Русская печь

Эта статья является продолжением предыдущей статьи «Хлеб всему голова». Тема, затронутая в ней это логическое продолжение темы хлеба в его следующей стадии после того, как урожай собран, из зерна приготовлена мука, а из муки надобно выпечь хлеб. Не буду утруждать Вас уже, пожалуй, известной Вам информацией об очаге- прапечи наших предков, а начну свой рассказ сразу от «печки».
"Хлебом не корми, только, с печи не гони"

Вместо предисловия

Русская печь - даже тот, кто ни когда не видел, и не пользовался этим сооружением, при данном словосочетании чувствует не только тепло родовой  памяти исходящее от нее, но и какую-то монументальность. Здесь и необъятные просторы Руси, и защитные качества ее народа и преемственность поколении в традициях и даже если хотите, таинственность, связанная с этимологической параллелью терминов «печь» и  «пещера».

Первые конструкции русских печей и впрямь были  похожи на пещеры. Здесь я сделаю небольшое уточнение: пожалуй, тогда они еще не имели такой прибавки к названию, как «русская». Подобные печи появились параллельно у всех народов, которые так или иначе возделывали землю и пекли хлеб.  И это в отличие от тех народов, которые пользовались очагом, как  условием животноводческой традиции. Необходимо еще отметить, что у большинства  народов  причисляемых к  славянам печь как таковая отсутствует (чехи, болгары, румыны, молдаване,  западные украинцы, хорваты, и т.д.)

Глинобитный курной очаг (отсюда и укр. курень - сельский жилой дом). По принципу подобия так названы и … (пройдемся по словарям), курень это:
-словарь Ефремовой- 
1.пространство в лесу, где рубили дрова и выжигали из них уголь.
2. Войсковое подразделение в Запорожской Сечи.
3. Место расположения такого подразделения

- Энциклопедический словарь -
1. В  Украине - шалаш, сторожка (на огородах, бахчах).
2. В некоторых районах Украины и на Дону - сельский жилой дом.
3. В Запорожской Сечи- войсковое подразделение и его жилое помещение.

Словарь Ушакова-
1.Соломенный шалаш, временное помещение для рабочих, барак.
2.Отделение военного стана запорожцев; административное деление запорожского войска под управлением куренного атамана.

Курень - этимологически связан со словом «куча», но это термин  из темы о строительстве жилища, отчего в данном повествовании раскрывать не стану. Единственно,  что добавлю, так  это то, что в центральных областях Сибири  понятия «кура, куреха, курева, курево» обозначает метель, вьюга, дождь при сильном ветре, пыль от поднимаемого на воздух  пыли. 
«Куча» же ср. рус.- скопление, нагромождение, множество. Я же применяя звуковое значение слов выскажу свое понимание термина «куча», «ку» - камень , отсюда производные многих географических терминов вплоть до таких понятий как деревня, город, улица и дом ( Таджикистан- Куйболо, Саракуй;  Иран- Кодкуй,  Куйшах, Куйпер и т.д.). «ча»-колодец. Получается «колодец из камня» и это тебе и дом, и очаг и крепость понятно дело из камня.

Но нас-то интересует не курень и куча, а печь, который также имеет свой древний термин «пець», «пешть» берущий начало которых лингвисты выводят от слова  «пешти».


Как уже отмечалось выше, первые печи были глинобитными, если очаг не имел свода, то печь уже этот свод имела. Если на очаге хорошо жарить мясо и печь лепешки, то хлеба на очаге не выпечешь. Очаг складывался из камня, вырывался в земляном полу, делался  деревянный сруб и забивался  глиной, но все время верх оставался открытым.  Печь могла быть из камня, могла быть земляной (как курень для выжига угля), но все эти сооружения были недолговечны и неэффективны. На смену таким печам пришла глинобитная печь, огонь которой,  в отличие от очага, был поднят над землей (делался сруб с отступами от основания печи и  забивался утрамбованной землей, и обмазывался глиной). Стены выводились (набивались) глиной в  двусторонней опалубке.


