Источники позитива

Случаи, проверенные на практике

      С достопамятного 1991 года массы народа нашей страны погружены в негативные эмоции. И многочисленные телеканалы по сей день, ежедневно, поддерживают эти настроения. Не дают погаснуть огоньку свечи! Не отстают и газеты. СМИ основательно усвоили принцип: На позитиве рейтинга не сделаешь.
      Личные неувязки и драмы довершают начатое извне. Люди в унынии, печали, расстройстве. А герои современных телесериалов показывают, как следует из них выходить: пить горькую или успокоительные таблетки пачками.
      Но, как известно, химическим путём личные проблемы не решаются. С отрезвлением является осознание, что ничто не изменилось. Что же делать дальше? Не всегда приходит правильное решение. Нередко выход из тупика не находится, и жизнь на этом обрывается. Согласно статистике, Россия по числу суицидов едва ли не мировой лидер.
      Я тоже не избежал участи соотечественников. Безвыходных тупиков и драм хватало. Но в поисках выхода, приведённый пример героев телесериалов меня как-то с самого начала не убедил. Не сразу, но искомые пути нашлись. Они многим знакомы. Однако мудрецы советуют не стесняться говорить об известном, поскольку даже самое известное знают не все, а повторение, согласно школьной истине, мать учения.

Юмор от всех болезней

      Давно замечено: юмор – одно из безусловно действенных средств в борьбе с хандрой, печалью, расстройством и прочими негативными состояниями. Кроме того, утверждают врачи и психологи, он и на здоровье сказывается самым благотворным образом. И в этом я имел возможность убедиться на собственном опыте.
      Как-то я был в гостях и, вдруг, непонятно от чего, мне сделалось очень плохо. Хозяйка стала предлагать какие-то таблетки. Но я категорически отказался, поскольку никогда не прибегаю к их помощи. Даже дома не держу.
      – А хочешь посмотреть КВН? – неожиданно предложил хозяин квартиры. – У нас целая коллекция, все лучшие игры за 20 лет.
      – Хочу! – сразу согласился я.
      И вот, после 15 минут просмотра, я принялся так хохотать над одной из сцен, что мое недомогание вмиг улетучилось. А на смену ему пришло такое замечательное состояние, словно я только что прошел интенсивный курс оздоровительных процедур в санатории. И домой я летел как на крыльях – вот что такое хороший юмор!
Чувство юмора как будто специально заложено в нашу суть, чтобы легче было переживать невзгоды. Мне кажется, оно является одним из проявлений инстинкта самосохранения.
      В связи с изложенным, вношу рационализаторское предложение: в аптеках, помимо традиционного ассортимента, необходимо продавать CD- u DVD-диски с записями лучших юмористических передач и комедий. А в больницах их нужно ежедневно показывать больным. Этот проект заслуживает национальных масштабов. Так, глядишь, и продолжительность жизни россиян увеличится.

Когда всё потерял, только шутить и осталось…

       Мне надолго запомнился эпизод из одной когда-то прочитанной книги. В годы великой депрессии в США жил некий человек по имени Уильям. Раньше у него был свой бизнес и он жил вполне обеспечено. А тут разорился настолько, что вынужден был пойти рыть канавы за гроши. Однако он не только не упал духом, но и в процессе этой тяжёлой работы подбадривал напарников, обычных работяг, рассказывал им смешные истории и поднимал настроение. Когда знакомые спрашивали его, почему он не отчаялся, не опустился, не спился, он отвечал: «Мне ведь ничего другого не осталось, кроме как вкалывать и шутить».
 
Красота спасёт мир

       Этот афоризм Достоевского заездили до полного его невосприятия. Думаю, если опросить тысячу человек о смысле данного высказывания, у девятиста ответ вызовет затруднения. 
       Но то, что мир устроен по законам красоты, не вызывает сомнений. Достаточно повнимательней посмотреть на природные пейзажи, животных и растения. Наиболее одарённые люди – художники, композиторы, поэты, архитекторы приумножают эту красоту, создавая свои шедевры.
И тут само собой напрашивается вывод: стало тоскливо на душе – отправляйся в музей или на природу. Я, например, в горы езжу. Благо они у нас недалеко.

