Черепахи

Это было в середине 70-х годов. Моя семья после долгих обменов получила , наконец, новую трёхкомнатную просторную квартиру в новом 12-этажном доме в районе Медведково. Район только ещё застраивался , никакого метро и в помине не было, зато сразу за домом начинался зелёный луг, где паслись коровы, а дальше бежала река. Квартира по нашим меркам была сказочная: две просторные  комнаты, одна поменьше, огромный коридор, по которому дети могли кататься на трёхколёсном велосипеде. Комнаты все изолированные и большая с видом на реку лоджия. Естественно, «удобства» раздельные , а кухня 10 метров. По московским понятиям мы попали во дворец! И главное ни копейки никому за эти хоромы не заплатили. Муж с первых же дней стал что-то циклевать, строгать, доделывать то, что по его понятиям строители не доделали, мы же с детьми целыми днями гуляли по лугу, у реки, разглядывали местность. Вдруг на второй или третий день наших прогулок прямо к нам пришла черепаха. Детей вокруг не было, взрослых тоже. Дочь большая любительница животных сразу же взяла её себе. Она побежала домой, нашла ящик застелила его травой и посадила свою Тартилу. Потом мы ходили по лугу и рассматривали растения, листья, чтобы угадать, что черепаха захочет есть. Нарвали всякой всячины, принесли и положили ей в ящик. Очень скоро мы поняли, что ей нравится, а что нет. Этой травой и стали кормить свою Тартилку. А дня через два вдруг к нам явилась ватага ребят примерно возраста дочки, ей тогда было 8 лет, и потребовала вернуть их черепаху. «Это не просто черепаха, а учебное пособие для стрельбы ,и она нам очень нужна!» Мы ничего не поняли сначала, но потом ребята объяснили, что мальчишка-хозяин черепахи привёз её со старой квартиры и обучал всех местных мальчишек стрельбе по движущемуся объекту. Они делали из песка заграждение, на которое пыталась влезть черепаха, а пока она лезла , парни обстреливали её камнями. Панцирь был как бы мишень. Кто точнее и больше попадал, тот победитель.

Дочь категорически заявила, что она мучителям животного её не отдаст. Парни пытались возражать, но, поняв, что я тоже на стороне дочери, ушли, пообещав отнять её, как только дочка выйдет с ней гулять.  Теперь мы выгуливали Тартилку подальше от дома.

Прошло, наверное, лет пять. Я в это время работала в школе, у нас в биологическом кабинете существовал целый живой уголок, где были и черепахи, их приносили школьники, которым или надоело с ними заниматься или родители настаивали , чтобы они черепаху из дома убрали. В большом ящике уже скопилось 6 средних черепах и две большие. Все пустынные, все любители сочных листьев, в крайнем случае, капусты. В этом уголке, кого только не было, был просто небольшой зоопарк. И вдруг, какой-то очень рьяный работник сан эпидстанции составил протокол о том, что животные могут заразить детей разными болезнями и предписал анулировать живой уголок. Белку, рыбок , белых крыс ребята разобрали по домам быстро, а вот черепах никак никто не брал. Тогда я, у которой тоже была лаборантская комната, как у химика, и она не проверялась этими эпидемиологами, перетащила коробку с черепахами в свою лаборантскую. Я за ними ухаживала, кормила, только гулять не выводила, но так как коробка, где они жили, занимала четверть лаборантской, то я считала, что путь гуляют там. К началу лета мне удалось пристроить двух черепах, а 4 средние и 2 большие поехали ко мне на дачу. Там я им сделала загон на траве, но две из них через него перелезли и скрылись в неизвестном направлении. Позже соседи по даче, отловив беглянок, принесли их мне назад. На панцирях мне пришлось яркой краской сделать метки, чтобы легче их было искать в траве.  На даче также нашлись люди, что захотели взять средних черепах себе на воспитание. Так у меня остались лишь две большие и одна средняя у моих ребят. Но этой средней не повезло. Мой внук, которому тогда было года 2-3, решил узнать, как черепаха устроена, рядом с ним в это время никого взрослых не было. Внук же старательно вынимал черепаху из панциря, она естественно сопротивлялась, пока могла, но взрослые подошли слишком поздно, когда черепаху он уже загубил. Так у нас осталось 2 большие черепахи. Родные из Ленинграда увезли одну из них к себе, где она у них и живёт по сей день, а вторая большая вот уже 40 лет  живёт в моём доме. Дети мои давно выросли. Имеют свои семьи, своих детей. У дочки есть любимая собака, сыну, у которого аллергия и пушистых зверей ему заводить нельзя, я в этом году подарила крошечную болотную черепаху. Он с моей внучкой ухаживает за ней. У меня кроме Тортилы живёт дома кот. Он домосед, всего боится и на улицу не ходит. Мы же с черепахой в тёплую погоду гуляем во дворе, а зимой она практически целые месяцы спит в чемодане. Изредка только поест немного капусты и опять спит. А ещё она любит, когда я сажаю её в ванную с тёплой водой. Тогда моя черепаха плавает, одновременно освобождает все свои залежи в желудке, также очень любит, когда я после её купания смазываю панцирь подсолнечным маслом. Вот так спасение животного иногда растягивается на многие годы. И я не жалею об этом . Животные украшают жизнь.

 


Рецензии