Мосты его жизни
Северная столица отмечала праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, однако, день 21 ноября 1850 года был вдвойне знаменательным тогда состоялось открытие первого в России разводного створчатого моста через Неву. Петербуржцы всех сословий с утра спешили на молебен и освящение нового, доселе невиданного сооружения, связавшего центр города с Васильевским островом. Огромное скопление народа – свыше пятидесяти тысяч человек ожидало прибытия на торжество государя – Николая I и его свиты. Среди многочисленной разношёрстной толпы можно было заметить молодых людей в фуражках со скрещёнными молоточками – будущих инженеров – путейцев из Института корпуса путей сообщения, пришедших порадоваться за своего преподавателя, инженера и создателя открываемого моста – Станислава Валериановича Кербедза.
Николай I, сам военный инженер, прямо на середине моста обнял и поздравил С. Кербедза, вручив ему генеральские эполеты и орден Владимира III степени. Громогласное «Ура !» прозвучало над Невой, и вслед за каретами царя и его свиты толпа пешком устремилась по новому мосту. Позднее сам царь так напишет об этом большом для России событии: «В 21 день сего ноября открыт в моём присутствии мост, построенный через реку Неву, наименованный Благовещенским, и я, найдя сооружение его во всех частях отличным, прочным и изящным, вменяю себя в особое удовольствие изъявить совершенную благодарность и благоволение за ….исполнение одного из общеполезных памятников.»
Создатель моста – один из первых выпускников Института корпуса инженеров путей сообщения – С. В. Кербедз (1810 – 1899) успешно разрешил проблему постоянного сообщения через Неву, опровергнув невозможность такой постройки из – за сурового климата, сильного течения и глубины реки. До этого имевшиеся понтонные мосты – Исаакиевский, Воскресенский и Троицкий (Суворовский) приходилось постоянно разбирать перед паводками Невы. Новый мост, названный сначала Благовещенским, затем Николаевским (1855), лейтенанта Шмидта (1918) и вновь Благовещенским (2007) по сложности постройки не имел аналогов ни в Европе, ни в Америке. Петербургская газета «Северная Пчела» от 16 сентября 1844 года писала: «Самая постройка моста – дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такой удивительной точностью, изяществом, вкусом и из таких драгоценных материалов! Горы гранита перебрасывались сюда из Финляндии, и, как нежный воск, повиновались гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем, как под водою устраиваются прочные каменные фундаменты на укреплённом сваями грунте!» Вбивать сваи в дно Невы было делом необычайно трудным, даже при помощи специальной машины, изобретённой самим С. Кербедзем. Подводные работы проводились при помощи воздушных колоколов. Говорят, что для ускорения постройки нового моста, которая проходила с 1843 по 1850 годы, царь повелел за установку каждой его опоры повышать руководителя стройки С. Кербедза в следующий чин. Вряд ли это соответствовало действительности, так как автора и создателя моста мало заботили чины и почести.
Ещё до постройки Благовещенского моста был объявлен конкурс на создание проекта постоянного моста через Неву. С. Кербедз предложил свою конструкцию подвесного моста, признанную смелой и внёсшей громадный вклад в теорию мостостроения. Николай I счёл преждевременным столь сложное и дорогостоящее строительство, но автору в награду присвоил досрочное звание майора. В 1842 году С. Кербедз – молодой профессор прикладной механики предложил другой проект моста с чугунными арками в восемь пролётов с разводной частью в двадцать два метра посередине, который и был осуществлён.
Благовещенский чугунный мост стал самой популярной достопримечательностью Петербурга, посмотреть на него приезжали со всей России. Вот как описывал один из современников свои впечатления от увиденного: «Любимая прогулка – теперь Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днём он кажется прозрачным, будто филиграновый, лёгкий, как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающей между собой два города…»
Имя талантливого инженера, строителя мостов и железных дорог не только в России, но сейчас и за её пределами – С. Кербедза упоминается не так уж часто, но сделанное им в области науки и техники, трудно переоценить.
