8. Модальное

Понятие модального - в один ряд с ним я бы поставил и понятия искусственного и катастрофического - входит в состав современных теорий, учитывающих элементы непредсказуемости происходящего или, по меньшей мере, некоторое препятствующее однозначным прогнозам несоответствие, между причинами и следствиями. Мы живем в модальной вселенной, в мире где уже нет соразмерных друг с другом субъекта и объекта познания. Причем модальность характеризует не только вещность(символические координаты предметности), материальные тела: благодаря нашему мышлению мы сами превращаемся в часть модального молекулярного космоса, в результате чего мир становится миром радикальной неопределенности. Если бы мы, имели дело только c цивилизационными эффектами, непосредственно осваиваемыми линейно организованной мыслью? Очевидно, диалогичность субъекта и объекта, все ещё сохраняла бы свою силу? Однако, отныне наш удел - не что иное, как модальное мышление, которое позволяет нам формировать только гипотезы, которые могут претендовать на достижение [псевдо]теории. Псевдотеории уже господствуют, в различных отраслях науки, когда названия животным, растениям, явлениям или микрочастицам, даются произвольно и зависят от лексикона того или иного антрополога, первооткрывателя. На мой взгляд за подобными теориями будущее и в современных исследованиях общества, политики. Теперь автономию той или иной модальности можно понять только лишь тоже имея некоторую автономию, модальность искусственную, составляющую основу традиционной философии. Однако надо помнить: такого рода новое взаимодействие с миром чревато опасностями. Что называть событиями {evenements} во вселенной, где царит хаос, где действие, казалось бы, несущественных, крайне незначительных факторов -- причин или первоначальных условий -- приводит к мирового масштаба, последствиям? Феномен изменения климата в этом плане необходимо рассматривать именно в контексте модального и хаотического, в глобальном контексте: никто не может взять под контроль климат, никто не в состоянии направить его развитие.


Существенной характеристикой нашего мира является и геометрия.  Я не буду здесь комментировать теоретические построения Геделя, его самосходящуюся прямую, поскольку я с ними недостаточно знаком, но в контексте модальности, бесконечное воспроизводство прямой линии, одной и той же смоделированой микроформы, безусловно заставляют вспомнить о нашей нынешней жизни -- в той мере, в какой мы явно оказываемся сегодня бесконечно малыми частицами социовселенной и в таком случае, пролиферация всей сосредоточенной в каждой из этих частиц информации, должна осуществляться по схеме катастрофического.


Модальность, когда она стала объектом социологического исследования, уже была феноменом вирусности, феноменом геометрии и феноменом виртуальным. В физике масс дают о себе знать все эти дополнительные измерения, каждое из которых формируется в определенный исторический период. Не является ли в таком случае нынешний индивид, индивидом полностью автономным, пусть и обладающий проблематичной целостностью, - но рассеяным, размноженным до бесконечности? По сути дела, в культурном отношении [дивид] уже клонирован, и ему нет смысла клонировать себя генетически. Возможно, конечно, он захочет иметь и биологических клонов, однако клоны в плане склада мышления и культуры у него, во всяком случае уже есть - сегодня это не вызывает сомнений.


Сталкиваясь с многообразными хаотическими и катастрофическими явлениями и наблюдая неуклонный рост их числа, мы вынуждены подвести итог, человеческий макромир, который, как нам казалось, постоянно расширяется за счет подчинения универсума силе рациональности, - это то, что заключено в очень небольшой сфере, расположенной внутри огромного и совершенно неконтролируемого микромира, модального мира микрофизики. Отныне норму составляет: искусственное, модальное. Что касается реального, смысла. Они выступают лишь отклонением, исключением из правила и потому представляют собой казус. Каким образом вообще цивилизационный эффект и реальность могли возникнуть в этой вселенной? Удалось ли получив в свое распоряжение ничтожно малую часть бескрайних просторов универсума, пусть и на очень короткое время закрепиться на этой территории?Благодаря чему сегодня, даже находясь на грани исчезновения, искуственная модальность умудряется поддерживать свою едва теплящуюся жизнь?


Рецензии