Небольшая несуразица в театре

"Вы любите театр, как люблю его я?" - именно с этого вопроса начинался монолог, который читала народная артистка Татьяна Доронина в одном известном фильме. Тот же монолог Всеволод Спиридонович Высокий исполнил приёмной комиссии, когда поступал в театральный вуз. Надо сказать, что его приняли с  первого раза и без всяких связей. Но это было давно, а теперь Всеволод Спиридонович не первый месяц с успехом играл роль Гамлета в театре. Причём как ему самому казалось играл превосходно, ведь зрители, полностью заполнившие зал, стоя аплодировали и кричали "Браво" во время поклонов вчерашнего спектакля, а он считал, что овации предназначены ему одному. А сегодня директор театра, присутствовавший на вчерашнем выступлении , пригласил Всеволода Спиридоновича к себе в кабинет ближе к вечеру. Все начали думать почему, по какой причине была назначена встреча, но актёр был абсолютно уверен в том, что директор вызывает его, чтобы поблагодарить за игру и возможно преподнести какой-нибудь подарок.

И вот наш герой набросив на предплечье своё зимнее пальто, с шёлковым шарфом, элегантно обвязанным вокруг длинной шеи, с прямой спиной, чуть вздёрнутым кверху носом, гордой походкой направился к кабинету директора. Остановившись у двери, он, как полагается культурному человеку вытер ноги о коврик, чуть кашлянул и спокойно, расчётливо постучал в дверь. Затем открыл её и просунув голову в проём, спросил "Можно?".

Кабинет директора был небольшой, но просторный. От двери к столу лежала ковровая дорожка, справа стоял большой шкаф, куда директор вешал пальто, в так называемом красном углу на полке были помещены видеомагнитофоны, а к стене прикреплён большой телевизор. Самый стол находился в дальнем левом углу, на нём в творческом беспорядке лежали документы, книги, папки, а так же стояла большая ваза с фруктами и сладостями. На стенах висели почётные грамоты, благодарности, на полках шкафа и на тумбочках подобно часовым были выстроены кубки, лежали медали, слегка покрытые пылью. Такое ощущение, что это не директор театра, а именитый спортсмен.

