Брусника

До самолёта ещё было время.
Я вышел из дома прогуляться да купить чего-нибудь в дорогу, которая предстояла неблизкой. Возле магазина вяло шла частная торговля. На деревянных ящиках из-под пива были разложены пучки зелени, редиса, кучки грибов, а на краю импровизированного лотка высилась трёхлитровая банка с брусникой.
«Может тёще купить? – на ходу прикидывал я. – У неё – давление, говорят, помогает… Да и соскучилась, наверное, за два года материковской жизни».
Тётка по ту сторону «прилавка» вычислила меня влёт:
- Купи, касатик! Хорошая брусничка, вкусная. Бери!..
- Возле дороги собирали? – наивно включил я риторику.
Ага, вот так она мне и рассказала, что да, мол, касатик, прости непутёвую! Лень было тащиться на сопку – я и нащипала ягодки вдоль трассы. А то, что всякая дрянь сейчас на ней, канцерогенов разных куча – так брусничку же мыть надо, прежде, чем есть!
- На Марчеканке, в распадке, - кивнула в сторону сопки продавщица.
Я сразу поверил.
«Да ну её, эту банку!.. Тащить через пол-страны! – заворчал во мне ленивец. – И так всего много везу – рыба, икра…»
Тётка читала мои сомнения как в открытой книге:
- Возьми, говорю, не пожалеешь!
И тут же:
- Далеко собрался-то?
И это она знает!
- В Кустанай, - растерялся я. – За сыном еду, к тёще…
- Вот тёща сама поест, друзей угостит, ещё и морсику сварит. У них там, в Азии-то, сроду такой ягоды не бывало!..
Знаток географии взяла банку и встряхнула её, демонстрируя товар.
- Гляди, - блеснула золотой фиксой торговка, - одна к одной!
Посмотрел я на крупную спелую ягоду, почесал затылок, будто помогал тем самым сложному мыслительному процессу…
В общем, убедила меня тётка! 

Из всего, что я привёз, тёща почему-то особенно обрадовалась бруснике.
- Как хорошо, что ты её привёз! – Тамара Алексеевна насыпала ягоду в глубокую тарелку и поспешила к соседям.
Вернувшись, она рассказала, что сосед их – Михал Михалыч, тоже, кстати, магаданец – увы, по всей видимости, уже не жилец на этом свете. Осталось мужику всего ничего. А вчера вечером он признался жене своей Зинаиде Александровне, что так ему хочется брусники! Хоть немножко!.. Ни клюквы, ни смородины, ни другой какой ягоды, которой было в избытке здесь, на материке, а именно нашей колымской вкусной брусники. Понимал, что это, конечно, нереально – откуда ей взяться в Кустанае?
И тут приезжаю я с полной банкой!
Словно ребёнок, получивший желанный подарок, обрадовался Михал Михалыч гостинцу с Колымы. Он с большим удовольствием поел брусники, повеселел немного, зарумянился даже.
- Может на поправку пойдёт? – грустно вздохнула тёща.
С этой болезнью редко идут на поправку.
Через несколько дней наш земляк умер.

Потом ещё долго я высматривал у магазина тётку, которая продала мне ягоду. Хотел поделиться с ней этой историей, поблагодарить за бруснику.
Но больше ту женщину я никогда не видел.


Сайт проекта "Настоящее прошлое": http://www.nasto-pro.ru/news
Аудиоприложение "НастоПро": https://soundcloud.com/artyom-bocharov


Рецензии