось бы, уже утраченное, потерянное теперь, живущее где-то глубоко внутри и не дающее о себе знать. Может быть это сочувствие, сопереживание? Ты знаешь мама, я как-то изменился благодаря этим поискам. Проникся этой ситуацией. Прожил, пропустил всё через себя. Окунулся в эти документы тех лет, как будто сам там находился. Конечно, всё это страшно. Сколько погибло людей. Потери, судя по всему, были колоссальны. Там был настоящий ад, страшная мясорубка. 281 стрелковая дивизия, в которой воевал Владислав, несколько раз расформировывалась из-за огромных потерь личного состава. Но потом вновь возрождалась, укомплектовывалась.
 Мама внимательно слушала, не перебивая. Помолчав, я продолжал:
 -  А ведь Владу было всего 18. Я задался вопросом: а смог бы я в свои 18 лет командовать взводом и воевать, как Владислав?
 - Не дай Бог, чтобы война повторилась, - сказала мама. – Я вот сейчас думала над тем, почему тётя Лиза не получила «похоронку». Я помню, мама рассказывала, что во время войны тётя Лиза и дядя Костя уехали в другой город к месту службы дяди Кости. Там дядя Костя умер от туберкулёза то ли в 1943-м году, то ли в 1944году, точно не знаю. Какая трагичная судьба…, - проговорила мама. - Ну, ладно, Вова . Уже поздно, устал, наверно, сегодня. Тебе нужно выспаться.
   - Да, день был непростой. Завтра хочу поискать захоронение в деревне Доброе. Если что-то обнаружу, сразу позвоню. 
   - Хорошо ,Вова. Звони. Пока.

