Любовь с последствиями

В свои тридцать три года Петя считался человеком вполне солидным. Во-первых, он уже целых одиннадцать лет был женат, и хотя по обоюдному соглашению, у них с женой не было детей, они выглядели образцовой парой. Во-вторых, он шёл в гору - не сразу, а постепенно, шаг за шагом. Долгое время он прибывал в неизвестности, но потом дело пошло. Его произведения мало по малу начали печатать и исполнять, а это для композитора так же необходимо, как и выступления для исполнителя. Стал он продвигаться и как пианист, войдя в состав известного ансамбля, состоящего, помимо него, из супругов – всемирно популярных скрипача и виолончелистки. Благодаря им, а также участию в некоторых других ансамблях, он стал выезжать на гастроли за границу. А в последнее время он получил несколько заказов на крупные произведения. В общем, жизнь его шла по правильному руслу, и в этом определяющую роль играла деятельность его жены, музыковеда, без пяти минут кандидата наук, женщины умной, печатающейся в музыкальных журналах, и, в связи с этим, имеющей кое-какие связи. Честно говоря, без неё Петя так и просидел бы весь свой век на какой-нибудь скучной педагогической работе – единственное, что мог устроить ему отец, который имел некоторое влияние в музыкальных кругах. Для других такая работа являлась бы пределом мечтаний, но не таким был Петя. Он мечтал о всемирной известности, и, хотя устраивать свои дела не любил и не умел, ждал от жизни многого. И вот он стал это получать.

Как-то, после очередного выступления, где Петя исполнял собственное произведение, к нему в артистическую подошла молоденькая девушка, на вид почти ребёнок, и поздравила его. При этом она наговорила ему столько изысканнейших комплиментов по поводу его музыки и исполнения, что Петя совершенно растерялся, покраснел чуть ли не в первый раз в жизни, и только мог пробормотать: «Мне никто никогда ничего подобного не говорил!».

Стоящая рядом Петина жена, которая как раз собиралась писать его творческий портрет для журнала и считала, что музыку мужа никто не может оценить лучше неё,  с ревностью посмотрела на нежданную посетительницу и навострила уши. Ведь она повседневно внушающая это Пете, дабы привязать его этим обстоятельством к себе ещё крепче. Но больше она ничего не услышала, так как девушка неожиданно увидела какого-то знакомого и, заговорив с ним, отошла.

Петя и раньше не раз видел новую знакомую в консерватории и иных музыкантских учреждениях, но он не знал, кто она. Между тем, само её имя было ему знакомо, – он слышал его, когда упоминали о выдающейся пианистке, о незаурядном композиторе, об общественном деятеле.  Вскоре подобные разговоры вышли из стен консерватории – жена, ревностно следившая за новыми именами, появляющимися в музыкальной прессе, с неудовольствием сообщила, что высветился новый музыковед, очень талантливый, активный, и, по-видимому, идущий далеко. В воображении Пети рисовалась полная дама с взбитой причёской и в очках, не думающая ни о чём, кроме карьеры, с утра и до ночи сидящая за книгами или роялем и, естественно, воинственно настроенная против мужчин. И то, что ею могла оказаться круглолицая девчонка с косичкой, постоянно путающаяся под ногами во всех солидных учреждениях, ему никак не могло прийти в голову. Поэтому, когда дома жена сообщила ему, кто удостоил его столь высокой оценки, он вначале никак не мог поверить её словам, а затем вознёсся в собственном мнении ещё больше.

С этого дня интригующий образ новой знакомой не давал ему покоя, тормоша его воображение и, естественно, при первой же встрече в одном из музыкальных издательств, во время мимолётной беседы, полной, однако, неповторимого очарования, было назначено деловое свидание для более полного творческого знакомства, и не где-нибудь, а в кафе.

Услышав Петю на том памятном концерте, Оксана поняла, что снова влюбилась, притом, на сей раз, бесповоротно и на всю жизнь. Некий, обожаемый издали, Валерий Павлович оказался сразу где-то на самом дальнем плане, а о существовании Паши и Васи она совершенно забыла. Только он, новый кумир, неземное, столь близкое ей по творческому духу создание, полностью завладел её чувствами. То, что он совершенно того же творческого склада, что и она, для неё вытекало из его музыки и исполнения, и этого ей было вполне достаточно.

