Работа заведующего лабораторией 1984-1985 гг

Рассказы о жизни в России

Глава 6. Борьба за творчество в конце застоя 1982-1987 гг.

   1984 год был годом рутинной  работы  заведующего лабораторией.  Писал докладные, планы, отчеты,  статьи, усиленно печатался. За год лаборатория наработала немало: получили пшенично-ячменные гибриды, гаплоиды ячменя, гибриды томата,  гибриды картофеля, трихомы которых удалось сфотографировать на  электронном  микроскопе у В.К.Лебского в Институте сельскохозяйственной микробиологии в Пушкине. Лаборатория расширялась, становилась на ноги. К концу года у меня работало 14 человек. Приобрел двух новых аспирантов. Получил первую в жизни премию. Блестяще защитилась моя аспирантка А.К.Абдулаева. Кончился медовый год, начались бурные дни напряженных отношений в лаборатории.  Сложно взаимодействовал с Р., А., З., хорошее творческое сотрудничество складывалось с Т.А.Гавриленко, С.Е.Дунаевой, некоторыми другими сотрудниками. В январе едва не стал доверенным лицом члена Политбюро ЦК КПСС Г.В.Романова.  Мне пришлось уступить настояниям секретаря партбюро ВИР Б. (я же только-только завоевал лабораторию) и поехать на окружное предвыборное совещание.
   Из дневника: 12.1.84. ... "После обеда поехал в ВИР, оттуда вместе с секретарем партбюро Б. отправился  в  Октябрьский райком КПСС и далее на автобусе в новый Дом политпросвещения напротив Смольного.  По дороге с напряженным внутренним  контролем  вел беседу с Б.  Почему он выбрал меня на роль одного из двух делегатов от ВИР на окружное предвыборное совещание (им нужен по разнарядке один беспартийный зав., а в ВИР их всего два, я и О.Д.Быков,  который сейчас в командировке) и даже на роль доверенного лица в выборах. Неужели он не боится скандала, если я не выдержу? Или не ощущает,  не осознает такой возможности? Скорее всего, последнее. Вряд ли  он настолько умен и уверен в себе,  чтобы мог думать сломать меня, что не удавалось другим.  Мы приехали на совещание за полчаса до начала.  Стадо, включая Б., бросилось в буфет покупать дешевые деликатесы.  Но распорядители сурово загнали всех в зал. Телекамеры, софиты,  фотографы.  Ужасный спектакль. Все зарегулировано, люди песчинки, только бессловесный компонент массы.  Конечно, практически все участники собрания давно переступили в своей психике черту, которая отделяет свободного человека от раба,  что связано с  ощущением  дискомфорта из-за  насилия над личностью.  Все как бы психически кастрированы и не испытывают влечения к свободному волеизъявлению.  Мне же  было  плохо. Плохо из-за отвращения к насилию.  И очень плохо из-за того, что я подошел к страшной черте, которую мне предстояло бы переступить, если бы я  стал доверенным лицом господина Романова,  выдвинутого кандидатом в депутаты Верховного Совета.  Или же я должен был  бы  пойти  на  очень большой скандал,  чреватый для меня самыми тяжелыми последствиями. Зачем я не отказался наотрез от предложения Б.!  Я и  так  сделал несколько движений в сторону этой страшной черты,  переход через которую мог бы сломить мою личность.  На  заседании  присутствовал  первый секретарь  Ленинградского  обкома Л.Н.Зайков и прочие господа.  В поддержку Романова выступили разные переделанные бывшие люди. … Несколько раз вставали. Я тоже, ибо не встать было нельзя. Но поднимать руку я себе не позволил, удержался  до конца.  И ни разу не хлопал,  хотя мое поведение на фоне единодушного хлопанья и вздымания рук выглядело  более  чем  странным. Все  же  я надеюсь,  что это было так только для узкого круга лиц, сидевших рядом.  На меня оглядывались, по меньшей мере, с недоумением. К счастью, Б. сел в другом месте зала.  Наконец, прошел почти час. И последний вопрос:  "выборы" доверенных лиц.  Начали читать список. Алесковский, Б..., В.... Я все ниже опускал голову, все тяжелее на душе. Наконец, С..., а затем ... без моей фамилии Т... Я ушам не поверил, а потом постепенно душа распрямлялась. Это Провидение, судьба, пославшая мне освобождение,  возможно за то,  что я сражался до конца, хотя и не сделал безрассудных шагов.  Она мне помогла. Я выходил из зала, а душа пела арию Германа в комнате Лизы после того, как в ней побывала графиня.  Домой, домой! Я не стал, естественно, искать Б. и помчался домой. Может быть, это еще не все, может быть, еще сообщат о том, что произошло недоразумение и я на самом деле "доверенное лицо". Но сейчас я снова уважающий себя,  я снова и по-прежнему свободный,  гордый человек".