Напомню, что таким же способом, только применяя другой материал, строили и Египетские пирамиды. Свод также на опалубке выводили из глины. Внутреннюю опалубку при просушке и обжиге печи не вынимали, она сгорала в процессе. Наружная еще долго «обнимала печь» Период обжига довольно таки продолжительный. От несколько недель, до месяцев. Для более усиления связующего свойства в глину добавляли солому.


В период строительства  деревянных срубов, (а это строительство присуще  Руси)  на  той территории,  которая находилась  преимущественно за Волгой (по тюрск. Итиль, по греч. Ра), печь появлялась  раньше, чем вырастали стены. И Скандинавия, и Европа начинали строительство жилья с землянок и полуземлянок (по сути пещер),  Отсюда и такая технология строительства  изб, а не мазанки и каменные кладыши. Это было обусловлено еще и тем, что большую печь приходилось обжигать еще и снаружи. После такого  обжига печь приобретала свойства глиняного, обожженного в огне, горшка. Звенела!
По мнению археологов, глинобитный курной очаг отапливал дома наших предков  с 9 по 14 век. Думается, историки украли пару тройку столетий у печи, и, тем не менее, во многих исторических источниках описывающих указанное время упоминают о том, что хлеб  «преломляли», стало быть, этот хлеб еще был в  виде лепешек, так как   «преломлять»  каравай при наличии ножа будет только недоумок.


И вот настал «благословенный век»,  с 1300-го года. Век Владимиро - Суздальской Руси (без добавления татаро -монголского ига) и по утверждениям археологов на этой самой Руси появилась печь, которая лишь немного изменившись «дожила» до наших с Вами дней. Даже небезызвестный Билл Гейц соорудил в своем доме именно Русскую печь, а не европейский или американский Очаг.

 
А еще, старая поговорка звучала так « Горшку с котлом не биться» имеется в виду не встретиться. Как не соединиться никогда скотоводческой традиции (котлу) так и земледельческой (горшку). В русских печах варят еду в горшке, а котел используется на очаге (лат. Caminas-очаг). Я тоже в новом доме сдуру сделал камин, теперь жутко жалею об этом.


                I

Мало найдется историков, которые бы не отметили уникальность русский печи как  явления восточнославянской культуры. В которой явственно прослеживается широта русской души (в монументальности и кажущейся на рациональный взгляд европейца, затратности ресурсов в ее изготовлении), смекалистость русского народа  (многофункциональность данного строения), дальновидности русской мысли (умение определить что затраты на строительство с лихвой окупятся экономичностью эксплуатационных расходов).


При кажущейся простоте устройства русской печи (Вопрос по отношению к чему?),  вроде бы « в одно отверстие загружается топливо, из другого отходы горения,  вылетают наружу»,  даже печная труба, очень незначительно  влияет на функционирование печи, это сооружение весьма серьезное по своим инженерным характеристикам. Она не нуждается в конвективной системе.


Справка: Вид отопления, при котором тепло передается благодаря перемешиванию объемов горячего и холодного воздуха. К недостаткам конвективного отопления относится большой перепад температур в помещении (высокая температура воздуха наверху и низкая внизу) и невозможность вентиляции помещения без потерь тепловой энергии.


Русская печь весьма энергоэффективный отопительный прибор КПД, которого достигает до 85-90%. Топливник печи устроен так, что он  аккумулирует и передает тепло не только для отопления, но и используется для приготовления пищи, сушки грибов и ягод, а так, же для выпечки хлеба. «Тоже мне печь - ни лечь, ни спечь».
Устройство русской печи Вы в состоянии сами найти на «страницах « инета, отчего я, экономя  свое, и Ваше время приводить здесь не буду. Отмечу, что русская печь наиболее безопасна в отношении отравления угарными газами, эффективно выполняет вентиляционные функции помещения,  в старину использовалась и в качестве освещения. Что греха таить керосинку еще не «купили», а свечи были не дешевы. Лучина да печь вот и все освещение. Еще правда и фингал под глазом молодца отсвечивал (отчего и драки на Руси вещь обыденная,  надо же подсветить), но эта особенность мало использовалась, так обладатель ее старался быстрее спрятать.
Размеры русской печи были, как уже отмечалось очень внушительные. Через широкое устье, свободно проходил двух ведерный чугун. Главная особенность русской печи - это горнило, своего рода, сводчатая варочная камера. Разогретое горнило часами хранит тепло, если вы, что-то приготовили утром и оставили в русской печи – это будет горячим до самого вечера. (Заметьте, что  и литейная печь также снабжена горнилом, небом, челом, а так же хайлом).


