Непрощенный караванщик

               

               (Из цикла – притчи от Рихсивоя Косымова)

     Жил да был в славном городе Бухаре караванщик Абдулла. Много он обошел стран с караваном своих верблюдов, возглавляемых могучим и своенравным Каранаром, способным нести на себе поклажу, с которой не могли справиться даже два средних драмадера.
     Хорошим был вожаком Каранар. Он знал и помнил каждую тропу, по которой прошел хотя бы один раз. Потому Абдулла никогда не боялся, что его караван может сбиться с пути. Такого никогда не случалось.
     И вот однажды караванщик занемог. Свалила его какая-то заморская болезнь. Что только не делали местные табибы, чтобы его вылечить, но ничего у них не получалось. А бедному Абдулле становилось все хуже и хуже. И тогда, чувствуя,  что его смертный час близок, Абдулла решил попросить прощенья у всех, с кем он когда-либо общался. Без этого ритуала путь в рай правоверному мусульманину был заказан.
     Абдулла попросил прощенья за свои мнимые и реальные прегрешенья сначала у всех близких ему людей, родственников и друзей, просто знакомых и даже незнакомых, чьи имена он мог мысленно произнести. И все они его простили. И уж было, совсем успокоился на этом Абдулла, уверенный, что скоро войдет в рай, где очаровательны пэри будут обмывать ему ноги…
     Но вдруг он вспомнил, что среди живых существ был у него добрый друг Каранар. У него-то он и забыл попросить прощенья. А ведь с ним он, как говорится, делил все тяготы жизни, и выручал его верный двугорбый спутник из многих переделок.
     И вот, когда Абдулла попросил у него прощенья, Каранар сплюнул слюну и сказал:
     - Абдулла, друг  мой, я понимаю насколько хреново тебе. Я даже готов принести  все земные блага, чтобы стало тебе легче. Но что касается прощенья, то здесь все не так просто. Я  прощаю тебя за все твои прегрешенья в мой адрес. Прощаю за пинки, которыми ты меня иногда одаривал. Прощаю за то, что не всегда кормил ты меня сытно, поил вдоволь, за то, что грузил на меня поклажу, которой и на четырех верблюдов вместе взятых было много. За все это, я прощаю тебя. А вот за то, что однажды ты привязал мои поводья к хвосту ослицы и я тащился за ней через всю пустыню – никогда тебя простить не смогу…
     Так и умер бедный Абдулла не прощенный своим верным Каранаром…  Кто знает, где бродит теперь его душа…
     А мораль сей притчи такова: для любого живого существа
нет ничего больнее, чем  его унижение…

Платон Дюгай.


Рецензии