Коллекционировать марки отнюдь не глупое занятие

Родные и близкие не всегда понимают членов своей семьи, увлечённых каким-нибудь коллекционированием. «На что ты время своё тратишь и деньги переводишь почём зря!» – упрекают они нерадивых домочадцев.
Однако психологи и врачи давно заметили, что хобби успокаивает и поднимает настроение, отвлекает от тяжёлых мыслей, что наилучшим образом сказывается на нашем самочувствии. Что касается меня, то я всегда имел увлечения: в раннем детстве собирал спичечные этикетки, затем марки, значки, книги, пластинки, СD и DVD – диски с музыкой и фильмами. Возможно, именно поэтому я в меньшей степени подвержен болезням, которыми во множестве страдают многие мои ровесники и люди более молодого возраста. Даже не могу припомнить, когда у меня в последний раз была температура.

Любознательность вместо антидепрессантов

       Был у меня особо тяжёлый период в жизни, когда я вынужден был даже обратиться за помощью к психологу. Молодая приятная женщина внимательно выслушала меня в чрезвычайно располагающей к беседе комнате с удобным диваном и красивыми цветами в горшках. Пришлось, правда, заплатить за консультацию немалую сумму. Совет же свёлся к принятию антидепрессантов.
       – Но я не употребляю лекарства, – попытался я воспротивиться.
       – Ну, какие же это лекарства! Антидепрессанты люди на Западе пачками пьют, как витамины, – успокоила она меня.
       Помню, пачка чудодейственного средства стоила треть тогдашней моей зарплаты. И подобных пачек надлежало выпить несколько штук. Но через неделю я отказался от приёма этого препарата и выбросил таблетки в мусорную корзину. Предпочёл остаться в депрессивном состоянии. Не знаю как обстоит дело у жителей Западных стран, но на меня антидепрессанты подействовали ужасающим образом, я просто стал тупым и лишённым эмоций. И для выхода из такого ненормального состояния вынужден был обратиться к народной целительнице – экстрасенсу.
 А вот что на самом деле способно вывести из депрессии, так это здоровая природная любознательность. Я не сомневаюсь, что она является составной частью инстинкта самосохранения, так как свойственна и животным.  Нормального человека всегда интересует окружающий мир, его сущность, тайны и загадки, он всегда стремится докопаться до первопричины всего и, познавая, получает положительные эмоции.
Если у вас дома нет интересных познавательных книг, а по телевизору сегодня ничего подобного не показывают, советую на случай внезапной депрессии всегда иметь под рукой интересные познавательные  DVD – диски.

Общение как способ выйти из депрессии

       Про радость человеческого общения написано и сказано немало. Особенно благотворно общение с духовно близкими людьми и с теми, кого мы любим. Однако они не всегда могут оказаться рядом.
       И тут на помощь приходят домашние животные. По мнению американского учёного Ч.К.Тойча, животные восполняют в нас нехватку любви. Они создают благоприятный климат в доме и даже облегчают некоторые болезни. К нам они всегда относятся с большим почтением и любовью, всегда выходят встречать и провожать, не копаются в наших недостатках, прощают оплошности, ни в чем не обвиняют. Нередко животные – единственная оставшаяся у городских жителей связь с природой и заменить их нечем.
       Я не знаю, что святые отцы имеют в виду под благодатью, но когда возвращаешься после работы домой и знаешь, что сейчас твоему приходу искренне (притворство им не знакомо) обрадуются четвероногие члены твоей семьи, бросят свои занятия, прервут сон, и выйдут встречать, возможно, в это время ту самую благодать и испытываешь.   

Позитив есть в любой ситуации

      Мудрые люди всегда говорили, что негативные эмоции крайне отрицательно сказываются  на нашем физическом и душевном здоровье. Современная медицина полностью это подтвердила. Но как быть когда случаются неприятности? Многие из-за них предаются переживаниям, отчаянию, случаются нервные срывы, а то и что похуже.
      Не надо погружаться в такое состояние! – категорически настаивают психологи и врачи. А те же мудрецы утверждают, что в любой, даже очень большой неприятности, обязательно содержится позитивный момент. Случай, недавно произошедший со мной, полностью это подтвердил.
      Рано утром, когда я отсыпался после участия в «Библионочи»,
меня разбудил телефонный звонок.
      – Слушай, сделай доброе дело, – заговорил в трубке знакомый голос. – Тут недалеко один магазинчик закрывается. Продавщица отдает мне полку. А мне, как назло, нужно москвича проводить на самолет. Полка легкая, одна знакомая обещала помочь, а её вызвали на субботник. Теперь не знаю, что и делать.
      – Ладно, раз такое дело, выручу, – согласился я.
      – Тогда дуй быстрее! Продавщица будет только до десяти. У меня дома отец останется, ему и отдашь.
      Когда я подошел к означенному магазину, продавщица, собираясь уйти, ждала меня на крыльце.
      – А вы что, без машины? – удивилась она.
      – Да, а что? Мне сказали, что нужно забрать у вас лёгкую полку…
      – Какую полку?! Тумбочку! – И она показала на весьма габаритное изделие советских времен, выполненное из толстых листов ДСП.
      – Вот так фокус! – только и сказал я.
      – Тут даже остановки поблизости нет, – продолжала пугать продавщица.
      – Ладно, раз пришел, как-нибудь дотащу, – ответил я и, взвалив тумбочку на спину, потащился нетвёрдой походкой.
      Так и проплёлся всё расстояние – с километр. Ноги, руки, шея и поясница болели ещё и на следующий день.
      Казалось бы, повод для расстройства был основательный: не дали выспаться, припахали, да ещё и натерпелся. Но, следуя мудрым наставлениям, я решил не давать волю негативным эмоциям. А вместо этого сочинил два очерка: один – сатирический – отправил в журнал «Вилы»,  а другой – вот, перед вами. А не будь этой неприятности, не было бы и очерков.
      Кроме того, когда я тащил ту тумбочку, купил по дороге куриные головы – любимое лакомство моего кота. А там, где я живу, они не продаются.
      Вот так-то! Не вешайте нос!
 
