Чёрная смерть и первые жертвы

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

        Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её    и с т о р и ч е с к и й    аспект.
        Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
        Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




Вспомним одну из ветхозаветных трагедий - ужасную гибель Надава и Авиуда, сыновей первосвященника Аарона, племянников Моисея. Они, как сказано в книге Левитов, принесли в святилище пред лице Господа кадильницы с    "ч у ж д ы м"    огнем, за что Господь испепелил их на месте. Здесь вроде все просто и понятно: и кто совершил преступление (молодые священники), и в чем оно состояло (нарушение ритуала), и кто их покарал (сам Господь Бог).

           «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня  и вложили
            в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им;и вышел огонь от Господа
            и сжег их, и умерли они пред лицем Господним. И сказал Моисей Аарону вот о чем говорил Господь, когда
             сказал: в приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь. Аарон молчал. И
             позвал Моисей Мисаила и Елцафана, сынов Узиила, дяди Ааронова, и сказал им: пойдите, вынесите
             братьев ваших из святилища за стан  И пошли и вынесли их в хитонах их за стан, как сказал Моисей.
             Аарону же и Елеазару и Ифамару, сынам его, Моисей сказал: голов ваших не обнажайте и одежд ваших
             не раздирайте, чтобы вам не умереть и не навести гнева на все общество; но братья ваши, весь
             дом Израилев, могут плакать о сожженных, которых сожег Господь, и из дверей скинии собрания не
             выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания Господня. И сделали по слову Моисея.
             И сказал Господь Аарону, говоря: вина и крепких напитков не пей ты и сыны твои с тобою, когда входите
             в скинию собрания, чтобы не умереть. [Это] вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать
             священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев 10:1-10)

Священной книге принято верить. Ну а если проверить? Проанализировать текст и убедиться, действительно ли Надава и Авиуда сжег «огонь от Господа»?

Стоит лишь начать, как в глаза бросается одно важное обстоятельство: у этой истории нет полноценных свидетелей, тех, кто видал, КАКОЙ огонь принесли братья и КАК они сгорели. Все полагаются на слово Моисея. А между тем, без них — без очевидцев — его рассказ нельзя считать абсолютно достоверным*. Как таковая беда, должно быть, вправду приключилась и сильно поразила древних пилигримов, коли осталась в Ветхом Завете на тысячелетия**. Были той беде и свидетели (Моисей, Аарон, Елеазар, Ифаман, Мисаил, Елцафан, и, вероятно, Навин), но...только POST FACTUM  - они застали там почерневшие трупы и, как смогли,   д о д у м а л и    остальное. Получилось веско, грозно, но - увы! - недостоверно.

--------------------------------------------------------
         *В этой истории Бог не общался с Моисеем и впервые обратился к нему только    п о с л е    случившегося,
          т.е. сам пророк происшествия НЕ ВИДЕЛ и разъяснений НЕ ПОЛУЧАЛ.
      **Этот случай трижды упоминается в Ветхом Завете! [Лев 10:1-10, Чис 3:4, Чис 26:61]
--------------------------------------------------------


И в самом деле, на каждом шагу мы наталкиваемся на неувязки, противоречия, странности...В тексте их так много, что версия Моисея не вызывает особого доверия.

Вот, например, милосердный Господь. Не успел Он вселиться в свой новый дом-храм, как сразу превратил его в   л_о_б_н_о_е    м_е_с_т_о. Без проволочек казнил там своих же избранников, тех, кому только что вверил служение. Спалил беспощадно и за что? За то, что неопытные служители кадили Ему    н е    т е м (?)   огнем! Какое уж тут долготерпение и милосердие до тысячи родов!

А эти служители? Ну зачем, зачем откуда-то    н_е_с_л_и    они тот злополучный огонь, если «правильный» огонь можно было взять ПРЯМО В СВЯТИЛИЩЕ - с жертвенника курений [Исх 30:7-8, Лев 16:12]*?
И как удалось занести "чуждый" огонь в скинию в обход бдительного Иисуса Навина [Исх 33:11]?

Они и погибли-то странно — сами сгорели, а их хитоны уцелели [Лев 10:5]. Хоронить нечестивцев не стали, а просто вынесли за стан, как зачумленных. Моисей даже запретил отцу и братьям оплакивать несчастных (погубите, мол, и себя, и весь народ!?), однако самому народу скорбеть об этом разрешил (?). Нагнал на семью такого страху, что некоторое время священники – Аарон с сыновьями - боялись даже покинуть место происшествия [Лев 10:7].
Неужто грех сожженных так тяжел, что запятнал и родственников, и все общество в глазах Бога?

