Рецензия. Дьяволиада в театре ЦЕХЪ

Бытует мнение, что нельзя в одну реку войти дважды. Воистину, это так! Вот и вчера мне довелось побывать во второй раз на спектакле «Дьяволиада» в театре «ЦЕХЪ», с теми же декорациями, под руководством бессменного режиссера Юрия Васильева, но, уверяю, это был уже совершенно другой спектакль! Посетив упомянутую постановку впервые, я призналась в любви и театру, и актерам, и режиссеру, но теперь я с удовольствием признаюсь в любви вторично, поскольку влюбилась в «ЦЕХЪ» и его героев заново.

«Дьяволиаду» Булгакова (опубликована в 1924г.) относят к одним из самых неоднозначных, но, бесспорно, одним из самых ярких его творений. Читая строки Михаила Афанасьевича, попадаешь в мир, способный довести человека до безумия. Видение и сценическое воплощение этого произведения режиссером Юрием Васильевым потрясает свежестью и неординарностью. В своем вступительном слове Мастер акцентировал актуальность постановки: «Ничего не изменилось». Трудно спорить, особенно, пережив это талантливое, захватывающее театральное безумие.

Из кромешной тьмы стала стремительно разворачиваться «Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (по тексту М.А. Булгакова), повествующая о бюрократической «мясорубке», равнодушно перемалывающей тысячи людей, история о вечной борьбе человека с «системой», в которой он, как правило, всегда оказывается проигравшим.
В спектакле задействовано всего три актера – Арсений Воробьев, Ниеле Мейлуте и Алексей Фролов. Но сколько это актерское трио создало образов – уму непостижимо! Целый калейдоскоп персонажей: от «бильярдного шара на ножках» до случайной «Бабы», которую встретил на пути своей дьявольской гонки Коротков. И каждый персонаж был исполнен искрометно, с неподражаемым профессионализмом и вызывающей восхищение убедительностью. Особенно хотелось бы отметить мастерское умение исполнителей манипулировать ресурсами своего голоса и пластики в момент создания образа. Все актеры справились с поставленными задачами блестяще!
Весь спектакль был пронизан мистикой насквозь. Сценические метаморфозы не прекращались ни на минуту. Актеры жонглировали своими персонажами, а зрители только успевали следить за их перевоплощениями. Мизансцены повергали публику то в гомерический смех, например, когда Коротков пытался угнаться за отъезжающим Кальсонером, то в оцепенение от ужаса, (сцена убийства Дыркина чудовищем в жуткой маске, причем, чудовищем оказался несчастный же Коротков, но уже обезумевший и перевоплотившийся).
Действие длилось сплошным потоком без антракта, но воспринимался спектакль удивительно легко, что называется, «на одном дыхании». Этому способствовало в немалой степени музыкально-звуковое оформление. Неожиданные, фантастические звуки вдруг сменялись зажигательным джазом, который, в свою очередь, перебивала разухабистая русская народная плясовая, неожиданно трансформируемая в нечто медитативное и фоновое. И все это вертелось в вихре сценического представления с бешеной скоростью. Кстати, необходимо сказать об ощущении времени в спектакле. Динамику стремительного развития уравновешивали «провалы» пауз и замедления, когда время вдруг начинало растягиваться и растекаться, а в моменты безмолвия над зрительным залом и сценой нависала тяжелая, звенящая тишина. Этот успешно примененный организационно-игровой прием обусловил целостность, стройность структуры постановки и гармоничность восприятия спектакля.

Зрители щедро одарили исполнителей и режиссера аплодисментами. Вполне заслуженно, надо сказать!
После спектакля Юрий Васильев поздравил всех причастных с премьерой и подчеркнул, что, несмотря на прошлые постановки, именно эта премьера была настоящей. Я, как верный и восхищенный зритель, сердечно поздравляю всех, кто исполнял и творил этот замечательный спектакль. Поставить произведение гениального Булгакова – огромная ответственность. Боюсь загадывать, но, полагаю, сам Михаил Афанасьевич непременно оценил бы по достоинству постановку театра «ЦЕХЪ».

Финал стал агонией эмоциональной напряженности сюжета и подытожил всю дьявольскую гонку ужасающим своей безысходностью многоточием. Спектакль оборвался трагической гибелью несчастного Короткова, когда торжествующий бес взял одну из разбросанных повсюду спичек – достояние Спимата – и сломал ее. Аллегория вполне очевидна: толи спички, как люди, толи люди, как спички... И с какой легкостью, порою, жизненные обстоятельства ломают людей!
- Следующий! – цинично произнес Алексей Фролов в роли беса (или бес, в роли Алексея Фролова!?) и вызывающе пронзительно оглядел зрительный зал. А по спине – холодок и, право, не по себе как-то…
Зал оглушили аплодисменты и гремящее со всех сторон «браво!». А мне под гвалт оваций вдруг подумалось: «Дал же Бог талант, чтобы поставить этакий спектакль! Или это происки черта? Одно слово – Дьяволиада!»


Рецензии
У нас в Уфе тоже была театровед и театральный критик Зоя Львовна Коган.
Так и прожила больше 80 лет старой девой.
НО зато много интереснейших разносов опубликовала на радость старушкам.
Спасибо критикам.

Игорь Степанов-Зорин 2   15.01.2017 03:45     Заявить о нарушении
Быть старой девой, полагаю, меньшее зло, чем быть похотливым, старым потомком угасшего рода, необоснованно претендующего на голубую кровь, коих осталось не так уж много. Спасибо революции.

Светлана Курносова   15.01.2017 04:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.