Память настроена на позитив

      Одно время меня сильно тяготили душевные неприятности – следствие перенесенных ранее проблем. Пытаясь освободиться от негатива, я соблазнился  на призывное объявление одной школы духовного совершенствования и стал ее посещать.
      На одном из занятий наставница, очень умная женщина, врач по профессии, попросила рассказать о том, что меня так тяготит. Рассказать с самого начала, о событиях 3-х – 4-х летней давности.
      Когда я закончил, она, почему-то улыбаясь, сказала: «Обратите внимание на то, как вы рассказывали о своих самых мучительных переживаниях. Вы рассказывали о них с иронией, нашли в них смешное». Затем добавила: «Страданий и невзгод не стоит опасаться потому, что со временем наше отношение к ним меняется, мы их переосмысливаем и вспоминаем просто как яркие события своей жизни».
      Ее замечание меня поразило, ведь это действительно было так. Совершенно непонятно, откуда взялся ироничный тон. Когда те события происходили, мне было совсем не до иронии, я просто места себе не находил, думал, как бы с ума не сойти. Но с течением времени в сознании произошла какая-то метаморфоза, в результате которой я нашёл что-то комичное в своей трагедии. Не зря, наверное, говорят, что время лечит.
      Я стал вспоминать другие неприятные события, происходившие со мной в разные периоды жизни. Случалось всякое: обманывали мошенники, попадал в долги, бывали и личные драмы. Когда все это происходило, я был как в воду опущенный. Но сейчас, непонятно по какой причине, я смотрел на  эти драмы под ироничным углом зрения.
      В чем же причина такого парадокса? Вот, что сказал Юрий Шевчук: «Любой человек склонен идеализировать давно пережитое. Его психика вытесняет отрицательные воспоминания».
      Думаю, наша память обладает врожденным свойством смягчать трагедии. Судя по всему, самой природой предусмотрен такой механизм психологической защиты от стрессов. Иначе мы, возможно, были бы нежизнеспособны.
      В христианстве уныние и отчаяние считаются грехом. Но не все это понимают: «Какой же тут грех, я ведь ничего плохого никому не делаю!» «Это Богу не угодно», – отвечают священнослужители. Но такой ответ большинству непонятен. Думаю, будет понятнее такое объяснение.
      Каждый человек появляется на Земле для выполнения определенной задачи. И, чтобы её выполнить, нужно быть здоровым, психологически устойчивым и работоспособным. Но в уныние и тоске мы ни к чему не способны. И детей своих ничему хорошему не сможем научить. Вот потому-то наша память превращает негатив в позитив. И это – гениальная идея сил, сотворивших нас.
      Пожалуй, не стоит приходить в отчаяние от разного рода неприятностей и видеть мир в чёрном свете. Ведь спустя какое-то время, мы будем вспоминать о нынешних драмах с улыбкой. И будет что вспомнить! А не было бы этих драм, какая скучная жизнь нам бы осталась!

