Симфонический оркестр в Доме ученых

На концерт 6 февраля 2016 шла, сомневаясь, что получу удовольствие от услышанного. 
Из материалов об оркестре в Интернете  узнала, что Симфонический оркестр имени А.П.Бородина в Центральном Доме ученых можно назвать «Художественной самодеятельностью».
Я стараюсь не встречаться с таким явлением как «Самодеятельность».
Значение слова по Ожегову:
«Самодеятельность - Непрофессиональная театральная, исполнительская, художественная деятельность
Самодеятельность Самовольные действия».

И многие мои друзья сейчас вообще стараются держаться подальше от  «концертных залов». Динамики и микрофоны с «современной громкостью» просто пугают.

Пригласила на концерт  Любовь Шарнина. С её творчеством знакома, и её исполнение любого вокального репертуара всегда удовольствие, всегда открытие совсем новых оттенков большей частью Великих произведений. И шла слушать её.
Но вдруг… 
Оркестр под управлением профессора Павла Ландо…
 
Уже давно музыка в современном изложении перестала радовать и удивлять. И вот…
Хорошее это дело получить вот такое «ВДРУГ».
Настоящий Вивальди! Нежность и чистота звучания  оркестра. Настоящая камерность и симфонизм.
Стиль Вивальди отличают мелодическая щедрость, динамичность и экспрессивность звучания, прозрачность, стройность в сочетании с эмоциональным богатством. И всё это привел в концертный зал Центрального Дома ученых оркестр под управлением П.Б.Ландо, и дал возможность услышать настоящую Музыку  публике в зале.

Выступление учениц профессора Л.А Шарниной доставило не только удовольствие, но и привело на сцену девушек-вокалисток, которые исполнили необычный сегодня репертуар. Редко можно услышать теперь Дж.Перголези, К.Дебюсси, Э.Грига. Можно, конечно, поискать в Интернете то, что обозначено в программе концерта. Но ведь это записи…  А на сцене в зале Дома ученых было «живое исполнение». 
     Хорошие будут певицы! И еще многое получат от своего замечательного профессора Любови Александровны Шарниной. Доберут то, что отличает этого преподавателя от многих сегодняшних вокалистов.
      Она – настоящий Музыкант. Не довольствуется чисто «техническими» возможностями вокала. Ей удается донести смысл и драматургию исполняемого. Она не только мелодии воспроизводит. Она создает новые образы, новые характеры персонажей, т.е. тех, о ком рассказывает произведение.
Пример?
 Хабанера из оперы Ж.Бизе «Кармен». Другая у неё Кармен, нежная и загадочная. И жаль, что не встретим сегодня мы запись её исполнения этой знаменитой арии.

Из истории русской Музыки.
В середине ХIХ в. положение профессиональных музыкантов в России было сложным.
Часть их продолжали быть крепостными помещиков; музыкальная деятельность как профессия не была легализована, и закон признавал лишь тех музыкантов, которые состояли на службе в казенных учреждениях. Лицам дворянского звания закон косвенно запрещал заниматься профессиональной музыкально-сценической деятельностью (открыто занимаясь ею, они обязаны были отказаться от дворянского звания).
Концертная жизнь также была скудной, особенно в Москве. В Петербурге с 1802 г. существовало Филармоническое общество, которое, хотя и нерегулярно, все же знакомило слушателей с музыкальными новинками. А в Москве не было специальной концертной организации, и серьезная музыка звучала редко. 
Основным источником распространения музыки было камерное музицирование, которое, хотя и было распространено в дворянских и богатых купеческих семьях, все же охватывало узкий круг людей. Вместе с тем в обществе возрастала потребность в хорошей музыке.
В России уже существовала композиторская школа; создавались произведения, обессмертившие отечественное искусство.  В.В.Стасов и композиторы «Могучей кучки» во главе с М.А.Балакиревым, справедливо полагали, что необходимо прекратить подражать Западу и начать  способствовать развитию русского  искусства. Во всех отношениях музыкальная культура России переживала обновление. Начиналась Эра русской музыки.
И это естественно, ведь изменения происходили в это время в общественной жизни, науке, литературе, живописи России. 
Не осталась в стороне и музыка. И во многом это было связано с деятельностью композиторов, вошедших в «Могучую кучку». Так называлось творческое содружество композиторов, возникшее на рубеже 50 —60-х годов Х1Х века.
Оно было известно также под названием «Балакиревский кружок», или «Новая русская музыкальная школа». На Западе кружок называли «Пятеркой» по количеству входящих в него музыкантов. Название «Могучая кучка» дал содружеству В. В. Стасов. В одной статье он писал: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов».
Кружок складывался в течение нескольких лет (1856 —1862) вокруг Балакирева.
Раньше других с Балакиревым сблизился военный инженер по профессии, композитор и музыкальный критик Цезарь Кюи. Это было в 1856 году.
Спустя год к ним присоединился офицер Преображенского полка Модест Мусоргский. В ноябре 1961 года в содружество влился 17-летний выпускник Морского офицерского корпуса Николай Римский-Корсаков. Осенью 1862 года в доме профессора Боткина состоялось знакомство Балакирева с молодым ученым, профессором Медико-хирургической академии Александром Бородиным. С осени 1865 года после возвращения Римского-Корсакова из кругосветного путешествия собрания кружка стали проходить в полном составе.
На собраниях «Могучей кучки» молодые музыканты изучали лучшие произведения классического наследия и современной музыки. Причем эти встречи были не только школой профессионального мастерства. Здесь складывались их эстетические взгляды. «Кучкисты» читали произведения Мировой классической литературы, обсуждали политические, исторические события. Идеологом кружка был Стасов.  Нередко он подсказывал им замыслы будущих творений: предложил Бородину написать оперу по «Слову о полку Игореве», подал Мусоргскому мысль о «Хованщине».
Удивительно теплая дружеская атмосфера царила внутри «Могучей кучки». Члены кружка всегда были друг для друга надежной опорой, готовы были поделиться идеями, сюжетами, прийти на помощь.
Например, Балакирев и Мусоргский подсказали Римскому-Корсакову сюжеты симфонии «Антар» и оперы «Псковитянка». Сборник алжирских мелодий, из которого композитор взял основные темы для симфонии, ему подарил Бородин. Мусоргский передал Римскому-Корсакову план музыкальной картины «Садко». А Римский-Корсаков после смерти своих друзей проделал титаническую работу по завершению или оркестровке опер Мусоргского «Хованщина», «Борис Годунов», «Женитьба», оперы Бородина «Князь Игорь».
Всех членов содружества объединяло стремление продолжить дело Глинки во славу и процветание Отечественной музыки. Члены «Могучей кучки» продолжили дело собирания русских народных песен, чьей красотой они восхищались. 40 русских народных песен собрал и обработал Балакирев, 100-Римский-Корсаков.
Они не просто восхищались фольклором. Любовь к русской песне наложила отпечаток на стиль произведений самих композиторов, отличающийся национальным колоритом.
В 1860 г. в Петербурге, в помещении Михайловского дворца (ныне «Русского музея»), по инициативе А.Г.Рубинштейна открылись общедоступные Музыкальные классы. Их программа преследовала цель привлечь широкий круг любителей музыки к профессиональному образованию и предусматривала обучение теории музыки и пению.
    Осенью 1862 г. состоялось торжественное открытие Петербургской консерватории – первой русской консерватории. Именно Консерватория стала готовить профессионалов-музыкантов.