В русской, традиционно имеются разные полочки и ниши, которые служили как для увеличения поверхности печи, для соответственно лучшей теплоотдачи, так и хранения кухонной утвари. Наличие в конструкции печи большого количества заслонок для отсечения дыма, позволяет  пользоваться  выделяемым печью теплом и при этом не угореть.


Настоящий хлеб можно выпечь только в русской печи (за один раз до 50 кг и это был недельный хлебный запас, для семьи из 7 человек),  не говоря уже о топленом молоке, масле и прочей снеди. Одних только видов яиц, сколько было, тут тебе и жаренные и варенные и печенные и  даже каленные. О том, что в печи сушили ягоды и грибы я уже говорил, но в ней еще и мылись. Эту тему мы затронем, когда перейдем к теме «Русская баня». «Прихоть для бар, а нам нужон жар да пар».


Необходимо отметить, что помещение, отделенное от сеней в старину называлось «истба» и обозначало «место, где едят» (исти) или уменьшительно «истобъка». Отсюда берут начало такие слова как «истопка, истопить». А вод корень «ист» весьма и весьма примечателен в нашем языке для понимания происхождения руссов. Но не по теме.


Итак, печь являлась условием для принятия пищи, то есть для того, чтобы эту пищу приготовить и схавать (или сховать?). Не важно, главное спрятать в себя.  В дальнейшем стало понятно, что в определенное время года можно не спать например под навесом, закутавшись в сено, а спокойно почевать в истбе - избе, возле теплой печке. Печь при этом становится не просто сооружением для приготовления пищи. А еще и социальным разделителем в малой ячейке  Рода, называемой, семья.
На печи был устроен лежак  весьма уникальное изобретение, известное не только тем, что на нем 33 года пролежал самый почитаемый на Руси богатырь Илья Муромец. Спали на лежаке ногами на печи, а головой в прохладе, пристраивался к печи голбец  (или полати) для хранения домашней утвари.


Для каждого члена семьи было отведено место:  для стариков обычно с правого бока от устья, для детей - на полатях. Взрослые на лавке, сбоку, у печи.
В запечье обычно находилось около двери, помещали вешалку и скамью для обуви, там сушили зимнюю обувку и верхнюю одежду, все остальное оказывалось на печи или полатях.


При сватовстве пришедшие в избу сваты клали руки на печь, чем выказывали чистоту своих намерений, таки образом приближаясь внутренне к хозяевам печи, становясь близкими.
Ну а кого оставляли на ночь и ему позволяли лечь на печке, то после этой ночи он становился если не членом семьи то, по крайней мере, другом (я без каких либо намеков).
Много ритуальных обрядов и поверий связано с печью. По печи гадали,  ворожили на «счастье невесты»  применяя печной инвентарь, «высматривали» погоду (хорошо тянет к морозу, не тянет к оттепели и т.д.)


На печи, как и в бане, рожали детишек, лечили их во время болезней, как в прочем и болезни взрослых. Ну и как не прискорбно писать, старики на печи проводили свои последние дни. Может по этой причине,  и я очень жалею, что вместо печи соорудил камин, больно неудобно коротать остаток жизни у камина (одеяло падает и под зад дует).
Ну и наконец, у печи «долгими зимними вечерами» занимались не только рукоделием, но и прочим ремеслом, при этом в печи обжигали горшки, петельщики (лозовики) распаривали иву для корзин, пивовары варили пиво, самогонщики  гнали самогон.
 

При этом я вспоминаю отзывы одного «крутого специалиста» по устройству печей,  о том, что русская печь малоэффективна из-за того, что в ней не полностью сгорали дрова. Ну что на это ответить: дрова сгорали настолько полно, что не оставалось и пепла, отчего хорошая хозяйка всегда «ловила момент» когда она может взять «выкатить» из печи уголек другой,  выгрести немного золы, которую использовали для: уголья, давали вечером курам, зола шла как щелочь при мытье головы и прочих прелестей.