Позитив высшей пробы

      Психологи дают с десяток советов, как бороться с унынием, тоской, хандрой и душевной опустошённостью. Думаю, не ошибусь, если скажу: наилучший из них – уйти с головой в творчество. Неоднократно проверял это на себе.
      На душе тоска зелёная, жить не хочется, места себе не находишь. Но вот берёшь в руки что-нибудь из своего незаконченного и начинаешь читать, совершенно не думая о каких-либо изменениях настроения. Такое занятие не только отвлекает, но и увлекает. Замечаешь, что кое-что можно исправить, изменить, дополнить, сделать лучше. И совершенно незаметно погружаешься в творческий процесс.
      Тоска забыта, тебе уже не до неё. В голове роятся мысли, споря между собой, какой из них занять место на листе бумаги или экране монитора и в каком порядке. Ты и не заметил, как из мрака уныния перескочил в самый что ни на есть позитив. Ты творишь, на тебя нашло вдохновение. А тоска, которая только что полностью владела твоей душой, где она? Да что мне сейчас тоска! Не до неё. Тоска подождёт. Сейчас бы найти, чем вот этот абзац закончить. И чем это слово заменить.
      Некоторые представители творческих профессий, чтобы что-то сочинить, ждут, когда их посетит наитие. Словно у моря погоды. Великие же, оставившие нам целые библиотеки вдохновенных трудов, ничего специально не ждали. Они вставали рано поутру и садились за работу. И так каждый день и всю жизнь. Вдохновение посещало их по-будничному, за такой ежедневной, казалось бы, рутинной работой.
      Меня, как и моих коллег, оно тоже посещает в самый будничный или вовсе неподходящий момент. Из состояния глубокой депрессии выводит сразу в эйфорию, из глубокой ямы на небо, минуя промежуточные состояния. 
      «Как жаль, что я не творческая личность!» – воскликнет кто-то, читая это. А жалеть-то не о чем! Мудрецы говорят, что не существует нетворческих людей. Ибо творить можно и с паяльником в руке, и с мастерком, и с рубанком, и со скалкой. И вдохновение испытывать нисколько не меньше.
      Так что творите, не ленитесь! Переводите негативную энергию тоски в позитивную энергию творчества.

Главный позитив в том, ради чего ты явился на свет

      Один из блестящих психиатров ХХ века Виктор Франкл в годы Второй Мировой войны пережил концлагерь. Наблюдая за его узниками, он пришёл к неожиданному выводу: в этих нечеловеческих условиях выживают вовсе не самые физически здоровые и сильные. И не те, у кого твёрдый характер и крутой нрав. Выживают те,  у кого есть чёткая, осознанная цель – во что бы то ни стало выжить, чтобы: закончить научную работу; написать книгу; помочь больной матери; жениться на любимой девушке; воспитывать детей и т.д.
      Узники, перед которыми стояла большая цель, преодолевали любые невзгоды. При этом они могли быть физически слабыми и болезненными.
      А как ведут себя многие люди в наше время? Мы предаёмся тоске и отчаянию из-за пустяков. Разве можно сравнить нашу жизнь с жизнью заключённых концлагеря! Видимо, так происходит потому, что у большинства наших современников  нет в жизни чётко осознанной цели. Такой, какой посвящают всю жизнь без остатка, преодолевая любые невзгоды.
      Очевидно, наилучший способ избавиться от хандры – заиметь цель в жизни. Тогда на хандру просто времени не останется.
      Со времён исследований Виктора Франкла масса врачей и учёных доказала, что наличие жизненной цели как бы прибавляет иммунитет. Такой человек и болеет меньше, и живёт дольше. Цель укрепляет дух, дух укрепляет тело.
      Цель всей жизни поистине спасительна для человека. Она защищает от потерь, невзгод, драм и трагедий. Тот, кто к ней стремится, воспринимает препятствия на пути всего лишь как помехи, которые нужно походя преодолеть и продолжить начатое. Не имеющего жизненной цели препятствия повергают в отчаяние. Он смотрит на них через увеличительное стекло.
      Во всём сказанном я неоднократно убеждался на собственном опыте. Подступала хворь, но я думал о том, что мне в самое ближайшее время необходимо закончить ряд важных дел. Я делал свои дела, и хворь отступала. От переработки, отсутствия отдыха и постоянного напряжения я, казалось бы, должен сдать. Но вот не сдаю, и тянется это многие годы. Мне даже иногда говорят, что выгляжу моложе своих лет. «Что ты для этого делаешь? –спрашивают. – Поделись секретом!». «У меня есть цель, – отвечаю. – Других секретов нет».
      Так что, грустим? Тоскуем? В ужасе? В шоке?
      Вспомните, для чего живёте. И всего-то. 
 


Рецензии
И советы разумные, и язык прекрасный.
С жизнерадостным человеком общаться - это уже удача.
Спасибо, успехов!

Галина Карбовская   01.10.2023 09:26     Заявить о нарушении
Спасибо! Только я совсем не жизнерадостный.

Игорь Вайсман   01.10.2023 19:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.