  Закончив разговор с мамой, думаю о Владиславе. У Влада было детство, юность и…война. Война отняла у них молодость, возможность реализовать свои мечты. Кто-то не стал великим учёным, музыкантом, врачом. Кто-то не стал просто хорошим токарем, слесарем, учителем. Каким был Влад? О чём мечтал? Чем увлекался? Кем хотел стать после школы? Может быть врачом? Тогда его выбор быть медбратом не случаен. Как жаль, что не сохранилось никаких документов, фотографий, касающихся Владика и его семьи. Нет в живых никого из тех, кто его знал.
  А чем жила все эти годы тётя Лиза, особенно в первые, самые трудные, послевоенные годы? Почему так долго не выходила замуж? Что поддерживало её, давало опору? Вера и надежда. Надежда, что Владик всё-таки жив. Что вот сейчас отворится дверь, и на пороге будет стоять её Владик, живой и здоровый, такой, каким она его помнила. Сколько лет это продолжалось? Пять, десять, пятнадцать? Думаю, она жила с этой надеждой всю жизнь. Наверно, ей было очень больно разговаривать об этом . Поэтому, мы ничего о Владике не знали. А нам с братом тётя Лиза дарила свою любовь, нежность, которую она уже не смогла дать Владику. Он, наверняка, остался для неё ребёнком: память сохранила самые трогательные, самые добрые, воспоминания из детства Владика.
  День подходил к концу. « Какой насыщенный, переполненный открытиями, новыми знаниями, опытом выдался день. Я узнал то, что было неизвестным 70 лет». Мозг долго сопротивлялся, воображение рисовало картины войны, людей, документы. Заснуть удалось далеко за полночь.
  На следующий день, едва дождавшись окончания рабочего дня, еду домой к компьютеру, чтобы разыскать место захоронения Владислава- деревня Доброе, Тосненский район Ленинградской области. Вчера я попытался «с ходу» найти это захоронение на этом сайте, но не смог. Было уже поздно. Сегодняшние поиски результата также не дали. Нет такого захоронения в базе данных. Есть множество других, расположенных в Тосненском районе, но в деревне Доброе – нет. Поражает массовость захоронений. Опять щемит сердце, когда понимаешь, сколько наших солдат погибло, защищая Ленинград. Измучившись, понимаю, что захоронение в деревне Доброе не значится. Выхожу из базы данных Минобороны и набираю в поисковике – деревня Доброе, Тосненский район Ленинградской области. Результат поиска выводит на экран несколько упоминаний этого населённого пункта, относящихся к боевым действиям во время войны - как раз того времени, когда погиб Владислав. И всё. Больше ничего нет. Тупик. Что же делать? И тут приходит в голову мысль – нужен сайт Администрации Тосненского района Ленинградской области. Может быть там мне что-то удастся узнать. Сайт существует! Удача! Захожу на сайт и нахожу форум, регистрируюсь и пишу:
 « Помогите найти место захоронения моего дяди Пинегина Владислава Константиновича – деревня Доброе Тосненского района Ленинградской области, полковое кладбище».
 Время тянется мучительно долго. Пытаюсь найти что-то ещё из других источников – ноль. И вот, спустя несколько дней, вижу на форуме ответ – номер мобильного телефона, по которому я могу узнать информацию о захоронении.
  Так я познакомился с Назаровой Антониной Васильевной. Как оказалось, она живет в п.Тельмана Тосненского района и вот уже несколько лет вместе с сыном абсолютно безвозмездно, имея доброе сердце, вкладывая всю душу, помогает увековечить память погибших под  Ленинградом наших воинов. А начиналось всё с её посёлка Тельмана, где она взяла шефство над пришедшим в запустение мемориалом павшим воинам. С тех пор, более 1000 солдат, погребённых под Ленинградом, ранее бывших безымянными, обрели свои имена на мемориальных досках. Антонина Васильевна ведёт переписку с архивами, военкоматами. Она очень деятельный и активный человек, несмотря на преклонный возраст. Низкий ей за это поклон.
  Позвонив по указанному на форуме номеру, я услышал бодрый женский голос. Это была Антонина Васильевна.
  - Вы по поводу Пинегина Владислава Константиновича? Я посмотрела по нему документы на сайте Минобороны. Да, он похоронен здесь, у нас. Но деревни Доброе и ряда других деревень сейчас не существует. Это утраченные, к сожалению, деревни. Захоронения из этих деревень переносились в г. Любянь – захоронение Берёзовая Аллея. Значит, Владислав Константинович похоронен там.
  - Спасибо Вам, огромное, конечно, - с некоторым недоверием отвечаю я. А Вы в этом уверены, я несколько дней потратил, чтобы найти информацию о деревне Доброе, но так и не смог.
 - Вы не сомневайтесь, захоронения были абсолютно точно перенесены из деревни Доброе в г.Любянь, – спокойно отвечает Антонина Васильевна.
 - А есть ли мемориальная доска с его именем?
  - Нет, его имя нигде не значится. Я Вам расскажу, что нужно сделать, чтобы увековечить память.
  - Но почему его имени нет? Ведь есть документы, где чётко указано, что Владислав погиб и похоронен в д.Доброе, полковое кладбище.
  - Вы понимаете, тогда было страшное время, потери огромные. Солдат хоронили, но имена погибших ,зачастую, оставались только в документах о безвозвратных потерях. Слава Богу, что теперь, используя эти документы, можно определить, где похоронен человек.
  -  А что нужно сделать, чтобы имя Владислава появилось на месте захоронения?
  - Вам нужно написать заявление в военкомат с просьбой увековечить имя Пинегина Владислава Константиновича, приложить архивные документы и отправить заказным письмом на мой адрес. А дальше – я сделаю всё сама.
  - Спасибо, спасибо Вам огромное, Антонина Васильевна.
  -  А кем Вас приходится Владислав Константинович?
  -Он мой двоюродный дядя, двоюродный брат моей мамы. Кстати, Антонина Васильевна, Вы не возражаете, если я дам Ваш номер моей маме. Она в курсе всего и хотела бы тоже с Вами поговорить.
  - Да, конечно, пусть звонит.
  В дальнейшем моя мама вела переписку, телефонные переговоры с Антониной Васильевной. Отзывалась о ней с большим теплом. Слава Богу, что есть у нас такие люди, как Антонина Васильевна. Скольким семьям она помогла узнать правду, увековечить память погибших.
  Этот рассказ о Пинегине Владиславе Константиновиче я задумал написать в том числе, как знак уважения к Антонине Васильевне. В одном из последних разговоров моей мамы с Антониной Васильевной, она попросила рассказать что-нибудь о Владиславе: каким он был, прислать какие-то фотографии. Но нет фотографий, документов, воспоминаний. Ничего нет. Этот рассказ – первый шаг, чтобы узнать, кем был Пинегин Владислав Константинович.
  Я пытался найти какие-то сведения о нём в интернете. Ничего пока не нашёл. На портале «Подвиг народа», где можно узнать о наградах, за Владиславом ничего не значится. Он воевал чуть больше года. В 18 лет командовал взводом, хотя ушёл на фронт медбратом. Согласитесь, чтобы стать лейтенантом мед.службы, чтобы командовать взводом нужны серьёзные основания, заслуги. Я попытаюсь найти сведения о Владиславе в архивах отделов ЗАГС Удмуртии, медицинских архивах, архивах Минобороны.
   Накануне 9 мая 2012 года пришло письмо от Антонины Васильевны и администрации г.Любянь, в котором маму приглашали принять участие в торжественных мероприятиях, посвящённых Дню Победы и открытия новой мемориальной доски, где среди других фамилий будет фамилия Владислава.
  К сожалению, приехать тогда на торжественное открытие мы не смогли. Вскоре, от Антонины Васильевны пришло письмо с фотографией – вертикальная мемориальная плита, в середине которой среди прочих фамилий значится – л-т Пинегин В.К.
  Пытаясь найти информацию о Владиславе в интернете, я обнаружил статьи о таких же санитарах, воевавших во время войны. Это была очень тяжёлая и опасная работа. Потери среди саниторов были огромны. Но среди них были герои. Зубков Александр Владимирович, лейтенант медицинской службы, командир взвода носильщиков тренировал, обучал, планировал действия своих подчинённых санитаров так, чтобы эвакуация бойцов с поля боя была максимальной, а потери санитаров – минимальны. В один из боёв он лично вынес с поля боя более 100 человек. За это был удостоен звания Героя Советского Союза.
  Скольких людей спас Владислав, рискуя постоянно своей жизнью, неизвестно. Это ещё предстоит узнать. Влад прожил очень короткую жизнь. Он не успел обзавестись семьёй, родить детей. Но он геройски сражался, честно исполняя свой долг. Это-подвиг. Небольшой, ничего не значащий в общей истории войны. Но, это –подвиг. И сколько было таких, казалось бы, незначительных подвигов? Миллионы. Сложенные воедино они и позволили выстоять и победить в той страшной войне.
  Вечная память и благодарность всем защищавшим нашу Родину! 
 
