Мы - слитки русского крестьянства - Часть VI

 Главы из  книги - "Взгляд из настоящего в прошлое"
               
                Мир русского крестьянства
                (трудовая деятельность)

   Осенью в каждой крестьянской избе в красном углу под образами, словно
святыня, помещался небольшой ржаной сноп с колосьями. Назывался он по-разному: обжимок, дожинок или именинник. Это был последний убранный с осеннего поля хлеб. С песнями вносили его жнецы в свой дом. Было чему радоваться и веселиться: закончился долгий и изнурительный путь к собранному урожаю.
   Сохою крестьянин пахал землю два-три раза, ибо она плохо рыхлила почву.
   После пахоты поле боронили. Вслед за осенним боронованием наступало время
озимого сева. После него до самой весны земледельческие работы прекращались.
Но и зимой дума о хлебе не оставляла крестьянина: достаточно ли выпадает снега, не замёрзнут ли посевы. Зимой приводили в порядок борону и соху, чинили телегу, копили навоз.
   Ремесленничали, по вечерам, устраиваясь на лавке, плели лукошки для ягод,
кузова для грибов, короба для хозяйства, лапти. Из рук настоящего мастера
выходили такие лапти, что можно было по болоту ходить – не промокнут.
Не случайно торговцы этой обувью, зазывая покупателей, кричали:«Моими лаптями   
хоть щи хлебай». Пока хозяин занимался плетением, жена могла шить ему льняную
рубаху.
   «Три девицы под окном пряли пряжу вечерком» - эти строки Пушкина
рассказывают о самом распространённом зимнем занятии крестьянок. Вечерами 
при свете лучины девушки подружки собирались в чьей-нибудь избе со своими
прялками и куделью. Прядение было скучной и однообразной работой, поэтому-то   
девушки и собирались компаниями, пели песни, вели беседы. На такие посиделки   
нередко заглядывали парни. Они развлекали девиц разговорами, шутками, а сами
высматривали себе невест.
   И весной всё начиналось сызнова. Наступала пора ярового сева. «На всякое
семя – своё время». Сев ответственный момент, к которому крестьянин готовился особо. Накануне мылся в бане, чтобы хлеб уродился чистый, без сорняков;в день сева надевал белую рубаху и с лукошком на груди выходил в поле.
   На сев приглашали священника, чтобы тот совершил молебен и окропил поле 
святой водой. Сеяли только отборное зерно. «Лучше голодай, а добрым семенем
засевай». И пригоршнею через каждые два шага, размеренным движением руки, 
разбрасывал его веером налево и направо.Для сева день выбирался безветренный.
А сеял крестьянин: рожь, пшеницу, овёс, ячмень, гречиху. Рожь основная
кормилица крестьян. Она была самой неприхотливой и надёжной культурой. На неё
почти всегда урожай, а значит, и чёрный каравай на крестьянском столе. «Хлеб
ржаной – отец наш родной, гречневая каша – матушка наша», говаривали на селе.
   Лето – самая напряжённая трудовая пора на деревне. Трижды крестьянин
вспахивал, удобрял паровое поле, которое копило силы для будущих урожаев.                Оставив соху, он принимался за сенокос. Заготовка кормов важное дело, их
должно хватить до весны. Выходили на покос рано поутру, пока не сошла роса.
«Коси коса, пока роса, роса долой – и мы домой».
   Высохли травы – хлеба поспевали.
   Наступала пора жатвы. На жатву выходила вся семья. Кто серпом жал, кто
снопы вязал. Жатва считалась самой страдной порой на селе.Само слово «страда»
напоминает о страданиях, которые испытывал земледелец во время тяжких трудов
своих. Целый день от зари до заката работал крестьянин не покладая рук и не
разгибая спины, до ломоты в пояснице и дрожи в коленях.Вот она цена хлебушку.
   В крестьянской среде было сильно развито чувство взаимопомощи. В трудном
единоборстве с природой иначе нельзя – не выживешь. Если у крестьянина
случалось несчастье – сгорал дом, ему на помощь приходила вся община. На селе
существовал обычай приглашать односельчан для помощи в срочных работах,
в которых семья не в состоянии была справиться собственными силами. А после
работы хозяин приглашал их к себе на двор, где от души кормил и поил.
   Основу крестьянского существования составлял постоянный тяжёлый труд.
   Законы натурального хозяйства заставляли почти всё делать собственными руками: пахать землю, растить скот, строить жильё, мастерить мебель и орудия  труда,прясть, ткать, шить. Из поколения в поколение крестьяне передавали  секрет земледелия и ремесла азы, которых постигались ещё в раннем детстве.*
*Ю.С.Рябцев,Материалы для изучения /Мир русского крестьянства/МГПУ.С.28-32.


Рецензии