                II

Когда впервые был искусственно зажжен огонь в очаге и печи доподлинно неизвестно,  но впрочем, это не имеет особого значения. Главное то, что человек рано понял, что огонь-это жизнь. И лишь это роднит две и ныне существующие и противостоящие  цивилизации: земледельческую и скотоводческую. Мы одно племя людей, но разные к тому человеки. В данном контексте и так называемый  «славянский мир» не однороден.  Примерная градация (граница) этого мира  проходит по  разделению в христианстве. Со стороны скотоводческой: все страны, которые проповедуют католичество, а с другой страны, которые проповедуют православие и протестантизм. Границы эти весьма условны, по крайней мере, дает понимание многим и многим вещам  в  мире соотношения сил. В виду того, что  это тема другого разговора я ее опущу.


Со временем, в период упорядочения социальных отношений возжигание огня в печи являлось еще своего рода юридическим (по закону) актом, закрепляющим право собственности. «Пришел - увидел - надымил» и собственность твоя (даже если это «дымление» было и противоправным действием. Но, таковы реалии.
Существует много поверий  и исторических фактов на этот счет. Если мне не изменяет память, в путевых записках Головина он упоминает, что первые переселенцы (последние – курсив мой) сталкивались с таким явлением как то, что местный люд мешал им ставить избы, просто уничтожал постройки. Но если кому удавалось построить и зажечь там огонь, то его больше не трогали - место типа, занято, и там живут.


В Житии Протопопа Аввакума есть упоминание о том, как он (Аввакум) будучи в «пути» с осваивающими Сибирь людьми, в одной из изб, которой пользовались как временное жилье, он в ненастье укрывался на топленой печи, а его жена Марковна так та вообще залезла в печь. Как видим жилье временное, а печь все же есть и она при необходимости спасает.

                III

Уникальность русской печи еще и в том, что она при своем расположении в пространстве избы не уменьшает его, а делает как бы многомерным (многоуровневым). Кстати философия печи (многоуровневость) легла в основу верований древних русов, очень неправильно понятых теми, кто еще в конце восемнадцатого века пытался раскрыть тайну  «русской души». Наверху белый  дым - белые духи, в центре духи дающие пищу и жизнь, снизу - темные духи. Так прямолинейно этот аспект понимают и нынешние родноверы и язычники. А ведь это мировоззрение легко раскрывается через определения русской печи (посмотрите, из чего состоит печь).

Да где взять печь в многоквартирном доме?  Отчего предлагаю внимательнее присмотреться к домашнему огню того или иного народа и вы увидите, что даже среди славян больше различий, чем общего. Славянская языковая основа, это такой мизер и притом мировоззренческой (психической) основы не имеет, как этого кому бы ни хотелось. Не входит в  круг моих интересов ни ликбез, ни разъяснение данных моментов. Хотя этим и занимаюсь почти все свое время нахождения на сайте. Не всем это нравится, но я не деваха на шесте, чтобы всем нравиться.
Располагается печь, как правило,  справа, но бытовало расположение и слева, ее называли непряха. Так устроен прядильный станок, что его заправка находится с левой стороны и печь находящаяся справ ей не мешает и наоборот. Печь  находящаяся в глубине  помещения. Чаще всего приурочена к одной из стен жилища (так рациональнее для объема помещения), в этом еще действует сознание необходимости оберегать огонь от внешнего воздействия. Так печи-очаги устраивались изначально, но остались лишь в южной традиции (на Кавказе и Украине). Устьем иной раз повернута в сторону к свободному углу сопряженного со стеной, у которой находится печь. Выгородкой вдоль линии печи до противоположной стены иной раз обозначают кухню. Северные печи, развиваясь, трансформировались  из «защищаемых» в « защитниц». Они устраивались в ближнем от входу углу, чем во-первых перекрывали холодный воздух исходящий при открывании двери, во-вторых минимизировали наличие воздушных потоком «блуждающих» по полу при эффекте конвенции, а в – третьих  избавляли все помещение от излишнего мусора, а в – четвертых при проникновении врага в помещение и впрямь играли роль защитного укрепления (били сверху при входе, при этом надо отметить, что в русское жилье не поклонившись  не войдешь). Угол который находился по диагонали от устья печки назывался большим (красным) тут находился стол лавки, сундуки над ними в самом углу ранее ставился Чур (хранитель дома)  в дальнейшем иконы или портреты Сталина. В южных регионах чтобы поклониться в красный угол, необходимо войти в дом и повернуться влево или вправо.