 
 
 
 


Рецензии
Владимир, меня очень тронул Ваш рассказ о поиске Вашего дяди. Вот и мне мой сын помог узнать кое-что о моём деде Власенкове Фёдоре Тимофеевиче. Через интернет мне довелось узнать, что мой дед был смелым человеком и самоотверженным солдатом, а в быту - очень скромным и трудолюбивым. Я увидела наградной лист и расплакалась... А вот про другого деда Потапова Семёна Тимофеевича я пока что ничего не нашла. Он погиб в партизанах в Брянских лесах. Да и про отца не удалось узнать о его боевом пути - он служил в войсках НКВД, обеспечивающих связь Сталина с войсками, и потому вся информация надолго была засекречена. Он был призван в 1944 году в феврале. Были только схватки с остатками немецких боевых групп и бандеровцев. Прослужил потом до 1953года. Был награждён медалью за "Боевые заслуги" и "За Победу над Германией", но участником войны не считался...
Светлая Память всем, кто защитил нашу Родину от фашизма!
Спасибо Вам!
С уважением,

Лариса Потапова   01.05.2019 00:32     Заявить о нарушении
Спасибо Вам,Лариса,за добрые слова. Уверен, что со временем будут рассекречены и оцифрованы все документы,касающиеся войны. Уже сейчас существует несколько проектов, где может быть хоть какая-то информация о Ваших родных. Это Подвиг Народа - информация о наградах, Память Народа - сведения о любых документах. Можно написать в Центральный Архив Мин.Обороны.

Владимир Юсов   01.05.2019 15:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.