Такое предположение не катит хотя бы потому, что новый культ еще не утвердился. Еще вчера иудеи плясали вкруг золотого тельца, а уже сегодня извольте поклоняться иному божеству, скрупулезно выполняя непривычные обряды. Не успели освоиться с новыми обязанностями и служители культа: Аарона с сыновьями только-только посвятили в священники. Скиния и ее строгие ритуалы пока им внове, вот они и нарушают «формальности»**.

         Как оказалось, новый Бог — педант
         и потакать дурному не намерен***.
         Падет от божьей кары стар и млад:
         извольте точно исполнять обряд!

Загвоздка в том, что карает-то Бог стремительно, а излагать свои законы не спешит — важные дополнения к обряду Он утвердил ПОЗДНЕЕ, лишь ПОСЛЕ гибели халатных неофитов.
Так по горячим следам случившегося он запретил коэнам пить вино перед посещением скинии [Лев 10:8-10], вход в святилище строго регламентировал — один  определенный день в году без свидетелей, только в особой одежде, только после окуривания. Одежду ту после святилища больше не надевать, самому тщательно вымыться [Лев 16]...
Не напоминают ли все эти строгости некие    с_а_н_и_т_а_р_н_ы_е    предписания?

--------------------------------------------------------
               *Возможно, они использовали не совсем "чуждый» огонь - священный огонь с  жертвенника всесожжений,
                который горел круглосуточно и находился перед входом в скинию откровения [Лев 6:13].
                В этом случае жестокость наказания возрастает еще больше.
              **Будут нарушать и после трагедии: Елеазар и Ифамар, к примеру, едят жертву за грех не на святом месте,
                кровь жертвы не вносят в святилище [Лев 10:16-18]. Аарон и сам путается в новых обрядах [Лев 10:19].
             ***Моисею Он, впрочем, простил куда более тяжелый грех — уничтожение священных скрижалей
                (даже не попенял святотатцу!).
--------------------------------------------------------


Надо ли удивляться, что постепенно, по мере накопления вопросов, меркнет достоверность официальной версии. Взамен  приходят в голову другие варианты, которые нетрудно обосновать. Здесь путеводной нитью служат наставленья для Аарона после преступленья.
Кто б ни давал их — Бог иль Моисей — они важны и напрямую связаны с бедой, а нам помогут выяснить детали.

Зачем, скажите, после преступленья Бог утвердил табу на алкоголь? Наверное, запрет был актуальным, - иначе говоря, Надав и Авиуд проникли в скинию навеселе и такую практику следовало пресечь на корню. То же самое относится и к запоздалым требованиям «не во всякое время входить в святилище», надевать «спецодежду», окуривать помещение — видать, братья пришли в неурочное время (скорее всего, ночью, втайне от Навина), правил гигиены не соблюли, дезинфекцию не провели. А ведь без этого святилище смертельно опасно и смерть эта затаилась, как сказано, в облаке над крышкой ковчега [Лев 16:2].


==================================
Священников сгубили бациллы чумы
================================== 

Отдельные детали понемногу складываются в определенную, примерно следующую картину трагедии. Надав и Авиуд (как и многие) покуда не очень-то верили в нового дядиного бога. Вчерашних язычников, конечно, поражали моисеевы чудеса, но чтобы окончательно уверовать в Творца, им не хватало Его наглядности. Какой он, как выглядит, на что похож? Невидимый, бесплотный, призрачный идол, идол-облако не возбуждал воображения. Еще бы! В Египте они привыкли, что настоящий бог должен быть весОм, зрим и осязаем, наподобие брутального золотого тельца.
Так есть ли Сей, могучий Бог Моисея? Не удивительно, что таинственный ящик неодолимо манил их, поскольку в нем они надеялись узреть это новое божество. Узреть или увериться в обмане*.

Дождались ночи, выпили для храбрости и тронулись, кадилом освещая себе путь**. Курения, наверное, несли, но не вложили, чтобы вернее различить дорогу к скинии. Вошли туда с открытым огнем, а там скопился легковоспламеняющийся эфир… Как только они попытались раздуть огонь в кадильницах, алкогольно - эфирная смесь вспыхнула у самого лица. Свершилось...