Есть еще один вариант расположения печи, он также как и северный располагает печь сбоку от входа, но устье печи при этом направленно в сторону той стены, у которой находится сама печь, там укуток он и используется как кухня (в Финляндии и в Украине). Красный угол там, где он и виден лучше всего.
Северная традиция предусматривает, что устье обращено во - внутрь помещения. Красный угол виден сразу от входа вошел и, не оборачиваясь, приветствуешь «значимость» жилища. Кухонная часть от посетителя скрыта углом печи.


Как уже отмечалось русская печь весьма материялоемкое сооружение, что и «напрягало» иностранцев при знакомстве с ним. Но они забывали, что большая часть (если не вся) материалов находилось в непосредственной близости к жилью, и было весьма доступным в приобретении (песок, камень, глина, вода, дерево). Даже когда стали делать кирпичные печи, сами кирпичи делали тут же на месте. Для нескольких домов выкладывали глинобитную печь для обжига кирпича, в которой и сушили кирпичи уже для домашних нужд. Так необходимость в сооружении варочно-отопительных печей позволила наладить устройство специализированных печей для обжига. В них, в дальнейшем, обжигали не только кирпичи, но изготовляемую посуду. Такая печь становилась общественным имуществом, а на основе ее эксплуатации появилось новое ремесло и новые специалисты.


Иногда пишут, что для печей кирпич не обжигался, а лишь сушился в специальной печи, а обжигался уже в кладке. Такое можно написать, не понимая процесса ни обжига, ни топки. Может кто-то и пытался так по первости делать, но очень скоро понимал, что таким образом вся кладка в новой печи выбьется «флюсом». Внутренняя поверхность кирпича, соприкасаясь с огнем, сжимается (усыхает) наружная передавая разницу температуры при соприкосновении с влажным воздухом «разбухает». Печь разваливается. Или же печь придется «обжигать» самообжигом не менее одного года.


Отличие русской печи от очага характеризуется в первую очередь наличием горнила, у которого, кстати, есть свод (небо) и ход для отвода дыма, начало которого называется хайло. «Что хайло - то разявил», говорят тогда, когда человек кричит, ругается, чем  зря выпускает собственное тепло (энергию). Так, что зря «хайло не разевывайте», берегите жизненную энергию.

                IV

Русская печь еще и тем уникальна, что она (а не на нее перешли) географические и топонимические названия, которые  являются по отношению к любой деятельности человека первичными. Отчего когда я затрагиваю вопросы значений  тех или иных звуков в произносимых словах (правда мало кто понимает о чем это я) то пользуюсь именно географическими и топонимическими названиями. Ибо человек первоначально сталкиваясь с природой,  воспроизводимыми  звуками выражал не только свое к ней отношение, но и закреплял определенные понятия за разными в ней проявлениями. Которые в дальнейшем нашли место не только в языкообразовании человечества, но и в его социализации, наконец, в философии, то есть в мироопределениях. С печью все несколько иначе, точнее наоборот. Наличие печи и ее частей (названий частей) дало возможность и некоторые наблюдения в природе по аналогии с печь назвать ее именами. Это один из очень немногих таких случаев.


У Срезневского И.И. (1895г) можно встретить такой ряд др. русских слов – печера, печь, пещера, пещь. При этом и в летописях «пещера» и «пещь» употребляется в значении «печь». От данного слова произошло  географическое название Печера при помощи суффикса – «ера» (Шанский 1961г)- в буквальном переводе «похожая на печь». «Печора - ряды беспорядочно расположенных утесов по берегам средней части Волги» В.И. Даль У него же «печина, печинник- уступ на дне реки вдоль берега». В 1914 году исследователь С.П. Неструев добавил к этому «печина - довольно твердый грунт в виде черной глины, трудно поддающийся размыву даже от сильного течения». «Опечек- на сибирских реках небольших размеров подводные галечные бугры на дне реки» Д.А. Богданов (1925г).