Ещё до встречи с Петей в издательстве  Оксана узнала, что он женат, но детей не имеет, и твёрдо решила, что такому гению семейная жизнь может только мешать. Следовательно, она поставила перед собой очередную задачу – во имя дальнейшего развития судеб музыкального искусства, в котором она отводила Пете  чуть ли не ведущую роль, как это ни прискорбно, развести его с женой. Логично было бы предположить, что после этого она постаралась бы женить его на себе. Но Оксана была не тем человеком, чтобы так сразу отдавать свою независимость или как-либо стеснить её, пусть даже ради гения. Программа максимум заключалась у неё в том, чтобы его «освободить от оков». Но это было ещё где-то в мечтах, пока же она с замиранием сердца вспоминала отдельные фрагменты услышанного на концерте и думала о том, где бы назначить место первой встречи, чтобы было поменьше вероятности столкнуться со знакомыми. Выбор пал на одно из центральных кафе, где и было, при первом же случае, назначено «рандеву».

В этот раз разговор касался творчества и только. Зато, какие применялись выражения, каким тоном говорилось о возвышенном в искусстве и тому подобных вещах. Попутно выяснилось, что взгляды обоих композиторов совпадают совершенно, даже, казалось бы, в самых мелочах, вроде того, что партитуру приятно писать в метро. Совершенно очарованный, не понимая, что происходит в его жизни, Петя вернулся домой в двенадцатом часу и впервые соврал жене, что был на репетиции.

Далее события развивались неимоверно быстро. После нескольких телефонных разговоров от соседей, во время которых Петя понял совершенно ясно, что он и новая знакомая созданы друг для друга, он получил от неё письмо. Его передали прямо во время концерта, причём сказали, что это очень деловая записка. В «записке» состоящей из шести листов и закапанной слезами, Оксана признавалась ему в самой пламенной любви и в том, что для неё жизнь без него невозможна, не интересна и не нужна. В то же время она уверяла его, что узы брака для неё священны,  убеждала его быть верным жене и забыть о её, Оксанином существовании.

Письмо произвело на Петю действие, сходное с разрывом снаряда, поскольку написано оно было ярко, образно, и было совершеным по форме – в общем, сильно (помимо журналистской деятельности, Оксана печаталась и как автор талантливых повестей). Решив, что поскольку в письме она с ним прощается навсегда, её уже нет в живых, он кинулся к телефонной будке. Долгие гудки привели его в ужас (на ночь в доме Оксаны телефон отключали). Еле дождавшись утра, проведя совершенно ужасную ночь, он снова с замиранием сердца набрал номер. Голос любимой несколько привёл его в чувство.  А когда она, не без иронии (конечно, над собой тоже) осведомилась, оценил ли он её письмо по достоинству, и заняло  бы оно на конкурсе любовных писем первое место за свою нравственную направленность (ведь Оксана убеждала Петю не покидать жену), он не сразу понял, о чём речь. В общем, он не знал, что подумать, и единственное, что смог, это напроситься на серьёзный разговор, который назначили, на этот раз, дома у Оксаны.

Оксана писала это письмо совершенно искренне, прямо на лекции обливаясь слезами и не обращая ни малейшего внимания на реакцию окружающих. Но, вложив в него всё своё душевное состояние,  она, как истинный художник, несколько успокоилась, оставшись довольной сим литературным шедевром, и стала ждать дальнейшего. Договорившись с Петей о встрече, она решила её обставить соответствующим образом и с этой целью обзвонила всех своих многочисленных поклонников, как увлекающихся ею в настоящее время, так и давно женатых, но остающихся с ней в замечательных отношениях. Ничего не объясняя, она просто просила их позвонить ей на следующий день с десяти до восемнадцати часов, как раз в то время, когда у неё должен был находиться Петя. Если кого-нибудь не оказывалось дома, она передавала свою просьбу через родственников.

Таким образом, находясь впервые дома у Оксаны, Петя явился свидетелем множества телефонных разговоров с различными её друзьями. В тот день позвонил кое-кто и сверх программы. В конце концов, от мужских имён, мелькавших, как в калейдоскопе, у него закружилась голова, и он от ревности готов был на любой, самый безрассудный, поступок.

Беседа, происходящая в коротких перерывах между телефонными разговорами, не двигалась дальше темы, изложенной в письме. Но чем дольше Петя находился в этом доме, тем больше он убеждался, что такой подарок судьбы нельзя терять, иначе он достанется кому-то другому. Это решение крепло в нём всю ночь и по возвращении домой. Наутро он объявил жене, что влюбился, и попросил разрешение встречаться с предметом новой любви хотя бы раз в неделю, чтобы проверить свои чувства, поскольку это может быть и ошибкой. Во всяком случае, окончательное решение он, пока, принять не мог.