--------------------------------------------------------
       *Как позже многие филистимляне в Вефсамисе и других городах.
      **Вот почему в кадильницах были «чуждые» угли, а не огонь со священного жертвенника!
--------------------------------------------------------


Такой «пожарогенный» сценарий снимает ряд вопросов (таких, как «чуждый» огонь, неоправданная жестокость наказания, оплошность Навина, мотивы нарушителей), однако, в него не вписываются заключительные строки этой истории.

В самом деле, после гибели ослушников опаленное святилище почему-то становится опасным и для    б_е_з_г_р_е_ш_н_ы_х    людей, специально помазанных на служение в скинии (для Аарона, Елеазара, Ифамара). Опасно находиться в святилище (не дай вам бог обнажить там голову или порвать «спецодежду»), еще опасней покидать его («из дверей скинии собрания не выходите, чтобы не умереть вам, ибо на вас елей помазания»)!

Почему же гнев Господень непременно падет на непокрытую голову священника и затем обрушится на все неповинное общество? Быть может, потому что непокрытые части тела уязвимы для ИНФЕКЦИИ, а инфицированный служитель способен вызвать ЭПИДЕМИЮ («навести гнев») среди соплеменников?

Еще удивительней табу на выход из святилища. Почему не остывший, разгневанный Господь готов разить своих   б е з г ре ш н ы х    служителей, причем когда? Когда они ВЫЙДУТ из храма! Если уж такова расплата за преступление родственников*, то почему она не обрушивается на отца и братьев сразу, а поджидает снаружи?**  Все это выглядит как-то нелепо и нелогично.

Моисей, впрочем, и не утверждал, что убийство выходящих совершит именно Господь – он просто угрожал: «выйдете - умрете». Так кто же, если не Бог, посмеет умертвить священника на выходе из храма? У общества для этого нет никакого мотива. В списке «подозреваемых» остается одна персона — сам Моисей.
Это он направил своего брата и племянников в опасное святилище, чтобы навести там порядок, и он же под угрозой смерти запретил им покидать храм до окончания работ.

Вот теперь все встало на свои места. Надав и Авиуд, наверное, зашли в Святая святых, с трудом сдвинули крышку и заглянули в ковчег. С первым же вздохом отравленные миазмы проникли в легкие и вызвали отёк дыхательных путей. Священники потеряли сознание и вскоре погибли от так называемой «молниеносной» чумы***.

Наутро их обнаружил отец - Аарон, который как обычно пришел разжечь священный жертвенник [Исх 30:7]. Он известил Моисея, а тот спешно вызвал  Мисаила и Елцафана, чтобы незаметно унести трупы за стан****. На Аарона с оставшимися сынами была возложена более опасная задача — войти в Святая святых, кишмя кишащую чумными бактериями, закрыть крышку ковчега и тщательно дезинфицировать себя и все помещение, а трупы передать Мисаилу и Елцафану.

Несли погибших осторожно, взяв за одежду (хитоны) и стараясь не прикасаться к зачумленным телам. Священники (Аарон с сыновьями), как видно, в ужасе порывались бежать из очага смерти, но Моисей указал им на ответственность за дела в скинии (на вас, дескать, елей помазания!) и приказал своим преторианцам-левитам караулить выход из храма.

--------------------------------------------------------
             *В Библии РОДИТЕЛИ порой отвечают за грехи своих ДЕТЕЙ (раз породили грешников), но чем же
              смертельно провинились перед Всевышним БРАТЬЯ Надава с Авиудом - Елеазар и Ифамар? К тому же
              братья самого Аарона - Мисаил и Елцафан - выходят из скинии без последствий.
            **Главных-то нарушителей – Надава и Авиуда – Бог покарал прямо в скинии, не дожидаясь их
              выхода из храма!
           ***Чума часто покрывает тело своей жертвы темными пятнами и труп кажется обгоревшим (об этом
              упоминает еще Сенека). Отсюда ее название «Черная смерть», отсюда, вероятно, и версия о том,
              что Надав и Авиуд «сгорели». Возможно, сыграли свою роль и трупные пятна, которые появляются
              уже через несколько часов.
          ****В ситуации форсмажора им даже позволили подойти к порогу святилища и принять трупы от Аарона
              (наверное, Мисаил и Елцафан нацепили какие-нибудь балахоны, замотали лицо, как делают
              кочевники на сильном ветру)
--------------------------------------------------------



(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history)


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.