В топонимике,  отношение к печи проявляют такие названия как Печоры и Печи в Нижегородской области, Печины в Сумской области, Киево-Печерская лавра, Печоры в Псковской области, Печерск под Смоленском, Печерские выселки в Самарской области, Печера в Винницкой области, а сколько имеет сел и деревень название Печь по бывшему СССР и не сосчитать. Даже знаменитый Будапешт и тот хранит в своем названии отношение к печи. «Буда»- дом, строение, жилище, будка, будинок, «Пешт»- печь.


 По этому поводу румынский топонимист Э.Петрович (1958г) пишет:«Венгерское название pestes представляет собой производное прилагательное с суф.- es(еш) от существительного pest-печь, пещера». Ну и знаменитая река в России Печора.
Русская печь в том виде, которую она имеет и сегодня (с некоторыми изменениями и дополнениями) сформировалась по утверждениям историков в 9-10 веке. Меня всегда удивляет то, что все наше существование, имею в виду русское, отчего-то начинается лишь с этого «преткновенного века». Ответ, по сути, прост.
По началу, по причине их неважности, русские печи не имели дымовых труб (топились по- черному). Они, как и очаги, и глинобитные печи были курными (курили помаленьку), в них нельзя было разжечь большой огонь, разве, что для приготовления пищи. Кто желал большего, очень сильно жалел об этом.  Сгорал и дом, и сараи и соседние дома.


При курной печи дым выходил через верх открытой двери, а подпитка воздухом происходила через низ той же двери. Представьте себе, коково было жить в таком доме зимой. На Юге терпели, на Севере быстренько закрыли дверь и сделали в стене дыру, затем стали закрывать ее притворным щитком, но все равно за этот период (открытой дыры), появились те, кто стали на эту дыру молиться (Дырники). У нас ведь как в Отечестве, достаточно провозгласить, что-то новое, необычное, так сразу же найдется множество желающих использовать это в качестве поклонения. И чем  появившийся предмет абсурднее, тем более он собирает почитателей.
Кого то, вероятнее всего, не устраивало, что сразу с порога  люд в дыру «утыкается» в дыру и дел не делает, лишь под ногами мешается, устроил так, что дым уходил из помещения на чердак, а там уж в отверстие в навершии кровли. Это уже топили по «серому».


Вы следите, следите за моей мыслью, ведь каждый такой поворот в конструктивном состоянии печи отражался и на мировоззрении пользователей данного сооружения. И чем внимательнее и вдумчивее  Вы это будете делать, тем яснее Вам станет, что многие дошедшие до нас мифы никакого отношения к нашим предкам не имеют, а являются лишь безудержным творчеством (кстати, не только в нашей стране) нарождающейся прослойки всевозможных пИсателей.


Кого-то удивляет, что топившиеся по-черному и  по серому печи не загрязняли помещения. И лишь вокруг верника или волокового оконца  собиралась копоть. Меня так это обстоятельство не удивляет. Конструкция печи такова, что весь жирный осадок оседал на небе (как  при паршивом качестве нынешних кондитерских изделий), а затем сгорал при очередной топке. Достаточно было подкинуть поленьев из осины.  Во-вторых, топили то дровами, а не углем. А если и углем, то из той же древесины, ну и последнее варили пищу из натуральных продуктов, и главное было очень мало из них мясных.


Для того, чтобы кому-то объяснить, что мясо это весьма не полезный для нас продукт не надо особо  «бить себя пяткой в грудь» доказывая, что вегетарианство это способ сохранить живое существо (съедите не вы съедят другие, этим ли спасете). Надо понимать, что это способ сохранения себя самого  и своего народа его уникальности, неповторимости и что самое важное основоположность всего сущего не только на Земле, но и во Вселенной.