   4.6.84. "... В характере человека необходимо сочетание достойного приятия неизбежного и способности полностью использовать благоприятные обстоятельства и даже создавать их".
   13.7.84. "... В прежние времена такие, как я, уходили в монастыри. Там было то,  что нужно мне:  близость к природе и богу,  простота быта, немного  постоянной  физической работы,  неспешные размышления о смысле жизни, здоровая незамысловатая еда, покой, порядок, тишина. Наша бурная жизнь частенько мне не по силам".
   Продал дачу в Погорельце своей дочери Оле и её свекрови. Кончился Погорельский период моей жизни. Отпуск провел в Куте, работал на участке, уставал, злился из-за безделья Киры, снова велись разговоры о разводе. Мучили боли в суставах. Продали часть урожая черной смородины в районное потребительское общество. Подарили с Олегом родителям телевизор Рекорд за 200 р. Общались с  ежатами, жившими на нашем участке.  В  октябре я летал в Новосибирск оппонировать по докторской диссертации И.Н.Голубовской. В ноябре ездил в Михнево под Москву проверять  в  составе комиссии анонимную кляузу на директора МО ВИР А.М.Медведева. Кира летала в Ереван-Тбилиси читать лекции от общества Знание. В ноябре получила пенсию 115 р. Мой сын Дима покупал виолончели, сначала за 4200 р. (я дал в долг 3400) аристократку из Тироля (или даже  Италии), а затем за 2000 р. виолончель Толиного (это хороший знакомый Димы) дяди. Дима также ездил на гастроли с оркестром В.Б.Дударовой в Югославию. Окончил Ленинградскую Консерваторию с отличием, получив красный диплом. Бабушка Лены Нина Алексеевна скандалила с Димой, грозилась донести,  что он настроен  враждебно  к  советской власти. У внука Андрея  начался период "Я хочу быть строителем железных дорог".
   В 1985 году активно работал в лаборатории и на конференциях.  Два раза сюжеты о лаборатории  показывало  ленинградское телевидение.  Вышло из печати несколько работ. Написал ряд статей, в том числе обзор по пшенично-ячменным гибридам для журнала «Генетика». Сдал в дирекцию первую заявку на издание книги объемом 15 печатных листов. Начал изучать цветок яблони, сразу найдя интересные закономерности.  Воробьева получила гибриды томата обыкновенного Lycopersicon esculentum и представителя рода картофелей Solanum lycopersicoides. За год лаборатория выросла до 17 человек. Отвоевал у директора В.Ф.Дорофеева Г.И.Пендинен, которая пошла ко мне в аспирантуру по пшенично-ячменным гибридам. Прочитал лекцию в Педагогическом институте по клеточной инженерии. В апреле выступил оппонентом по диссертации Е.М.Навасардян в Ереване.  В мае  делал доклад в Ялте на конференции в Никитском ботаническом саду.  Затем летал в Тбилиси с докладом, ездил с академиком ВАСХНИЛ В.Г.Конаревым в горы. Выступил с сообщением о  своих  работах на заседании Президиума Ленинградского научного Центра в присутствии академиков И.А.Глебова, А.Л.Тахтаджяна, В.А.Говырина. Летал в Душанбе с  основным  докладом  на  конференции по системам размножения растений, организованной директором Института цитологии и генетики Сибирского отделения АН СССР В.К.Шумным (ныне академик РАН). Ездил в экскурсию в заповедник Рамит в Варзобском ущелье.  По дороге в Таджикистан в Москве имел первую беседу с академиком ВАСХНИЛ Г.С.Муромцевым о переходе в его  Институт  прикладной  молекулярной биологии и генетики. Отговорил брата Олега от вступления в КПСС, а в конце года выиграл у заведующего отделом генетики А.Ф.Мережко схватку за Т.А.Гавриленко,  которую также пытались втянуть в КПСС. 
   Из дневника: «31.10.85. Прием  в  КПСС чем-то напоминает кастрацию.  Живое существо инстинктивно боится этой операции,  но,  пройдя  её,  становится спокойным, определившимся и чего-то уже не способным чувствовать и делать».   
   Весь год в лаборатории были авария за аварией оборудования, руки опускались. Летом случилась крупная передряга с Кирой,  у которой из-за нарушений  в снабжении аптек лекарствами кончился литий карбоникум. Она быстро вошла в возбужденное состояние, что привело к скандалам, доведшим ситуацию почти до разрыва. После  возобновления  приема  лития состояние Киры постепенно вошло в норму.  Дима и  Лена отремонтировали нам квартиру на Витебском проспекте в счет денег, взятых на покупку виолончели.


Рецензии