Завод накануне революции Из цикла Посёлок

       Борьбой рабочих за свои права начался для Юго-Камского завода двадцатый век. Кризис промышленности в России сказался на плохом состоянии техники на заводе: рабочая сила использовалась не круглый год. Рабочим предоставлялись “гулевые” – время, когда вынуждены были они заниматься сельским хозяйством да кустарным промыслом: выделкой подков, кос, сабанов – русских плугов,  – топоров и прочих товаров.
   
    Трудно сказать, что давало рабочим основные средства к существованию: работа на заводе или занятия в хозяйстве. Скорее всего – второе, коль скоро все югокамцы держали в своих подсобных хозяйствах коров, свиней, овец, гусей, кур и даже лошадей, имели изрядные земельные наделы для выращивания овощей, покосы для заготовки сена. Работа на заводе не была для них единственным средством к существованию: выручало собственное хозяйство, хотя у иных рабочих была неплохая по тем временам зарплата.
   
    Золотой век Юго-Камска уходил в прошлое, на смену ему шло время острого размежевания общественных слоёв да революционной борьбы. Прибывшие на завод студенты И.П.Иванов и Лапандин организовали ячейку РСДРП, благо, что условия для этого складывались благоприятные. Всё больше происходило на заводе несчастных случаев: охраны труда не было, широко использовался детских труд, ни о каком о социальном страховании не было и речи.
    
     Не удивительно, что всё это вызвало рост самосознания рабочих, начало их организованных выступлений. В марте 1905-го года рабочие механического цеха потребовали увеличения зарплаты на 25%, подписали коллективное требование и через своего представителя Е.Л.Аликина вручили его управляющему заводом К.М.Добровольскому. Их примеру тут же последовали рабочие других цехов. Весть о расстреле девятого января демонстрантов в Петербурге послужила толчком к массовому возмущению заводчан. Многие влились тогда в состав РСДРП.
   
    Первого мая 1905-го года состоялась первая маёвка. Сохранились воспоминания о ней Михаила Аликина, которому в ту пору было шестнадцать лет: “Накануне среди рабочих в строжайшей тайне от начальства разнеслось, что на Гульбище 1 мая состоится маёвка. В условленное время, чтобы не привлекать внимания полиции, шли кто с пилой, кто с топором, кто с чайником. Я с другими подростками стоял на мосту в пикете. Мы должны были показывать дорогу рабочим и следить, чтобы не нагрянула полиция. Ещё один такой пикет дежурил на плотине. В логу за горой Гульбище собралось человек пятьдесят. Это были рабочие механического, литейного, модельного и пудлингового цехов. Место было выбрано удачно: собравшихся скрывала стена вереса и мелкого леса. В выступлениях рабочих звучал протест против царского режима. Потом мы разучили две революционные песни, пели их вполголоса. Расходились тоже небольшими группами, чтобы не привлекать внимание полиции”.
   
    Девятнадцатого ноября 1905-го года забастовали рабочие механического и прокатного цехов: они потребовали сокращения рабочего дня до восьми часов, повышения зарплаты на 30%, обеспечения неприкосновенности депутатов. Едва лишь забастовка прекратилась, как руководители её – Чернышев, Нечаев, Спехов – были арестованы, а Гилёв, Шилов, Аликин – уволены без права поступления на завод.
 
      В ноябре-декабре того же года начались волнения среди подзаводских крестьян соседних волостей: в массовом порядке и самовольно занялись они порубкой леса в Юго-Камской лесной даче. В одном из донесений полицейского урядника сообщалось, что крестьянами учинена самовольная порубка леса в количестве ста пятидесяти деревьев и что крестьяне скопом – человек по двадцать-тридцать – являются на дачу с намерениями и впредь вести порубку леса, не боясь ответственности.
   
     Были случаи нападения на стражников. Четвёртого сентября на улице возле Верхнего завода ночной обход стражников – двенадцать стражей да два урядника – встретил группу молодых рабочих около сорока человек, вооружённых стягами и поленьями. Произошла стычка. Стражники открыли предупредительный огонь из пистолетов и разогнали толпу, а вскоре на завод прибыла рота солдат, отряд ингушей и конная полиция.
   
     Однако, остановить рабочие и крестьянские волнения властям уже не удавалось. Ленский расстрел 1912-го года снова всколыхнул весь Юго-Камский завод. Рабочие организовали сбор средств для помощи семьям расстрелянных.
   
       Начавшаяся в 1914-м году Первая мировая война привела к сокращению производства железа и проката, завод перестроился на выпуск заказов для фронта. В цехах отливались снарядные стаканы и корпуса бомб в кокильных изложницах, производились бомбы и бомбомёты, колючая проволока. Выпуск её составил шесть-семь тысяч пудов год. В армию мобилизовано было мужское население, для нужд фронта потребовалось и конское поголовье. В 1916-м году для нужд завода проложен был рельсовый путь с конной тягой до Камы.
   
     Торговля в те времена находилась в частных руках. Мукой торговал купец Лазарев, мясом – купец Аликин, мануфактурой – купцы Кетов и Токарев, бакалеей торговали Спиридонов и Петухов. Они обеспечивали посёлок всем необходимым.
 
       Управляющий заводом Константин Михайлович Добровольский жил с семьёй в деревянном двухэтажном доме на углу нынешних улиц Советской и Труда. Дом был с верандой и большим садом с множеством цветов. Вдоль забора между елок и пихт цвели ландыши, на клумбах возле веранды красовались розы, маргаритки, петуньи, астры. За цветами ухаживал специальный садовник Выломов, а в углу сада была большая отапливаемая теплица, где зимой выращивали свежие овощи и ягоды.  На Рождество к столу управляющего всегда подавались свежие огурцы, дыни, малина.
   
     На верхнем этаже дома было десять комнат – зал, прихожая, столовая. На нижнем размещались подсобные помещения: прачечная, кухня. Обеды подавались на второй этаж на специальном лифте. Зарплата управляющего составляла девяносто рублей в год, но прислуга: кухарка, прачка, конюх, садовник – содержалась за счёт графини.
   
      В конторе завода у управляющего был отдельный кабинет, а рядом работали бухгалтер, делопроизводитель и машинистка. Так дожил посёлок до событий февраля 1917-го года.
    
       Уже третьего марта 1917-го года в посёлке состоялась массовая демонстрация и митинг под красными флагами в поддержку Февральской революции.  Срочно была создана партийная группа РСДРП. Было принято решение о создании на заводе Делового совета с целью контроля над деятельностью администрации. В тот же день была создана профсоюзная организация, председателем которой стал Пётр Лукич Каменских. Восемнадцатого марта в Юго-Камском была ликвидирована полиция Ночью группа рабочих их двадцати двух человек арестовала пристава. Полицейские разбежались сами, кто куда.
      

     Вот как вспоминала те времена Маргарита Николаевна Исупова: “Стояло всеобщее ликование. Свобода! Все равны! Ура! Каждый день – митинги, собрания, демонстрации. Однажды видела я с братьями из окна второго этажа, как по улице шла колонна демонстрантов с красными флагами У всех рабочих и служащих на груди красные банты.
    В первых рядах под знаменем шагала наша мама – в бархатном тёмно-зелёном платье с красным бантом на груди. Мама махнула рукой, и все запели “Отречёмся от старого мира…”.
      


Рецензии