Ответы на вопросы

Ответы Руты Марьяш на вопросы учеников 5 класса Рижской Еврейской школы к юбилею школы .Их классная руководительница -  Лариса Владимировна Колесникова.

- Мы знаем, что Рижская школа -  первая  Еврейская школа на территории Советского Союза.

     Да, это именно так -  осенью 1989 года в Риге открылась первая и единственная тогда во всем Советском Союзе еврейская школа.
    До Второй мировой войны (1941 г.)  в ССР на идише  говорило три миллиона  евреев. Еще существовали еврейские школы, детские дома, очаги еврейской культуры, издавались газеты, книги, работали театры.Всё только на языке идиш.     Иврит там был объявлен " контрреволюционным", "антисоветским" языком. Был запрещен обряд обрезания,  свадьбы с "хупой", надгробные надписи на иврите и изображение на памятниках шестиконечной звезды.
     По-другому обстояли дела в довоенной  независимой Латвии. Здесь были еврейские школы с языком преподавния  на идиш, иврит, немецком, латышском - и др.,  были молодёжные еврейские общественные организации.Были синагоги, еврейский театр на улице Сколас,6, в здании еще до Первой мировой войны построенном на средства латвийских евреев.
      .  В семьях соблюдались еврейские традиции, ели традиционные еврейские кушанья, в кошерных лавках "Ахдут" и Барона продавалась. говяжья "еврейская" колбаса, говяжьи, красные от селитры языки и грудинка.Многие еврейские девочки носили на шее кулоны с изображением Мойше Рабейну - пророка Моисея.
     Всё изменилось летом 1940 года, когда Латвия стала частью Советского Союза. Еврейских школ не стало - одни закрыли, другие объединили. В Риге, на улице Лазаретес начала работать 18 рижская русская средняя школа, в которой, начиная с 6 класса, были собраны ученики  4-х  разных еврейских школ -  «Иврит», «Эзра», «Раухваргер», «Сабиедриска».
     А через год началась война, Холокост. Убили  и моих сверстниц и подруг по школе: темноволосую, кудрявую Песю Шрагец, светленькую  сероглазую Дебору Цивьян, Шулю Пайкину с тонкими шелковистыми косичками, хорошенькую Мусю Клиот, пухленькую Иоузи Граевскую - таких домашних, нежных, благовоспитанных девочек... Спаслись единицы.
     И после войны  еврейских школ здесь, в советской Латвии, как и во всём Советском Союзе, уже  не существовало. Ееврейские дети учились в  русских, или  латышских школах.

- Где, когда, кому конкретно пришла эта идея? Или это результат коллективного единомыслия?
         
     Долгие годы  эта идея возникнуть не могла, т.к. тема еврейской культуры оказалась  в СССР под запретом, а советское еврейство жило в постоянном напряжении,в ожидании беды.
После нападения нацистской Германии, в начале 1942 года по инициативе властей в Москве был создан Еврейский антифашистский комитет – ЕАК, в который вошли многие крупные советские деятели науки и культуры еврейского происхождения, использовалась их известность, их связи за рубежом, чтобы привлечь деньги евреев всего мира для поддержки советских вооруженных сил. Но, как только  ЕАК выполнил свою задачу, он был отторгнут системой и уничтожен. Руководителей ЕАК обвинили в заговоре с целью отделения Крыма от СССР и в 1952 году расстреляли. Затем последовало зловещее сообщение о деле «убийц в  белых халатах", аресты, унижения, пытки…
     Замалчивалась и тема Холокоста. Воспоминания бывших узников концлагерей и гетто не публиковались. Под видом борьбы против сионизма печаталось множество антисемитских брошюр, появлялись черносотенные, шовинистические публикации в журналах, даже юдофобские романы.
Был ликвидирован знаменитый на весь мир Государственный Еврейский Театр, а для поддержания иллюзии еврейской культурной жизни, в Москве был создан полупризрачный  гастролирующий еврейский театр. Изредка по радио передавались еврейские народные песни, гастролировали единичные исполнители песен на идише.  Издавался  единственный в стране  литературный журнал на языке идиш "Советиш Геймланд".
     Существовали негласные запреты: евреев не принимали в некоторые учебные заведения, ограничивали поступление в аспирантуру, препятствовали продвижению по службе.   
     В советской Латвии, как и во всем Союзе, любая организованная самодеятельность евреев жестко ограничивалась, подавлялась. Но  здесь было несколько молодёжных кружков по изучению иудаики, языка иврит; руководителей таких кружков репрессировали, еврейские активисты находились под негласным надзором.
      В Риге, начиная с шестидесятых годов, ежегодно 9 мая в День Победы неофициально собирались некоторые учителя и бывшие ученики довоенных, рижских еврейских школ, чтобы почтить память погибших на фронте, в гетто и концлагерях, поделиться воспоминаниями, пообщаться.
     Шли годы, времена изменились, в Советском Союзе началась перестройка, и в мае 1988 года на очередной  такой встрече популярный латвийский журналист-международник Маврик Вульфсон неожиданно выступил с предложением воссоздать в Латвии общество еврейской культуры. Предложение было воспринято с энтузиазмом, и вскоре стали собираться инициаторы этого начинания. Предполагалось и создание еврейской школы.
 
