Спасибо деду!

моему дедушке, Андрею Васильевичу Воробьёву посвящается
   
   Ночь. Кухня. Коньяк «за встречу» с приехавшим в гости двоюродным братом. Для меня этот 32-летний парень (мужчина, имеющий сына и бывшую жену, под метр девяносто ростом) навсегда останется маленьким мальчиком. Ведь я, как сейчас, помню день его рождения, отмеченный в моей памяти телеграммой, прилетевшей ясным декабрьским днём на другой край нашей большой страны.
   Поговорили уже вроде обо всём, новости, не рассказанные до этого друг другу в соцсети, тоже обсудили. Приседаю на тесной кухне перед раскрытой дверцей холодильника, дабы достать ещё закуски к почти закончившемуся коньяку. Брат замечает тату на моей пояснице.  Ха, не ожидал от сорокалетней сеструхи такого!  Уж десять лет, как сделала, и не одно!  Поясняю, что страсть к «картинам на собственной коже» испытываю с младых лет, так как безумно нравился наколотый орёл на груди нашего дедушки, ну и русалки, обвивающие его руки. Дед давно умер, и брат его, конечно, не помнит.
   «А какой он был, наш дедушка? Расскажи! Мама говорит мне всегда, что вот мол, будешь курить и выпивать – закончишь жизнь, как он. Он что, алкаш был?» - спрашивает брат.
   Сказать, что я была удивлена и шокирована этим вопросом – это ничего не сказать! Возмущению моему не было предела: «Как? Кааак?! твоя мама могла такое произнести?»
   «Ну, вроде он от рака лёгких умер», - смущённо произносит брат.
   «Ого! Это, наверное, потому, что курил, - говорю - и пальцы циркуляркой ему отрезало, потому что алкаш был?»
   «Ну, типа того…»
   «Ну, слушай, братишка…
   Начну с того, что дедушка наш полжизни прожил, считай, только с одним лёгким – добрую половину другого ему удалили. Причём это была первая в истории области операция, которую провели без распиливания рёбер! Причиной, приведшей к болезни, было, возможно и курение, к которому дед пристрастился с юных лет, но главной всё же была война…
   Пошёл на фронт он в 1944-м, «прибавив» себе один год, как многие тогда делали. Был сапёром, и маленького (145см всего – метр с кепкой) пацанёнка, симпатичного, с пухлыми губками, бывало, отправляли в разведку…переодев девочкой! Это я узнала от своей мамы, а дедушка мало, чего о войне рассказывал, но точно помню, что не смотрел художественных фильмов про войну, произнеся как-то, что «всё там неправда».  Мама рассказала мне и о том, отчего у деда отняли часть лёгкого, но я и так урывками слышала разговор его с моим отцом, когда дедушка рассказывал, что однажды пришлось трое суток просидеть по шею в реке, чтобы не быть обнаруженным немцами. Это и дало начало болезни..
   Служил он и после войны в течение пяти лет в армии, был награждён медалями, сейчас названия всех не помню: две за отвагу, одна за освобождение Варшавы, всего семь вроде.
   Помню, как в восхищении рассматривала наколку (тогда не было слово-тату) на его груди, а дедушка, смеясь, шутил, что это не орёл нарисован, а большой воробей! Фамилия-то – Воробьёв! И принимался рассказывать разные истории, например, как принимал непосредственное участие в съёмках документального фильма о взятии Берлина: стоял над макетом города и махал картонкой над «речкой», имитируя волны! Оказывается, он целый год проучился в кинематографическом училище! Бросил, однако..
   Много лет наш дедушка проработал в  краевом леспромхозе на пилораме, где и произошёл с ним несчастный случай: пилой отрезало три пальца правой руки. Я, маленькая, не понимала этого и всё просила деда разжать «спрятанные» пальцы. Он, как теперь вспоминаю, сердился, а я не унималась и вновь и вновь просила, царапая пальчиками его ладонь. Не знаю и не хочу знать, по-пьяни получил он эту травму, или нет – мне это неважно! Главное, знаю, что только один он во всём крае умело точил циркулярные пилы, и из других хозяйств приезжали учиться у него. И ещё провисел всю жизнь на городской доске почёта дедушкин портрет!
   А ещё дедушка привил мне истинную страсть к рыбалке! О!!! Уже с шести лет я не только имела собственную удочку, сделанную из орешника, но и умело могла привязать оборвавшийся ненароком крючок узлом «Уни», то бишь «Восьмёркой». А в 10-летнем возрасте поймала первого в своей жизни жирного-прежирного линя!
   А историю дедушкиных татуировок я узнала совершенно недавно от мамы. Оказывается, он наколол их, будучи…в тюрьме! Шёл 1955 год, и дедушка работал завскладом в совхозе. Так вот, председатель того совхоза своровал со склада зерно. Долго разбираться не стали, и деда посадили. Была подана апелляция, разобрались, судимость с невиновного сняли, а председателя посадили. Но длилась сия история целый год, и дед успел обзавестись орлом и русалками. К слову, бабушку с годовалой дочерью (моей мамой) на руках не приняли в дом её же родители, не поверив в невиновность дедушки, а приютили его родные.
   Вот, что я помню и могу рассказать тебе о нём, мой брат. Скажу ещё, что, однажды видела его слёзы. Будучи уже больным он пытался починить крыльцо в доме, но сил на это не осталось, и дедушка сидел на лавке и глотал слёзы своей беспомощности. Так он тогда это объяснил. Ему было 60, когда он ушёл. И он был очень сильным человеком до самого конца - даже находясь последнюю неделю жизни на обезболивающих наркотиках, ни разу не «сходил» под себя, а всегда вставал с постели, чтобы «справить нужду» в принесённое бабушкой ведро.»
   «Так что, наш дед – Герой?», - спрашивает брат мой, обалдевши от рассказа.
   «Конечно! А как иначе?!»
   «Ого! Я теперь буду им гордиться! А как ты думаешь, я хоть немного похож на него?», - последний даже не вопрос, а просьба.
   «Ну…немного похож…, - отвечаю, глядя на высокого и за сотню кг весящего брата, вспоминая  среднего роста, худощавого нашего дедушку – главное, живи достойно!»

22.02.2016г.

на фото А.В.Воробьёв (на первом - крайний справа)
    


Рецензии
В этой истории хорошо то, что нет идеализирования. Плохо, когда из людей чуть ли не святых делают. В такие истории не верится как-то сразу. Да и вообще, честность - хорошее качество, тем более что иногда так хочется всё приукрасить.

Тима Феев   17.06.2016 11:51     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за отклик! С уважением,

Лана Лес   17.06.2016 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.