Однако, ошарашенная, оскорблённая в лучших чувствах женщина устроила скандал, во время которого билась посуда и торшер. В конечном счёте, она потребовала, чтобы неблагодарный убирался ко всем чертям, и ноги его в этом доме не было бы. Конечно, всё это было сказано под горячую руку, к тому же, зная характер мужа, жена была уверена, что он не решится на такой серьёзный шаг.

Действительно, Петя поначалу растерялся. Рушилась привычная жизнь, летели планы. Набрав из автомата номер Оксаны, он, сам не понимая почему, вдруг спросил её, что бы она делала, если бы он пришёл к ней с чемоданом. «Отправила бы обратно» - не задумываясь, ответила она. Сердце его похолодело, и он упавшим голосом поинтересовался:  - «Почему?». - «Потому что в один чемодан вряд ли уместятся все твои вещи, значит, необходимо взять второй». Поняв шутку, Петя несказанно обрадовался, и уже в тот же вечер располагался в новом доме со своими тремя чемоданами, в которых уложилось всё необходимое ему имущество и творчество. Остальное было оставлено жене, так как в данный момент он был не в состоянии о чём-либо думать.

Некоторое время, примерно около месяца, Петя пребывал в самом блаженном состоянии, ничего не замечая вокруг и не думая о последствиях своего безрассудного поведения. Оксана испытывала те же чувства, так что, казалось, счастью, пусть и скрываемому пока от всех, кроме друзей, ничего не угрожает. О дальнейшем устройстве жизни разговоры были, но какие-то неясные. Во всяком случае, Пете совершенно не хотелось заниматься никакими практическими делами. Петины репетиции с партнёрами проходили в доме Оксаны, так как заниматься в консерватории или филармонии изнеженный Петя находил для себя неудобным. К тому же, ему хотелось показать друзьям, как его любят, и как он прекрасно обходится без жены. Так Оксана познакомилась с участниками его ансамбля и его покровителями.

После недолгого периода опьянения, наметились некоторые проблемы в плане взаимоотношений между нашими героями. Оксане не очень по душе была беспечность друга в практическом отношении, ей не нравилось, что он, привыкший делиться с женой каждой минутой, проведённой друг без друга, пытался потребовать это и от неё. Мало того, он пробовал взять её бурную многостороннюю деятельность под свой контроль и распоряжаться ею по своему усмотрению. Будучи гораздо более ограниченным по природе, чем Оксана, привыкший действовать в одном, определённом специальностью направлении, он не понимал её разносторонних устремлений, не мог уследить за всем, куда она успевала на протяжении всего бурного дня. При этом его постоянно преследовала ревность - в каждой деловой встрече ему виделась измена. А она не считала нужным делиться буквально всем, поскольку выяснилось, что Петя принадлежал к противоположному композиторскому направлению, что имеет для композиторов огромное значение. Если Оксана писала, например, статью о Жукове, Петя был недоволен, настаивая, чтобы она писала о Букашкине и уверяя, что её уважаемый учитель Жуков – вредный для искусства человек. Петя даже выражал неудовольствие по поводу того, что она пишет диссертацию, и настоятельно советовал заниматься только композиторским творчеством, думая, что тогда Оксана больше времени будет проводить дома.

Оксана, в высшей степени независимая от природы, считала, что для таких требований Петя не имел оснований, так как даже числился чужим мужем. Она стала уставать и от постоянных Петиных репетиций, тем более, что предоставляя ему инструмент, она лишалась возможности заниматься сама. Петя же об этом не думал, что ей тоже не нравилось. И всё же она его любила и, поэтому, мирилась до поры до времени с этими неприятностями, хотя в душе мало-помалу накапливался протест.

Как-то Петя простудился. С утра у него были назначена репетиция – как раз срочно делалась новая программа. Предупредить партнёров по телефону не удалось, и Петя очень переживал, что они зря придут, когда у них на учёте каждая минута. Незыблемое правило пианистов не играть при температуре он не согласился бы нарушить ни за что на свете, а через несколько дней должна была состояться поездка по стране.

Оксана, будучи  тоже в нездоровом состоянии, ради того, чтобы выручить друга, предложила сама поработать над трио, так как на температуру она давно не обращала внимания, если были важные дела. После нескольких репетиций, поскольку болезнь Пети затянулась, ей предложили оформиться вместо него для гастролей, найдя её исполнение ничем не хуже, а, даже, в чём-то лучше Петиного. Петя раскаивался, что допустил до этого, но оперативность Оксаны в оформлении документов и её просьбы ради неё ни о чём не беспокоиться и думать только о здоровье, помешали ему принять решительные меры против этой поездки, во время которой он не находил себе места от тоски и нехороших предчувствий.