Сам директор, звали его Валерьян Андреич, полноватый мужчина пятидесяти шести лет, сидел за столом и собирал кубик-рубик.  Услышав стук, он отвлёкся, а увидев Высокого, поднялся и бросился ему навстречу.
- А, Всеволод Спиридонович, здравствуйте! Проходите-проходите! - сказал он актёру и с подобострастием пожал руку. - Прошу Вас к столу, присаживайтесь.
- Здравствуйте, Валерьян Андреич. - ответил актёр.
Услужливость директора понравилась артисту и он убедился в своих предположениях.
- Поздравляю Вас с очередным успешным выступлением! Зрителей был полный зал, все аплодировали стоя. Вы безусловно создали превосходный образ Гамлета!
Это так прельстило актёра, что он ещё выше вздёрнул нос и как бы надменно-снисходительно стал смотреть на собеседника.
- Ох, спасибо Вам! Благодарю Вас! - в свою очередь начал расшаркиваться Всеволод Спиридонович, как бы подчёркивая своё простодушие.
- Нет-нет, не благодарите меня, Вы по праву достойны похвалы, - начал Валерьян Андреич.
Тут директор невинно опустил глаза и, как и следует в неловкой ситуации, начал постукивать пальцами по столу. Создалась пауза. Всеволод Спиридонович уловил её и почуял неловкость директора. Ему это не понравилось. Валерьян Андреич приподнял глаза на Высокого.
- Однако понимаете, мне неприятно Вам это говорить, но кто как не я скажет Вам правду: всё же Гамлет немного другой.
Высокий, не переносящий критики, привыкший к тому, что ему всё время льстят, задрал нос ещё выше и ещё более надменно стал смотреть на директора.
- Как это другой? - спросил он.
- Понимаете...гм...у Гамлета, как бы Вам так сказать... не такие большие зубы. - мягко ответил Валерьян Андреич.
"Что такое?" - подумал про себя Высокий. - "Какие зубы? О чём он?"
- Я немного не понимаю Вас. Причём здесь мои зубы? - начал заводиться актёр.
- Ну... - уклончиво начал директор.
Высокий перебил его.
- Гамлет нигде не улыбается.
- Но придётся скалиться. - ответил директор.
- И что? И что с того? - недоумевал Высокий.
- Понимаете, у Вас немного кривой нос и тоже, кстати, большой. - Ответил Валерьян Андреич, пытаясь ударить актёра новой картой.
Высокому нечем было крыть, но он призвал на помощь свою гордость и самолюбие.
- Постойте, раньше Вы мне этого не говорили. И по какому праву Вы затрагиваете мою внешность?
- Ну, не горячитесь, Всеволод Спиридонович, - успокаивал артиста директор.
- Нет, - недоумевал актёр. - Я, ведущий артист театра, Всеволод Спиридонович Высокий!
- Рост у Вас, кстати, тоже того... - перебил его директор.
- Нормальный рост! - начал всё больше заводиться артист.
Снова создалась пауза, которую нарушил Валерьян Андреич.
- Ну поймите, - начал он уговаривать актёра, вскочив с кресла, - Гамлет несколько иной. У него другой типаж, более сильный темперамент.
- А, то есть Вы перечислили мои внешние, так сказать, недостатки и в принципе одно достоинство, чтобы перейти на внутренние качества? - горячился Высокий. - Гамлет - мечта моей жизни!
И тут Всеволод Спиридонович, не привыкший говорить в театре слово "вообще", не удержался и выпалил.
- В чём здесь вообще дело?
Директор молчал. Он привык слышать фразы "Это мечта всей моей жизни!", "Я без этой роли жить не могу" и относился к подобным словам с юмором.
- Нет, ответьте мне , в чём дело! - добивался актёр.
Валерьян Андреич начал издалека.
- Понимаете, вот у меня есть семья. Есть семья, - повторил он. - Так вот, мой сын, Алёшечка, в этом году оканчивает театральное училище, буквально через несколько недель выпускается. Я возлагаю на него большие надежды.
Всеволод Спиридонович начал догадываться в чём дело.
- Так вот, - продолжал директор, - он с детства, ей-богу не вру, с детства мечтает о роли Гамлета, а тут такая возможность...
Всё это время Валерьян Андреич смотрел то на свои сложенные друг с другом пальцы, то исподлобья на артиста.
- Тем более, что режиссёр не против ввода нового артиста и труппа почти единогласно проголосовала за новоиспечённую звёздочку.
Всеволод Спиридонович сидел выпучив глаза и раскрыв рот. Им овладевал шок. Лицо его покраснело, а на лбу начал выступать пот. В груди всё прожигало. Он не знал что ответить, но всё же собрался с силами и стал слушать дальше, уже готовя ответ.
- Нет, это не значит, что мы хотим попрощаться с Вами, - продолжал директор, - мы можем поставить Вас во второй состав или на другие роли, но имейте в виду, что все главные роли будет исполнять...
Он не окончил фразы, но было понятно кто будет играть все главные роли в спектаклях. Это было последним ударом для актёра. Он, Всеволод Спиридонович Высокий, ведущий артист театра, задействованный практически во всех спектаклях не мог смириться с тем, что его место займёт какая-то сошка, папенькин сынок, что он  отберёт Гамлета, над которым Высокий мучился не один год, о котором и сам мечтал практически с детства. А этот молокосос, бездарность войдёт в труппу и ему вот так спроста отдадут всё над чем работал артист. Он ясно представил себе откормленное лицо этого morpion, нагло улыбающегося ему в глаза.
Тут Высокий пересилил своё развитое воображение и старясь подавить волнение, обратился к директору.
- Валерьян Андреич, можно Вас попросить доверить мне одну роль. Нет, не главную, не переживайте.
- Да-да, конечно! - с видимым почтением и широкой улыбкой ответил директор.
- Можете мне доверить открывать и закрывать шторы у входа в зал? - вновь начал заводиться Всеволод Валерьянович. - Влево-вправо, влево-вправо! Взад-вперёд, взад-вперёд! - буквально кричал Высокий. - Я ухожу, прощайте! Завтра же напишу заявление! - гордо бросил последнюю реплику артист, резко встал и направился к двери.
Директор улыбнулся вслед уходящему актёру.
- Всеволод Валерьянович, может быть чаю?
Высокий обернулся, с презрением ухмыльнулся и хлопнув за собою дверью, вышел в коридор.
Валерьян Андреич с улыбкой потянулся, крякнул и нажал на кнопку вызова секретарши на телефоне.
- Танюша, принеси мне пожалуйста чайку, как я люблю, с лимончиком и тремя ложечками сахара.
"Завтра мой Алёшечка придёт на репетицию, надо бы на него посмотреть" - подумал Валерьян Андреич. Затем он взглянул в окно и увидел фигуру быстро шагающего артиста. На мгновенье тот остановился, отыскал глазами окна директора и их взгляды столкнулись. Высокий тут же выпрямился, закинул за шею шарф и уже медленной походкой важного человека направился дальше тернистым путём...

Да, уважаемый читатель, таковой может быть профессия актёра, таковыми могут быть реалии нашей работы и таковой может быть гордость артиста, тем более ведущего артиста театра.

Всеволод Спиридонович ушёл, на его место взяли сына директора и всё пошло бы своим чередом, если бы буквально меньше чем через месяц Валерьяна Андреича не судили за взятку в особо крупном размере и не дали бы ему два года, правда условно и то только потому, что его зять имел связи где надо. Его сына Алёшечку выгнали из труппы за пьянство, дебош, опоздания и срывы репетиций. Всеволод Спиридонович ушёл служить в любительский  театр и начал давать частные уроки по актёрскому мастерству.
Вот  такая небольшая несуразица произошла в одном театре.


Рецензии