Данная моя реплика пока многим непонятна и, пожалуй, вызовет снисходительную улыбку, тем вероятнее в свете выше приведенного термина (пИсатели). Но для этого ли я пишу, чтобы услышать, чью-то реакцию. Я пишу для того, чтобы существующее энергетическое состояние вокруг нас менялось в определенном направлении. А  ведь каждый может, способен сделать хоть то немногое что ему доступно и для этого не надо (не без этого конечно, но ведь не сидя задницей на стуле) болтать без умолку о «пустых вещах» а тем более, зазря открывать «хайло». Не всякая тема может удовлетворить правильностью направления, но всякая тема отражается в Пространстве. И чем больше мусора, тем сложнее достичь желаемого результата.


Вопрос лишь  в том, что кому-то и мусор является определенным результатом.
В конце XIV века глину все чаще стал заменять обожженный кирпич, а над крышами поднялись деревянные дымники. Глина «ушла « не совсем, а осталась  связующим элементом конструкции печи. Со временем дымники из теса  заменили кирпичные трубы. Такое сооружение с кирпичной трубой, установленной непосредственно на ее корпусе, называли белой. Новшества: сначала дымники, а затем и трубы усиливали тягу и способствовали как увеличению КПД печи, так и полному сгоранию дров.
Я не стану описывать, что в 17-19 веках печное строительство на Руси было настолько высоким, что его перенимали и иностранные мастера, что Петр Раз запретил строительство курных печей особенно в городах (тут он был пожалуй  прав) и что его же желаниями «подзаработать» было запрещение частных обжиговых Концов (тут ты Петя, не прав). Все собрали в кучу и сделали процесс заводским, т.е. централизованным. Появились чугунолитейные фабрики, изготавливающие печные приборы.


Справка: В 1856 году англичанин Г. Бессемер предложил продувать расплавленный жидкий чугун воздухом. Он предполагал, что воздух, соединившись с углеродом, будет удален из чугуна. Единственное, что его смущало так это то, что с газом будет уходить и тепло. Но все «обошлось» и чугун не только не остывал. Но и разогревался еще сильнее. Оказалось, что кислород воздуха, соединяясь с элементами в чугуне (кремний и марганец) выделяет большое количества тепла.
Поначалу печи в богатых домах отделывали изразцами рельефного теснения. И опять к слову, надо непременно отметить, как данное теснение выполнялось.


На обработанной дощечке покрытой воском рисовали то, что желали затем видеть на печи. Рисовали палочкой, а затем посыпали золой. Получался рисунок. Почему сразу не грифелем (угольком)? Да потому что в процессе прорисовки иной раз приходилось исправлять. Замучаешься дощечку шлифовать от сажи, а окончательный рисунок будет грязным, как в прочем и весь рисовальщик. Отмечаем первое это культура производства, стало быть, высокоорганизованное сознание.


 Далее нанесенный рисунок вырезали или  наружу, т.е. выпуклым, или вовнутрь. Каждый подход диктовал свою технологию резки. Отмечаем второй момент- наличие многообразия. А это говорит об образности, т.е. творческом подходе мышления, а не копировальном. Дощечка с вырезанной «картинкой» обмазывали конопляным или другим, каким маслом (чаще конопляное из него долгое время делали олифу). Пока дощечка отдыхала, делали тесто из глины и извести с перемолотым песком (понятно дело песок мололи не в кофемолке) и заполняли глиной емкость, размер изразца (толщина варьировалась лишь от метода нанесения рельефа в тесто). На тесто укладывали вырезанный рисунок «лицом» и затем через две палочки скрепляли и форму и дощечку веревками (петлей) постепенно и равномерно натягивая веревочки вращая палочки, продетые сквозь петлю. Выдавленное тесто срезалось ножом. Затем этот «кокон» оставляли для просушки, иногда поливая его водой. Через определенное время «кокон» раздевали, проходили кисточкой намоченной водой, а после просушки покрывали глазурью, краской, маслом, все зависело от того какие должны были иметь цвета изразцы. Покрытую плитку обжигали в печи, при очень большой температуре.