- Кому в первую очередь обратилась инициативная группа?
 
     Для того чтобы начать действовать, тогда требовалось официальное разрешение высших партийных инстанций. Было подписано заявление в ЦК Компартии Латвии с просьбой разрешить учреждение Латвийского общества еврейской культуры (ЛОЕК). Инициаторами были врач Ева Ватер, ученый-экономист Георг Либерман, историки Маргер Вестерман и Хоне Брегман, юристы Александр Бергман и Рута Марьяш, кандидат физико-математических наук Михаил. Августон, сотрудник киностудии Рувим Амдур, ветеран войны Мара Забежанская, журналист Любовь Футлик и издательский работник Вера Беркович,  архитектор Яков Голанд,  Заявление было передано в ЦК, и вскоре официальное разрешение на создание ЛОЕК было получено.  Обществу было предоставлено здание бывшего еврейского театра на улице Сколас, 6. Здесь долгие годы располагался университет марксизма-ленинизма, а 30 октября 1988 года в большом зале снова собрались евреи. Так было положено начало новой страницы в жизни евреев Латвии. Создание еврейской школы было одной из его первоочередных задач.
  Какие гос.структуры поддерживали и помогали Вам?.
     Содействие созданию еврейской школы в Риге  -  предоставление помещения,финансирование и т.п. было оказано  Министерством народного просвещения Советской Латвии, которое имело право учитывать национальные особенности республики. Там тогда уже существовало подразделение , занятое воссозданием школ нацменьшинств, где работал Яков Плинер.
- Как долго шли переговоры , длился подготовительный период?
С 30 октября 1988 года по 1 сентября  1989 г.


- Какие трудности, преграды возникали на пути?


      Школа рождалась в обстановке острых разногласий. К этому времени начал усиливаться поток эмиграции в Израиль, и многие полагали, что основной задачей еврейской школы должна стать подготовка еврейских детей к последующей жизни на исторической родине. Тем не менее, в школе детей начали обучать не только языку Торы - ивриту, но и языку идиш, на котором вплоть до Второй мировой войны говорили евреи Латвии, все восточноевропейское еврейство. Первыми преподавателями идиша стали Лев Рейзин и Любовь Футлик, которая тогда сама же и составила необходимый для этого учебник. Были трудности в подборе педагогов. Основатель и первый директором стал историк Хоне Брегман, трудился над созданием этой школы самоотверженно и упорно.
     И среди членов  правления ЛОЕК не было единодушия в вопросе о предназначении школы. Некоторые (Зильбер,Кричевский и др.) полагали, что школа должна лишь готовить будущих граждан  государства Израиль и обучать только языку иврит  .Остальные и в первую очередь директор Хонэ Брегман были против таких ограничений.Разгорались отчаянные споры…
   
-Кто поддерживал Вас материально и морально в их преодолении?
    
     Финансировало в то время среднее образование государство.
     Моральную поддержку оказывал и  сформировавшийся к тому времени Народный Фронт Латвии,  в ЛОЕК была создана группа его сторонников.
- Кто поставил " точку " в решении открыть школу?
Министерстве народного просвещения ЛССР.

- Как помогало гос.Израиль?

     Снабжало учебниками по иудаике и ивриту.В то время у Израиля не было дипломатических отношений с Советским союзом, в  Латвийскую ССР наезжал  консул  по фамилии Горев..

- Назовите пожалуйсто первый адрес школы?

     Улица Дзирнаву,29,  Дом в глубине  двора. 

- Кто из почетных гостей присутсвовал 1 сентября первого учебного года?
 
     Не знаю.Помню, что весь двор и улица  перед школой были полны народа.
.И последний вопрос:

- Увидели ли Вы свою мечту воплощенной?
      
     Да. Ведь после долгих лет культурного  вакуума мы снова обрели возможность совместного обучения, реального, а не только формального равноправия среди народов страны проживания. Особенно важно это было для молодежи - избавиться от еврейского "комплекса неполноценности": чувства озабоченности, мнительной настороженности. При этом цель нашего просвещения не конфронтация, а содействие консолидации народов, вместе с которыми мы живем. Это в наших кровных интересах, ведь разжигание любой национальной розни чревато угрозой существования нашего народа – таковы уроки истории.
 Рута Марьяш
  20 февр.2016.


Рецензии