Станислав Валерианович Кербедз (9.03.1810 – 19.04.1899) родился в местечке Наудварис Паневежского района Литвы в многодетной польско – литовской семье. Восьми лет от роду начал учиться в паневежской шестиклассной монастырской школе. В 1924 году окончил её с отличием, затем перешёл в Ковенскую (Каунасскую) гимназию. Изучал физику и математику в Виленском университете. На юного Станислава оказал влияние его дядя – Игнатий Станиславович, экстерном закончивший Военно – строительную школу при Институте корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге и служивший прапорщиком в строительном отряде корпуса, занимавшемся прокладкой шоссейных дорог, водных искусственных сооружений. Он порекомендовал юноше стать инженером – путейцем. В 1928 году С. Кербедз был зачислен сразу на третий курс Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения. Ещё в студенческие годы он проходил практику в Литве на сооружении канала, соединяющего Балтийское море с реками Вента и Дубиса. После успешной сдачи экзаменов по восемнадцати дисциплинам Станислав остаётся при институте преподавателем прикладной математики. Учениками молодого учёного были будущие писатели – Григорович и Достоевский. С. Кербедза, владевшего несколькими иностранными языками, вместе с профессором П. Мельниковым отправляют заграницу для изучения опыта строительства железных дорог. Результатом командировки становится безотлагательное их создание в России.
Более десяти лет Кербедз преподаёт прикладную механику в своём институте. Директор этого заведения М. Герсеванов называет его «Нестором и учителем многих живых инженеров» (Здесь, старец Нестор из «Илиады» Гомера). С.Кербедз принимает участие в проектировании и строительстве железных дорог Петербург – Москва, Петербург – Варшава (протяжённость 1200 км, 1851 – 1862 годы). Впервые в Европе, на участке дороги, проходящей через реку Лугу (станция Преображенская) он возводит двухпролётный ферменный мост новой конструкции (длина одного пролёта – 55,3 м). За техническое решение соединения дороги Петербург – Варшава с Кенигсбергом прусское правительство наградило С. Кербедза орденом Красного Орла II степени. Совместно с прокладкой российских железных дорог и строительством на них мостов талантливый инженер решал и другие инженерные вопросы. Благодаря его предложениям были выбраны самые оптимальные варианты прокладки железнодорожных туннелей подхода к станциям Вильно и Ковно, ставшими первыми В России. Виленский туннель (длина 427 м) позднее был заменён обходом. Прокладка Ковенского туннеля (длина 1278 м) началась в мае 1859 года и закончена в январе 1860 года. 20 ноября 1861 года по туннелю проехал первый паровоз. С момента сдачи в эксплуатацию в мае 1862 года Ковенский туннель, претерпев разрушения и восстановления успешно функционирует и по сей день.
С 1861 года дальнейшая инженерная деятельность С. Кербедза связана с Польшей, его назначают начальником железных дорог. Накопленный в России опыт строительства мостов С. Кербедз использует при проектировании металлического моста через Вислу в Варшаве (шесть пролётов длиной по 79,25 м, каждый). Мост получил название Александровского, а его опоры оказались настолько прочными, что при его восстановлении в 1948 году после разрушений во время войны, стали основой для поддержки пролётов нового моста. Переименованный в Железный, этот мост стали называть мостом Кербедза. За свою деятельность в Польше С. Кербедз удостоился ордена Владимира II степени с назначением пожизненного годового содержания в 1500 рублей.
Возвратясь в Петербург, знаменитый инженер – академик занимается реконструкцией Петербургского и Кронштадского портов, вместе с другими учёными принимает участие в составлении первой русской энциклопедии по строительству и эксплуатации железных дорог. По случаю 60 – летия деятельности С. Кербедза была отчеканена золотая медаль с его изображением, а в 1889 году он получает орден Владимира I степени.
На склоне лет прославленный инженер уходит в отставку, избрав местом жизни Варшаву. Он занимается благотворительностью, интересуется медициной, особенно гомеопатией. Свою обширную библиотеку передаёт в дар Варшавскому обществу гомеопатов, отдыхает в своих имениях в Латвии и Италии. Станислав Валерианович Кербедз умер весной 1899 года и похоронен на Повонзковском кладбище Варшавы.
Следовав известному латинскому изречению - «Via est vita!» - «Дорога – это жизнь», можно с полной уверенностью утверждать, что жизнь С. Кербедза была посвящена дорогам, их прокладке и преодолению всех препятствий на верном пути.
Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №216022201257