На кой ляд я это все пишу?  А вот на кой, таким способом можно было изготовить не только изразцы, но и целое панно, что, кстати, и делали. Почти все барельефы в Египте сделаны подобным образом. Четкость краев и одинаковость размеров углублений говорит о том, что все делалось методом давления, а не высекания, где достичь в рисунке 90 градусов по отношению плоскости и выемки невозможно даже при помощи лазерных установок (края оплавляются). Такой технологией граждане Египта, да и всего прочего мира не обладали аж до 16 века (стали применять итальянские архитекторы). А на Руси запросто делали это, облицовывая, по меркам европейцев «бытовое сооружение».  Как говорит  Михаил Задорнов «Вы еще не в грязи, тогда мы идем к Вам». Или это из другой повести, а Задорнов говорит, что-то там о «проснувшейся гордости»?


В петровские времена заморачиваться с такой технологией не стали (не стала с ней заморачиваться и Европа и Азия и Африка, она была только на Руси) стали применять гладкие расписные изразцы. Их мы встречаем не только на «голландках», но и на всех амфорах якобы древней Греции, а по сути Греции «разлива 16 века». Так как сосуды с выпуклым рельефом очень и очень редки и совсем не отражают принадлежность к Средиземноморью, то многие археологи и историки просто обходят их молчанием.


Голландки - это упрощенные название упрощенной  русские печи призванные только отапливать помещение.
Еще называли печи «шведками» это когда к печи пристраивали еще и плиту, чего по сути, если печь выполнена традиционно, не требуется. Но кому-то нравится «помешивать поварешкой в кастрюле». И со времен Анны Иоановны все русские печи стали называть «голладками» или «шведками» так продолжился тот путь, на котором, Романовы еще до восшествия  своего на престол, не только удаляли исторические события и верования из памяти народа, но и названия бытовых вещей.
Правда, как я уже упомянул, для русского человека печь не была просто бытовым предметом (но предметом быта). Отчего, «голландки» остались «голландками», а «шведки» - «шведками», и никак ни «печью».  Ну не распространила на них  Русь данное название.


Москва 18 века вообще очень примечательна строительством и новшествами в домовых печах. Такие архитекторы как Н.А. Львов (1751-1804) и И.И. Свиязев (1867) (последний  даже издал книгу «Теоретические основы печного искусства» где приводил примеры, как рассчитать сечение газовых каналов и дымовых труб) много уделяли внимания подобным печам. Увеличивающееся строительство высотной Москвы требовало и соответствующего отношения к печам. Так профессор Лукашевич С.Б. опубликовал «Курс отопление и вентиляция» , где также  можно встретить всевозможные расчеты.


Не обошли предмет вниманием и советские специалисты, так Л.А. Семенов профессор провел в 1939-1940 го испытания домовых источников тепла. Им указанно, что: «Рациональное отопление относится к важнейшим факторам, оказывающим влияние на создание комфортных условий, культуру обитания и экономику эксплуатации зданий. Наряду с развитием центральных отопительных систем в настоящее время остается актуальным применение бытовых печей, способных обеспечить необходимый тепловой режим здания. Печи изготавливают из керамического и огнеупорного кирпича и облицовывают декоративными теплостойкими материалами».


В процессе приготовления пищи в печах пользуются чугунками или рогачами, сковородниками (чапельник) и сковородами. Посуда изготавливалась из глины в дальнейшем из чугуна. При печи всегда был так называемый традиционный набор: три ухвата, 2 кочерги и сковородник, и  совок.
Заканчивая тему русской печи, хочется отметить, что печь это не только тепло, вкусно, но и спокойно и уютно (душевно).


Напоследок хочу привести слова незабвенного Сократа из его книги «Домострой»
«… самым ясным способом доказать это, как мы говорили, было бы при наступлении врага на страну посадить земледельцев и ремесленников отдельно и спросить и тех и других, находят ли они нужным защищать страну или, бросив ее на произвол судьбы, охранять городские стены. В этом случае, люди, связанные с землей, подали бы голос за то, чтобы защищать, а ремесленники - за то, чтобы не сражаться, но как они приучены с детства сидеть  без труда и  опасности…».
Думается подобный выбор стоит перед нами всегда


Рецензии