Разговор с Анной Герман

               

В эпоху, когда любой сильный голос воспринимается как откровение, отодвинуты на второй план, а то и вовсе забыты иные критерии. Если внимательно вслушаться в пение исполнителей той поры, когда планка была куда выше, все это всплывет.

Казалось бы, Герман – певица лирическая. Но сколько разнообразия, полутонов, оттенков смысла было в этой лирике! Каждая песня – миниспектакль, история жизни, которую она проживала. Тогда композиторы старались не повторяться, искать содержательную, психологическую новизну. От исполнительницы требовалось ювелирное мастерство. Она выделялась из тысяч сопрано вовсе не тем, что брала ту или иную ноту и долго ее тянула. А умением донести содержание песни. Сыграть роль придуманной героини.

Ее называли ангелом. Почему? Из-за тембра? Не думаю. В ее интонации ощущалось человеческое тепло. Она согревала. Это напоминало беседу с другом. На самые разные темы. Достаточно смело. Как исповедь. И ее лирическая героиня совсем не была однозначной.

Существует много штампов в восприятии советской эпохи, как поры идеологических запретов. Они, конечно же, были. Но творчество той поры отнюдь не было таким, каким его воспринимают представители молодого поколения. Или те, кто знакомы с ним по верхам. К примеру, песня в исполнении Анны «И меня пожалей». Любовный треугольник. Роман с не свободным мужчиной. И как интересно это тогда трактовалось! Ни пошлости, ни осуждения, ни мнения правящей партии и т.п. Это тонкая зарисовка – муж жалеет жену и бережет ее, скрывая правду о любви к другой женщине. Любовница (героиня Анны Герман) страдает и терпит, не решаясь ему пожаловаться. И только в конце у нее вырывается: «И меня пожалей». И достаточно было тогда таких героев, ситуаций в книгах, фильмах, текстах к песням.

Советская пора в искусстве – время неоднозначное, сложное. Высокого мастерства. Другое дело – что по причине цензуры мы были лишены тех новаторских тенденций, которые укоренились в западной эстраде (культ ритма, а не мелодии, то есть музыка скорее ритмическая, чем мелодическая). И к нам все пришло с большим опозданием.Мне самой ритмическая ближе и интереснее, но это не мешает мне отдавать должное мелодической. Кстати, Герман очень чутко и четко улавливала ритмическую структуру песни – к примеру, хит «Танцующие Эвридики».

Анна на сцене не только возвышенно и красиво страдала, как думают те, кто знаком с двумя-тремя самыми ее известными хитами, она исполняла шутливые песни («А он мне нравится»), жанровые (танцевальные, колыбельные), драматические, трагические, детские. Одна из ее самых интересных песен – «Пожелание счастья». Она кинематографична. Это вальс, и нужно, исполняя песню, изящно доносить ритм и дыхание этого танца. Героиня Анны вспоминает юность: в сорок первом году она танцевала этот вальс со своим женихом, он погиб, и теперь спустя много лет она снова слышит эту музыку, смотрит на юных девочек и желает им счастья. Сколько всего в коротенькой композиции – ностальгические воспоминания, грусть и радостное обновление. Исполнительница разговаривает со слушателями – то спокойно, то приглушенно, то весело, превозмогая боль. И певице надо было сыграть всю эту гамму чувств.

Ее героиня – рассказчица. Она не всегда активный участник той или иной сюжетной истории, может быть и сторонним наблюдателем. Сохранить отстраненность. Ее пение – это речь. Именно к такому эффекту она и стремилась.  Анна не рвала на себе волосы и не кричала о своих страданиях, она скорее их приглушала, чем обостряла, но эффект от этого только усиливался. «Последняя встреча» - спокойно рассказанная трагическая история. Каждый раз она одну и ту же фразу текста припева пела по-разному – стараясь показать разные стадии горя. И ей это удавалось. Она работала над интонацией – как драматическая актриса. Замедляла темп, выделяла слова, что иной раз необходимо.

«Снова мамин голос слышу» - одна из лучших в ее репертуаре. Тема, понятная каждому, - воспоминания о своей матери. Анна спела ее так, будто рассказала свою жизненную историю. Она умела вживаться в роль. Но в реальности все получилось иначе – именно мать надолго пережила свою дочь. По крайней мере, от этой боли Анна Герман при жизни была избавлена.

Культура звука, сдержанность, внутренняя опрятность – все это близко академической манере пения. И она исполняла песни, по духу близкие романсовой лирике, «Аве Мария».

От камерной лирической певицы требуется умение контактировать с аудиторией – бережно доносить смысл каждой фразы, психологических и жанровых нюансов. Лирика – это не только влюбленность, а вся гамма личных переживаний человека. Любовь во всей полноте понимания смысла этого слова -  к природе, родине, искусству, науке, разным людям вообще (друзьям, родственникам, знакомым, кумирам и т.п.).

У героинь Анны Герман не было ничего общего с плакатностью. Они совершали ошибки, иной раз не могли в себе разобраться, но было в них нечто общее – энергия доброты. А она вневременная.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.