Школьные будни 2. повышение квалификации

     В конце учебного года никто из учителей так и не получил диплома об
окончании курсов повышения квалификации. Где – то затерялись утверж-
дённые списки, выполненные и отправленные по электронной почте зада-
ния, а руководитель курсов забыла о школе и учителях,  как только закончил-
ся учебный год. Между тем, новые правила обязывали педагогов раз в три
года проходить переподготовку. Поэтому,  когда на планёрке объявили, что
на базе  школы снова организуются курсы повышения квалификации, многие
учителя на них записались.
     После окончания уроков педагоги собрались в кабинете информатики. Се-
годня занятие должна была проводить Жанна Яковлевна. Чаще всего, препо-
даватель курсов повышения квалификации – это дама среднего или пожило-
го возраста, психолог по образованию, кандидат педагогических наук. Она
располагает объёмом информации максимум на 30 минут, но благодаря
презентациям, ролевым играм и тестированию аудитории может занять вни-
мание на 3 – 4 часа.  Чтобы не перегружать себя излишней подготовкой, пре-
подаватели работают сразу в нескольких школах, сменяя друг друга. Слуша-
телям курсов это напоминает детскую карусель: то лиса мимо проедет, то
зебра, то лошадка.
      Жанна Яковлевна выяснила, что на прошлой неделе занятия проводила
Роза  Наумовна, и назвала её блестящим лектором. Многие преподаватели
курсов знакомы  между собой, но лишь приблизительно знают, о чём гово-
рили их предшественники. В этом, безусловно, слабая сторона «карусели».
Жанна Яковлевна попросила учителя информатики вывести  изображение на
интерактивную доску, и лекция началась.
    «Деятельностный подход», «компетентностный подход»… Словно шурша-
ние  опавшей листвы.  Для аудитории не было новизны в теме занятия. Сна-
чала Ольга Викторовна записала в тетради термины, которые высветились на
экране: «деятельностный», «компетентностный» и «интеракция». Больше за-
писывать было нечего. Как цирковой артист, который подбрасывает, ловит и
снова подбрасывает мячи, так и лектор жонглировала одними и теми же сло-
вами. Звуки напоминали уже не шуршание листвы, а сквозняк, пронизывав-
ший до мозга костей. Как только Жанна Яковлевна в очередной раз произно-
сила какой – нибудь  термин, записанный в тетради,  Ольга Викторовна ста-
вила рядом вертикальную черту.  Учитель истории  слушала, и число чёрто-
чек быстро увеличивалось.
       Рядом с Ольгой Викторовной сидел преподаватель биологии Игорь Сер-
геевич. Он украдкой проверял работы учащихся.  Единственный мужчина в
аудитории и, между прочим, кандидат биологических наук. Закончив про-
верку, он убрал тесты, какое – то время слушал лектора и смотрел на экран,
но и ему всё это было уже знакомо. Игорь Сергеевич заглянул в тетрадь Оль-
ги Викторовны и спросил: «Что это?». Учитель истории шёпотом объяснила и
пересчитала вертикальные черточки: за 40 минут лектор 32 раза произнесла
«деятельностный», 27 раз  «компетентностный» и 14 раз «интеракция».
Игорь Сергеевич улыбнулся, и преподаватель курсов бросила в их сторону
тревожный взгляд. В это время она демонстрировала презентацию: рисунки,
коллажи, выполненные учениками начальных классов. Разумеется, эти пре-
красные работы могли появиться только благодаря деятельностному и ком-
петентностному подходу, а также интеракции.
    Лектор несколько раз подряд произнесла эти термины. Ольга Викторовна в
спешке ошиблась, поставила чёрточку не туда, куда следовало, и начала ис-
правлять. Игорь Сергеевич снова улыбнулся. Жанна Яковлевна обратилась к
учителю биологии: «Вы не могли бы представиться? Я здесь никого не знаю».
Дальше последовал заученный монолог, уже не раз произносившийся в раз-
ных аудиториях: «Я, конечно,  понимаю, что вы устали после рабочего дня.
Но я тоже добиралась сюда городским транспортом. В конце концов, вы на-
ходитесь здесь добровольно. Если у кого – то есть срочные дела, вы устали
или плохо себя чувствуете, я могу это понять. Вы можете сейчас уйти, я не
обижусь.  Но ведь это вам, а не мне, нужны знания, это для вас организованы
курсы  повышения квалификации. Вам проходить переаттестацию, повышать
категорию. Я ещё раз хочу повторить, чтобы вы поняли: я никого не держу,
но…». И так далее.  Жанна Яковлевна обращалась ко всем присутствующим,
но при этом смотрела на Игоря Сергеевича. Некоторые педагоги повернулись
в его сторону. Преподаватель выбрала жертву. Она, конечно, заметила, что
многие перестали её слушать и требовала от аудитории внимания. Игорь
Сергеевич встал: «Я действительно лучше уйду. Вы уже час толчёте воду в
ступе – «деятельностный», «компетентностный»… Сто раз одно и то же. От
этих курсов нет никакой пользы». С этими словами он вышел из кабинета.
   Как только за учителем биологии закрылась дверь, завуч Ирина Георгиевна
обратилась к лектору : «Мы просим у Вас извинения за поведение нашего
коллеги. Некоторые учителя ещё не научились себя вести. Хуже учеников,
честное слово». Но Жанна Яковлевна ждала полной реабилитации. Мигом дога-
давшись об этом, те, кто сидел поближе, стали уверять лектора, что сегодня
они узнали много нового, и это очень пригодится им в работе.
         Преподаватель продолжила показ презентаций, а затем предложила по-
играть в испорченный телефон. Это должно было окончательно убедить пе-
дагогов  в преимуществах деятельностного и компетентностного подхода.
        Будто в наказание, она попросила Ольгу Викторовну и ещё трёх учителей
выйти за дверь, а затем бойко прочитала рассказ неприличного содержания,
где всё называлось своими именами. Интеллигентной и деликатной Нине
Владимировне выпало дословно передать содержание тому, кто войдёт пер-
вым. Вошла Ольга Викторовна. Коллега была в замешательстве и не знала, с 
чего начать. Намёками, осторожно подбирая слова, Нина Владимировна пы-
талась объяснить ситуацию. Для неё  это задание превратилось в пытку.
«Дальше не надо, я всё поняла», - сказала учитель истории, и Нина Владими-
ровна с облегчением вернулась на своё место. В класс пригласили зайти сле-
дующего учителя. «Вы не могли найти другого рассказа?», - спросила Ольга
Викторовна у преподавателя курсов, а про себя подумала: «Совсем не уважа-
ет учителей». Следующему педагогу  она передала содержание одним пред-
ложением: «Муж вернулся из командировки и подал на развод, потому что
жена ему изменила».  Так как дальше «испорченный телефон»  заработал
быстро и точно, до конца занятий осталось ещё много времени.
   Жанна Яковлевна снова попросила учителя информатики ей помочь.На экране
под музыку запорхали бабочки, расцвели цветы. Затем появилось изображение
моря , послышались крики чаек и шум прибоя. В завершение сеанса релакса-
ции зазвучала песня на французском языке, нарисовалось сердце в виде «ва-
лентинки» и английское «лав». Учителя видели, что сегодня Жанна Яков-
левна полностью исчерпала свои возможности, и попросили её закончить за-
нятия «чуточку раньше», на что она любезно согласилась.  Уходя, Жанна
Яковлевна предупредила, что в следующий раз в школу приедет Мария Ми-
хайловна – замечательный лектор, от которого слушатели курсов «всегда в
восторге».


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.