Следующие гастроли должны были проходить за рубежом. Члены ансамбля узнали через знакомых, что жена Пети ведёт против него активную деятельность, рассылая везде, куда возможно, письма с жалобами на мужа. Поэтому они были уверены, что в поездке Пете откажут, попусту пройдёт время на оформление, а в результате гастроли сорвутся. Поэтому они попросили, чтобы на этот раз поехала Оксана.  Это было бы лучше и для Пети – он не получил бы лишнего отказа в заграничной поездке, который мог бы повредить ему в его дальнейшей концертной деятельности.

Оксана сомневалась, удастся ли ей оформиться, поскольку она тоже имеет отношение к Петиной истории, но её уговорили попробовать, и оформление прошло благополучно – ведь жалобы были только на Петю.

Во время поездки, где ансамбль имел очень большой успех, на Оксану, которая выступала также и с сольными номерами, обратили особой внимание. Помимо положительных отзывов прессы, было договорено об отдельной поездке с сольными концертами, о чём она раньше и не мечтала. Петя очень надеялся, что что-то в этом роде будет предложено ему во время этих гастролей, и Оксана чувствовала себя неудобно по отношению к нему. К тому же партнёры по трио теперь и слушать не хотели о том, чтобы снова иметь дело с Петей, который уже не имел отношения к своей жене. Ведь ради неё они, в своё время, взяли Петю в свой состав. Он  значительно уступал Оксане и в умении находить с людьми общий язык, и в гибкости характера, что необходимо в поездках.

Как об этом сообщить Пете, Оксана не могла себе даже представить и решила действовать по обстоятельствам.  Приехав, она застала Петю в состоянии депрессии, поэтому ей пришлось взять на себя и остальные его ансамбли. За всеми переживаниями последнего времени Петя совершенно упустил из вида, что пора показывать заказанную ему ораторию, к которой он ещё не приступал. По его подсчётам, эта работа при идеальных условиях в доме творчества заняла бы не меньше  месяца. Теперь он не знал, что делать, и в своих несчастьях винил Оксану.

Оксана предложила ему написать клавир за неделю и подать под его именем. Петя на такое предложение, конечно, обиделся. Однако, он согласился договориться, и так уладить дело, что вместо его произведения могли бы принять произведение Оксаны.  В том, что оно будет написано, Петя выразил большое сомнение, вплоть до уверенности, что написать ораторию за этот срок невозможно.

Задетая за живое таким мнением о её творческих возможностях, Оксана поехала к родственникам за город, и за пять дней закончила фортепианный вариант произведения, которое было высоко оценено. Уже самостоятельно она договорилась о том, что выполнит Петины заказы, срок сдачи которых также подходил, и которые он всё равно бы не выполнил.

И тут Петя почувствовал на Оксану сильнейшую обиду. И хотя, по сути, она выручала его из безвыходного положения, он не смог простить ей лёгкости в вопросах творчества, которая не была дана ему. И это его чувство проявилось в том, что он начал придираться к Оксане по всяким бытовым мелочам и требовать, чтобы она уделяла ему больше времени. В  общем, Петя стал  всячески показывать  своё недовольство Оксаной.

Оксана очень быстро поняла скрытые причины нового поведения возлюбленного. Но открывшиеся новые творческие возможности в связи с гастролями и заказами на музыку, вместе с её собственными делами, тоже небезынтересными, которые следовало бы оставить ради налаживания отношений с Петей, не оставляли в душе места для выяснений мелких обид, причина которых коренилась в самом главном – в её натуре. Поэтому, поняв, что происходит с Петей, она, несмотря ни на какие чувства, после очередной, устроенной им, сцены, предложила ему отправляться обратно к жене, которую он, по-видимому, ещё любит. При этом она решительно выставила его чемоданы за дверь.

Никак не ожидавший такого поворота дела, Петя, чтобы отомстить Оксане, решил на время вернуться домой и выпросить у жены прощения. Но там его ждала новость – жена встретила Петю вместе с его лучшим другом, и они мило ему объявили, что ожидают ребёнка.

Таким образом, Пете ничего не оставалось, как на тридцать четвёртом году жизни пойти к родителям и поселиться у них, прося отца устроить ему хоть какую-нибудь педагогическую работу.


Июнь 1981.


Рецензии