Алексей Немов против движения СтопХам

Разрыв единства с миром - главная проблема современного человека. Это проявляется в отстраивании своей собственной территории, территории своего Эго и тщательной защите потом завоёванного пространства. Хорошо видно это на примере известных людей, звёзд шоу-бизнеса, спорта. Попадая на Олимп, человек, пройдя огонь и воду, не проходит испытания медными трубами. Звук фанфар даёт звезде ложный сигнал к ощущению собственной значимости, собственной избранности. И начинаются проблемы. Так сложилось в случае Алексея Немова, когда спортсмен на большой (статусность!) чёрной машине в течение двух дней вставал вторым рядом на проезжей части, чтобы его даме было удобно сходить в магазин. В первый день его вежливо попросили отъехать стопхамовцы. Но на второй день всё повторилось. Но в этот раз Алексей решил спровоцировать молодого человека на агрессивные действия. Видимо, чтобы потом можно было заявить в полицию. Иначе трудно представить себе более отвратительное поведение, когда гимнаст даже не отталкивал от своей машины активиста, а рукой брался за его лицо и слегка отжимал назад. Понятно, что этот жест - самый унизительный, какой можно только придумать. И трудно оставаться хладнокровным, когда всей пятернёй так "гладят" тебя по лицу. Но нам важнее понять, что кроется за этим поведением. (Кстати, этот случай, действительно, стал резонансным в Интернете. Достаточно в Яндексе в поисковой строке набрать "Алексей", как во второй строчке подсказки вылезает "Алексей Немов", а в результатах поиска после Википедии идут сразу ссылки на инцидент.)

Википедия пишет: Алексей Немов - "Российский гимнаст, 4-кратный олимпийский чемпион. Полковник ВС РФ запаса. Главный редактор журнала «Большой спорт»." Человек заслуженный, гордость России. Но не бывает великого человека без великой души. Гармоничный человек - это человек открытый миру, добродушный, даже великодушный, терпимый, со смирением и терпением относящийся к тем, кто не столь гармоничен. А главное, это человек, который чувствует своё единство с миром. Единство с миром - это умение чувствовать чужую боль, поставить себя на место другого человека. Это понимание, что у каждого есть своё личное представление о справедливости, о достоинстве, свои личные интересы и желания. И человек именитый - это всего лишь человек, наделённый огромными талантами, способностями, сильной волей. А всё это можно определить как очень высокая природная энергетика. Но если энергетика высокая, то это не случайно. Значит, в прошлых жизнях человек её заработал своей внутренней душевной работой. Он получил в этой жизни аванс, который ему дали Свыше для великих дел по преобразованию этого мира. Действия такого человека, вся его жизнь должна быть подчинена миссии нести в мир свет, тепло, своим примером показывать дорогу к счастью обществу, в котором он живёт. В какой-то степени это умение жертвовать частью того, что тебе дано, но полностью не принадлежит тебе самому. Как и жизнь нам дана на время, так и все наши способности, блага, земное счастье мы берём в аренду у того, кто нас создал. Чем выше человек поднимается, тем больше ответственность его перед обществом. Это та плата за свободу, которую человек получает. Известный спортсмен, обладатель наград, славы, почёта и уважения, денег, материальных благ. Но всё это побочный продукт его работы над собой. В фильме "Ключ без права передачи" есть такая фраза, которую произносит директор школы в адрес талантливой учительницы, но которая свой талант противопоставила не столь талантливым другим учителям школы: "Человек, которому дано природой, должен быть добрым, щедрым. Вам, по-моему, дано. Не каждому удаётся совмещать призвание с куском хлеба." Эту фразу можно было бы адресовать и Алексею Немову. Но почему так получается, что человек, достигший высот в обществе, не может справиться с собственным эгоизмом?

Каждый человек, помимо собственной души, обладает ещё и тем, что мы называем инстинктами. Это наша животная сущность. Она тоже важна, потому что помогает нам выживать в мире материальном. Инстинкты создают рефлексы выживания. И именно инстинкты входят в противоречие с тем, что требует душа. Инстинкты заставляют человека создавать территорию наших личных интересов. Масштаб территории во многом зависит от потенциальных способностей и возможностей человека. Для одного это сам человек, его жилище, его принципы, его желания. Для другого это его семья, дети. их благополучие. Третьи способны отождествить себя со своим бизнесом, сферой своей деятельности или управления. Например, директор школы будет бережно выстраивать, как своё родное детище, организм учебного заведения со всем, что в нём находится, а потом ревностно оберегать честь своей школы. Но он уже не будет интересоваться проблемами образования в целом по стране. Есть люди, которые себя, свою территорию связывают со своим народом, нацией. Из таких получаются национальные активисты, которые, например, выражают свою точку зрения как "Россия для русских", "Германия превыше всего" и так далее. И это всё работа инстинктов. Мы все с этим рождаемся. Инстинкты даны нам природой. Но жеребёнок рождается тоже с инстинктами. При этом жеребёнок - это готовая лошадь. Происходит только его физический рост. Никаких новых качеств там не появляется. А человек формируется и дальше, от момента рождения до 3-5 лет идёт формирование мозга, затем личности ребёнка. Поэтому жеребёнок выращенный без родителей в искусственных условиях станет лошадью. А человек в отрыве от родителей, от общества, от людей останется животным. Эксперимент "Маугли" в реальной жизни невозможен. И значит, процесс воспитания человека очень важен именно на ранней стадии развития. Но в чём заключается главный принцип воспитания? Какова цель воспитания, если выразить это кратко, в одной фразе?