А теперь о том, почему оркестр Дома ученых  должен быть популярен и любим публикой.  И почему телеканалы должны соревноваться за то, чтоб с экранов звучала всё-таки не только очень современная, но такая надоевшая попса.
С одной стороны, музыка – это развлечение. В нашем распоряжении радио и телевидение, диски – объем музыкального материала огромен. Но в то же время музыка может выполнять воспитательные и даже идеологические задачи.
Основной особенностью симфонического оркестра имени А.П.Бородина является его «любительский» состав.  Музыканты оркестра – люди самых разных профессий – отдают свое свободное время служению искусству.  Именно это и является поводом говорить о том, что традиции русской классической музыки не ушли в историческое прошлое. Оркестр имени Бородина ЦДУ РАН о них помнит и не потеряет, пока будет жить и радовать выступлениями.

С 1981 года бессменным художественным руководителем и дирижером оркестра является профессор Московской государственной Консерватории Павел Борисович Ландо.  Музыка для него это не только один из видов искусства, но и особый язык общения. С ее помощью он делится мыслями, чувствами и эмоциями.
Дирижер — это мастер убеждения и внушения, знаток психологии отношений, который может найти нужный подход и правильные слова для каждого исполнителя.  Движением дирижерской палочки, жестами, мимикой дирижер передает оркестру  свое понимание, свое толкование музыкального произведения. Оркестр — это инструмент, на котором он «играет».
П.Ландо о себе:
«Дирижерская профессия очень трудна. Помимо хорошего развитого музыкального слуха требуются большие специальные знания по всем разделам разветвленной музыкальной науки, специальная дирижерская одаренность, способность передавать коллективу людей свои представления о характере и оттенках исполняемого произведения, воля и многие другие качества. Но главным, на мой взгляд, в дирижерской профессии является беспредельная любовь к музыке, вера в ее главную миссию — объединять людей, делать их добрее, чище, наполнять жизнь человека высокой поэзией музыкального творчества гениальных представителей человечества — творцов музыки. Я полагаю, что, если человек знает и любит народное творчество, знает и любит музыкальную классику русских и зарубежных композиторов, он и работать будет иначе — творчески активно».
В апреле 1994 года газета «Вечерняя Москва» напечатала заметку «Учёные и не на такое способны». В ней кратко приводится история жизнедеятельности оркестра Дома учёных и рассказывается о его успехах.
Участники оркестра считают, что игра в оркестре способствует раскрытию в них совершенно новых качеств.
Оркестр имеет сложившиеся традиции, среди которых – выступления с художественными коллективами Дома Ученых, музыкальное воспитание московской молодежи и студенчества, музыкально-литературные салоны, сотрудничество с известными исполнителями.


Рецензии