Если понимать механизм животных инстинктов, осознавать, что в мир мы приходим для того, чтобы подняться над инстинктами, что главной составляющей нашего Я является наша Божественная сущность, то искать эту цель надо не в нашей временной оболочке, а в нашей вечной составляющей. То есть в душе. Душа - это та сущность, ради развития которой мы и приходим в этот мир. Но душа и главный антагонист нашего животного начала, наших инстинктов. Значит, главный принцип процесса воспитания - это научить ребёнка преодолевать инстинкты. Не отказываться от них, не уничтожать их, а подниматься над ними, трансформировать энергию нашего низшего Я в энергию высших чувств, где наивысшим чувством является чувство любви к Создателю. Только Любовь и способно объединять всё живое во Вселенной. Если в детстве человеку мать дарила своё тепло, любовь, учила его быть внимательным к другим, заботливым, сочувствовать, сопереживать чужому горю, чужому страданию, умению чувствовать чужую боль как свою, то такой человек, взрослея, никогда не поставит свой корыстный интерес выше общественного блага. Но кроме матери, родителей, воспитывает и общество. В момент взросления в 15-16 лет человек, выбирая свой жизненный путь, подсматривает в обществе те идеи, которые кажутся ему наиболее эффективными. Если общество определяющей идеей провозглашает идею иерархического принципа, где прав больше у того, кто выше на общественной лестнице, то общество будет воспитывать людей в духе Раскольниковых, которые делят всё общество на "тварей дрожащих и тех, кто право имеет". Но такое общество нежизнеспособно. Разобщённость, жизнь только интересами своего клана приводит к распаду государства и порабощению его более сильными игроками. Но если таково мировоззрение всего человечества, то оно обречено на гибель. Это всё проверено уже историей. Мы уже знаем, что предыдущие цивилизации не прошли испытание на выживание. И в нашей цивилизации, в частности, русской истории, период раздробленности и смуты приводили к завоеванию Руси Ордой, к польской интервенции и т.д.

Кому-то покажется странным, что я начал с Немова, а пришёл к русской истории. Но я пишу не для красного словца, и это не графоманские излияния.

Случай с Немовым находится в той зоне моих исследований, которую я назвал "Гражданская позиция звёзд". Чем выше человек поднимается, тем ответственнее должен он относиться к тому, что он говорит, делает, к своим желаниям и побуждениям. Если знаменитый человек поклоняется своим инстинктам, ставит на первое место своё Эго, защиту своей личной территории, то с него будут брать пример тысячи и тысячи его поклонников. В масштабах страны это пагубно скажется на всём обществе, на его единстве. Обыватель будет считать, что важно защищать только то, до чего ты можешь достать, что можешь сделать своим. Остальное не существенно, пусть пропадает. Сейчас и так наше общество перемешано. Рядом с теми, кому не всё равно, кто активно выступает за защиту нравственных ценностей, кто пропагандирует традиционные ценности семьи, дружбы, взаимопомощи, трезвости, патриотизма, живут откровенные хамы, которые готовы убить только за то, что поцарапали их "навороченную тачку", кто паркуется так, как ему удобно, кому наплевать, что делается в соседней квартире,  не то, что в стране. Кто готов за красивую сытую жизнь продать свою Родину, разрушить её святыни, её историю, потому что на этом можно хорошо заработать.

Заслужить место на пьедестале спортивном не тоже самое, что заслужить место на пьедестале истории. Достоинство - это не высокомерие. Это умение дать возможность быть достойным твоему оппоненту. По этому поводу хорошо сказал Карлос Кастанеда:

"Смирение воина и смирение нищего – разные вещи. Воин ни перед кем не опускает голову, но в то же время он никому не позволит опустить голову перед ним. Нищий, напротив, падает на колени и шляпой метёт пол перед тем, кого считает выше себя. Но тут же требует, чтобы те, кто ниже него, мели пол перед ним."

Итак, резюме будет таким. Территория нашего Эго имеет границы, какими бы талантами мы не обладали. Территория души бесконечна, потому что через чувство Любви она связана с Богом, а следовательно, и со всей Вселенной, со всеми людьми на нашей планете Земля. Поэтому человек, живущий инстинктами, действует по шаблону, стандартно, предсказуемо. Человек, живущий душой, всегда многогранен, небанален, оригинален и творчески преобразует пространство вокруг себя.


Рецензии